Понятие и правовой статус таможенных органов Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 20:12, доклад

Краткое описание

Таможенные органы действуют под общим руководством Президента Республики Беларусь и обладают строго определенной компетенцией в сфере таможенного дела. Компетенция таможенных органов -- это система властных полномочий, функций и задач, возлагаемых государством на таможенные органы, в их неразрывной связи между собой. Государство предоставляет таможенным органам определенные полномочия для выполнения возложенных на них функций и решения поставленных перед ними задач. Полномочия таможенных органов складываются из совокупности их прав по отношению к управляемым объектам и обязанностей перед личностью, обществом и государством.

Вложенные файлы: 1 файл

таможенные органы рб.docx

— 38.88 Кб (Скачать файл)

Основные задачи ГТК вытекают из основных направлений таможенной политики Республики Беларусь и мер  по ее реализации и сводятся к: обеспечению  в пределах своей компетенции  единства экономической безопасности и единства таможенной территории страны; защите экономических интересов  Республики Беларусь; организации применения и совершенствованию средств  таможенного регулирования хозяйственной  деятельности с учетом приоритетов  развития экономики и необходимости  создания благоприятных условий  для участия Беларуси в мировых  хозяйственных связях; организации  и совершенствованию таможенного  дела в Республики Беларусь; обеспечению  соблюдения таможенного и иного  законодательства, контроль за исполнением  которого возложен на таможенные органы; обеспечению участия Беларуси в  международном сотрудничестве по таможенным вопросам.

В соответствии с названными задачами ГТК выполняет функции, которые можно разделить на следующие  группы.

1. Организационные функции.  К ним, относятся: подготовка  предложений о совершенствовании  таможенной политики, разработка  правового, экономического и организационного  механизма ее реализации и  претворение ее в жизнь; подготовка  проектов правовых актов о  таможенном деле; в соответствии  с законодательством Беларуси  создание таможен, таможенных  лабораторий, вычислительных центров,  баз материально-технической базы, полиграфических, строительно-эксплуатационных  и иных предприятий и организаций,  деятельность которых способствует  решению задач таможенных органов.

2. Фискальные функции.  В процессе осуществления своей  деятельности ГТК вносит в  установленном порядке предложения  о ставках и механизме применения  таможенных и иных пошлин и  налогов в отношении товаров,  перемещаемых через таможенную  границу; участвует в разработке  мер экономической политики в  отношении товаров, перемещаемых  через таможенную границу, включая  лицензирование, регулирование цен  и другие нетарифные меры, осуществляет  их реализацию; организует взимание  таможенных пошлин и налогов  и иных таможенных платежей  в отношении товаров, перемещаемых  через таможенную границу; обеспечивает  своевременное и полное внесение  в бюджет таможенных пошлин  и налогов; выдает или обеспечивает  выдачу лицензий и квалификационных  аттестатов, аннулирует или отзывает  их, обеспечивает ведение реестров, утверждает размеры сборов и  других платежей.

3. Таможенное оформление  и таможенный контроль. К этим  функциям относятся: непосредственная  организация таможенного оформления  товаров и транспортных средств;  осуществление мер по его совершенствованию  и упрощению; обеспечение как  самостоятельно, так и во взаимодействии  с другими правоохранительными  органами контроля за соблюдением  режима зоны таможенного контроля, организация системы охраны объектов  таможенной инфраструктуры; организация  осуществления таможенного контроля  и принятие мер по его совершенствованию  и упрощению без ущерба эффективности  такого контроля; участие в разработке  и организации соблюдения разрешительного  порядка перемещения отдельных  товаров и транспортных средств  через таможенную границу; участие  в организации экспортного контроля, контроля за вывозом стратегических  и других жизненно важных для  Беларуси материалов, а также  культурных ценностей.

4. Валютный контроль. К  этой группе можно отнести  следующие функции ГТК: организация  осуществления валютного контроля (в пределах компетенции); выполнение  функций органа валютного контроля.

5. Правоохранительные функции.  К ним относятся: обеспечение  участия таможенных органов в  осуществлении мер по защите  государственной безопасности, охране  общественного порядка, нравственности  населения, жизни и здоровья  человека, животных и растений, окружающей  природной среды, защите интересов  потребителей, ввозимых товаров;  организация борьбы с контрабандой  иными преступлениями в сфере  таможенного дела; обеспечение выполнения  таможенными органами в соответствии  с действующим законодательством  функций органов дознания по  таким преступлениям и органов,  осуществляющих оперативно-розыскную  деятельность; организация ведения  борьбы с административными таможенными  правонарушениями, посягающими на  нормальную деятельность таможенных  органов; обеспечение оказания  содействия таможенными органами  борьбе с международным терроризмом  и пресечению незаконного вмешательства  в аэропортах Республики Беларусь  в деятельность международной  гражданской авиации; осуществление  контроля за соблюдением должностными  лицами таможенных органов законности  при производстве по делам  о контрабанде и об иных  преступлениях в сфере таможенного  дела, осуществлении оперативно-розыскной  деятельности, производстве по делам  об АТП и их рассмотрении, посягающих  на нормальную деятельность таможенных  органов.

6. Таможенная статистика. В данную группу можно включить  следующие функции ГТК: организация  ведения таможенной статистики  внешней торговли и специальной  таможенной статистики Республики  Беларусь; представление Президенту  Республики Беларусь, Правительству  Республики Беларусь и другим  органам исполнительной власти  данных таможенной статистики  по вопросам, отнесенным к их  ведению, а также субъектам  в части, непосредственно к  ним относящейся; обеспечение  информирования государственных  органов, предприятий, учреждений, организаций и граждан посредством  официальных публикаций данных  таможенной статистики внешней  торговли по формам, принятым  в международной практике; организация  ведения Товарной номенклатуры  внешнеэкономической деятельности, а также работы по подготовке  к ее разработке, изменении и  дополнению.

7. Зашита прав и интересов  граждан, предприятий, учреждений  и организаций при осуществлении  таможенного дела. К этой группе  функций ГТК относятся: создание  условий для реализации прав  граждан, предприятий, учреждений  и организаций на обжалование  решений (в том числе нормативных  актов), действий и бездействия  таможенных органов и их должностных  лиц; обеспечение своевременного  и полