Понятие и основные признаки акционерного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 05:04, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование акционерного общества как субъекта гражданского права и выявление коллизий действующего законодательства в данной сфере.
Для достижения вышеуказанной цели нам необходимо решить следующие задачи:
Дать определение акционерного общества, как субъекта гражданских правоотношений, выявить особенностей данного общества, отличающих его от других существующих видов коммерческих юридических лиц, изучить содержание прав и обязанностей органов управления данным обществом.
Провести анализ содержания учредительных документов акционерного общества, а так же определить порядок формирования его капитала.
Изучить последовательность и порядок создания, реорганизации и ликвидации данного общества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
1.Понятие, особенности акционерного общества и управление его деятельностью…………………………………..5
1.1 Понятие и особенности акционерного общества…………………………….5
1.2 Управление деятельность акционерного общества………………………….9
2. Учредительные документы и порядок формирования капитала акционерного общества………………………………………….13
2.1 учредительные документы акционерного общества………………………..13
2.2 Порядок формирования капитала акционерного общества………………..14
3. Порядок создания и прекращения деятельности акционерного общества……….18
3.1 Порядок создания акционерного общества…………………………………18
3.2 Порядок реорганизации акционерного общества…………………………..20
3.3 Порядок ликвидации акционерного общества……………………………...22
Заключение ……………………………………………………........................................26
Список использованной литературы…………………………………………………...27

Вложенные файлы: 1 файл

акционерное контрольная1111111.docx

— 61.25 Кб (Скачать файл)

 

3.2 Порядок реорганизации  акционерного общества

 
Реорганизация акционерного общества заключается в том, что права  и обязанности реорганизуемого  общества переходят к иным юридическим  лицам в порядке правопреемства. Реорганизация может происходить  как по решению самого акционерного общества, например для более устойчивого  существования на рынке; так и по постановлению компетентного органа.44 Например, на основании решения антимонопольного органа в соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. (в редакции от 8 ноября 2008 г.)45 Невозможно говорить о создании и прекращении юридического лица как об определяющих признаках реорганизации, поскольку они свойственны не всем ее формам. Реорганизация акционерного общества может быть произведена в следующих формах: слияние, присоединение, выделение, преобразование, разделение. Инициатива проведения реорганизации исходит от его совета директоров, вносящего соответствующий вопрос на повестку дня общего собрания. Принятие решения о реорганизации требует для утверждения большинства в три четверти голосов общего собрания акционеров. В случае реорганизации общества в некоммерческое партнерство решение должно приниматься всеми акционерами единогласно. Помимо самого решения о реорганизации общее собрание акционеров рассматривает следующие вопросы: об утверждении уставов обществ, возникающих в результате реорганизации, об установлении порядка конвертации акций реорганизуемого общества в акции его правопреемников, об утверждении договоров о слиянии или присоединении, решений о разделении, выделении или преобразовании и документов, оформляющих правопреемство – передаточного акта или разделительного баланса. В голосовании при этом участвуют все акционеры общества – владельцы обыкновенных и привилегированных акций. Далее общество обязано уведомить об этом кредиторов не позднее 30 дней со дня принятия решения о реорганизации. При реорганизации в форме слияния или присоединения – со дня принятия решения об этом последним из обществ, участвующих в таком слиянии или присоединении.46 Общеизвестно, что одной из особенностей таких форм реорганизации акционерных обществ, как слияние или присоединение, является тот факт, что они осуществляются в том числе на основании заключенных между реорганизуемыми обществами договоров. Бычков А.В. указывает, что первопричиной появления договоров о слиянии и присоединении явилось намерение участников гражданского оборота каким-то образом запустить оборот имущественных комплексов, пусть и не путем признания их отдельными объектами гражданско-правового регулирования. В дальнейшем такие имущественные комплексы были признаны оборотоспособными объектами прав. Одной из причин этого явилось укрупнение компаний, которые могли включать в себя целый ряд имущественных комплексов, каждый из которых мог без ущерба для других и самого себя быть отделен от других имущественных комплексов, принадлежащих одному юридическому лицу.47 Общество обязано письменно уведомить своих кредиторов и опубликовать в соответствующем печатном издании сообщение о принятом решении. Кредиторы в течение 30 дней с даты направления им уведомлений или даты опубликования вправе письменно потребовать от общества досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств и возмещения им убытков. Без предоставления доказательств об уведомлении кредиторов государственная регистрация обществ созданных в процессе реорганизации и внесение записи о прекращении деятельности реорганизованных обществ невозможна.48 Необходимый этап реорганизации общества – утверждение учредительных документов его правопреемников и формирование их органов управления. Так же отличающей чертой реорганизации данного общества является конвертация акций – форма выпуска акций и представляет собой обмен акций реорганизуемого общества на акции его правопреемников, имеющей место при проведении всех форм реорганизации за исключением преобразовании, которое направлено на возникновение юридического лица иной организационно-правовой формы.49

 

3.3 Порядок ликвидации акционерного общества

 
Прекращение акционерного общества в  форме ликвидации подчиняется нормам Гражданским кодекса, общим для  всех юридических лиц и соответствующим  нормам Закона об акционерных обществах. Акционерное общество может быть ликвидировано добровольно или  по решению суда. В Гражданском кодексе названы лишь две причины, по которым происходит добровольная ликвидация – истечение срока, на который было создано юридическое лицо, и достижение цели, ради которой оно было создано. Решение о ликвидации должно быть немедленно в письменной форме сообщено органу государственной регистрации по месту регистрации акционерного общества.

Принудительная ликвидация данного общества производится по решению  суда в соответствии с основаниями, указанными в Гражданском кодексе: осуществление деятельности без  надлежащего разрешения, либо деятельности запрещенной законом, либо с иными  грубыми нарушениями закона или  иных нормативных правовых актов. Основанием для принудительной ликвидации является также несостоятельность общества.50 Условия и порядок объявления акционерного общества банкротом, а также особенности ликвидационной процедуры определены Законом о банкротстве, а для кредитных организаций – Федеральным законом от 25 февраля 1999г. «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (в редакции от 28 апреля 2009 г.)51.

Исследуя порядок ликвидации акционерного общества необходимо обратить внимание на существующую коллизию в  акционерном законодательстве, влекущую практические проблемы. Подпункт 3 пункта 1 статьи 48 закона говорит о том, что  ликвидация общества находится непосредственно  в компетенции общего собрания акционеров. Однако согласно статье 21 Закона «Об  акционерных обществах» общее собрание акционеров выносит решение о  ликвидации по инициативе совета директоров.

Исходя из указанной несогласованности  в законодательстве, можно сделать  два противоположных вывода. Первый заключается в том, что статья 21 дополняет нормы статьи 49, то есть расширяет круг вопросов, которые  в обязательном порядке решаются с участием наблюдательного совета, а именно вопрос, связанный с ликвидацией. Второй вывод исходит из того, что  статья 21 устанавливает не обязанность, а право наблюдательного совета инициировать ликвидацию общества, независимо от того, было ли данное право предусмотрено уставом.

Мы считаем более рациональным принять за основу второй вариант  и внести соответствующую поправку в статью 21 настоящего закона. На основании  данного положения мы предлагаем изложить содержание п.2 ст. 21 настоящего закона в следующей редакции: «В случае добровольной ликвидации общества совет директоров (наблюдательный совет) ликвидируемого общества имеет право  вынести на решение общего собрания акционеров вопрос о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии».

Следующий этап ликвидации заключается в том, что общее  собрание акционеров принимает решения  о проведении ликвидации, назначении ликвидационной комиссии, об утверждении  промежуточного и окончательного ликвидационных балансов большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, участвующих в собрании.52

В литературе можно встретить  различные мнения о характере  ликвидационной комиссии как органе управления деятельностью акционерного общества. Ликвидационная комиссия обладает всеми признаками органа юридического лица: ее создание санкционировано  законом и уставом конкретной компании, она обладает определенной компетенцией, ее деятельность реализуется  в действиях лиц, являющихся ее членами. Так, Шапкина Г.С. полагает, что ликвидационная комиссия может рассматриваться в качестве органа юридического лица на этапе его ликвидации. Согласно другой позиции, ликвидационная комиссия не является органом юридического лица, поскольку осуществляет управленческие функции не в целях организации его деятельности, а для решения особой задачи, поставленной перед ней в соответствии с законом.

Беляев А.Д., учитывая возможность  рассмотрения ликвидационной комиссии с точки зрения органа управления деятельностью общества, считает  необходимым ограничить период ликвидации сроком не более 12-18 месяцев. В противном будет иметь место не ликвидация, а своеобразная реструктуризация существующего бизнеса, которая нарушает право акционера на получение части имущества акционерного общества в случае его ликвидации.

Данный автор так же обращает внимание на проблему столкновения интересов миноритарных и контролирующих акционеров, возникающую в процессе ликвидации. Контролирующие акционеры, инициируя процедуру ликвидации, заручившись поддержкой ликвидационной комиссии, зачастую стараются завладеть ключевыми активами предприятия до предусмотренного законом их распределения, что экономически оправданно, а в рамках современного российского законодательства вполне допустимо. Пробел в правовом регулировании конфликта интересов приводит к нарушению прав миноритарных акционеров на получение ликвидационной стоимости бизнеса.53

Далее ликвидационная комиссия осуществляет все необходимые действия, направленные на прекращение дел  общества, расчет по обязательствам как перед контрагентами, так и перед акционерами, исключение акционерного общества из государственного реестра юридических лиц. Следующим этапом ликвидационная комиссия делает выводы о том, какое имущество осталось после завершения расчетов с кредиторами, а также о целесообразности его реализации.  
В соответствии с очередностью, закрепленной ст. 23 закона «Об акционерных обществах», имущество, оставшееся после завершения расчетов с кредиторами распределяется между акционерами.

Ликвидация считается  завершенной, а общество - прекратившим существование с момента внесении органом государственной регистрации  соответствующей записи в единый государственный реестре юридических  лиц.54 
Подведем следующие итоги: процесс создания акционерного общества заключается в подготовке договора о создании акционерного общества, проектов документов и основных решений; представление учредительного и иных необходимых документов в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. Акционерное общество может быть реорганизовано в следующих формах: слияние, присоединение, выделение, преобразование, разделение. Ликвидация общества, как и другого коммерческого юридического лица, может быть осуществлена по желанию или принудительно уполномоченным органом. Прекращение акционерного общества в форме ликвидации подчиняется нормам Гражданским кодекса, общим для всех юридических лиц и соответствующим нормам Закона об акционерных обществах. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
В заключении данной работы мы можем сделать следующие выводы. 
Приведенная в первой главе характеристика акционерного общества и выявленные особенности данной организационно-правовой формы позволяют в полном объеме раскрыть понятие данного коммерческого юридического лица. Специфика акционерного общества заключается в том, что его уставный капитал разделен на доли, выраженных акциями, а участники несут лишь риск убытков в пределах стоимости принадлежащих им акций. Таким образом, можно сказать, что акция является ведущей особенностью, из которой вытекает остальные характеристики данного общества. Так же от возможности распределения и осуществления открытой подписки на приобретение акций, общества разделяются на открытые и закрытые. Основания из отличия так же раскрыты в первом параграфе первой главы работы. Так же мы считаем, что особенности акционерных обществ работников и открытых акционерных обществ, создаваемых в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий, заключается в количественном распределении и порядке распределения акций между участниками данных обществ, которые и отличают их от других типов акционерных обществ. 
Мы пришли к выводу, что структура органов управления акционерным обществом сформирована с целью максимального обеспечения охраны прав акционеров, а именно взаимодействие общего собрания акционеров и наблюдательного совета преследует цель предупреждения совершений действий, связанных с управлением деятельностью в личных корыстных целях.  
Во второй главе мы выяснили, что устав признается единственным учредительным документом общества, что отличает настоящий закон об акционерных обществах от ранее действовавших правовых актов, регулирующих эту сферу деятельности, согласно которым учредительными документами считался сам устав, заявка на регистрацию и протокол общего собрания. Мы считаем, что такой набор документов не представляет должного значения, а лишь усложняет процедуру регистрации общества. Уставный капитал создан как с целью существования акционерного общества, так и с целью защиты прав кредитора. Мы определили, что общество может свободно распоряжаться имеющимся у него имуществом. А из этого следует, что при расчете с кредиторами оно будет расплачиваться только своим уставным капиталом, минимальный размер которого, может оказаться не достаточен для данных расчетов.

Особый интерес вызвал вопрос о характере договора о  создании юридического лица. Мы сделали  вывод о том, что данный договор  носит безвозмездный характер, причем переданный вклад становится собственностью юридического лица, а не участников данного договора.

В третьем параграфе третьей  главы мы выявили следующую коллизию действующего законодательства в данной сфере. А именно противоречие подпункта 3 пункта 1 статьи 48 закона об акционерном  обществе и статьи 21. Последняя в свою очередь указывает на то, что общее собрание акционеров выносит решение о ликвидации по инициативе совета директоров. Статья 48 говорит, что ликвидация общества находится непосредственно в компетенции общего собрания акционеров. Из чего мы делаем вывод о том, что статья 21 расширяет круг вопросов решаемых с участием наблюдательного совета, либо статья 48 предоставляет право наблюдательному совету инициировать решение о ликвидации общества.

На основании второго  положения мы предлагаем статью 21 настоящего закона изложить в следующей редакции: «В случае добровольной ликвидации общества совет директоров (наблюдательный совет) ликвидируемого общества имеет право вынести на решение общего собрания акционеров вопрос о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии».

Таким образом, мы даль определение  акционерного общества, как субъекта гражданских правоотношений, выявили  его особенности, изучили содержание прав и обязанностей органов управления данным обществом. Провели анализ содержания учредительных документов акционерного общества, а так же определили порядок  формирования его капитала. Изучили  последовательность и порядок создания, реорганизации и ликвидации данного общества.

Решив поставленные задачи, мы провели изучение полномочий органов  управления в сфере трудоустройства  и занятости. Выводы, полученные при написании данной работы позволяют утверждать, что поставленная нами цель достигнута. 
 

Список используемой литературы:

    1. Гражданский кодекс Российской Федерации, от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в редакции от 9 апреля 2009г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 32, ст. 3301; 2009, № 7, ст. 775.
    2. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ (в редакции от 7 мая 2009 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 1, ст. 1; Парламентская газета, 2009, № 84.
    3. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. № 174-ФЗ (в редакции от 28 апреля 2009г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 17, ст. 1918; 2009, № 18, ст. 2154.
    4. Федеральный закон Российской Федерации «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» от 19 июля  1998 г. № 115-ФЗ (в редакции от 21 марта 2002 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 30, ст. 3611; 2002, № 12, ст. 1093.
    5. Федеральный закон от 25 февраля 1999г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (в редакции от 28 апреля 2009 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 9, ст. 1097; 2008, № 18, ст. 2153.
    6. Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (в редакции от 29 апреля 2008 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 25, ст. 3493; 2008, №18, ст. 1941.
    7. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (в редакции от 24 июля 2008г) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 4, ст. 251; Российская газета, 2009, № 84.
    8. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. № 138-ФЗ (в редакции от 8 ноября 2008 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31, ст. 3434; 2008, № 45, ст. 5141.

Информация о работе Понятие и основные признаки акционерного общества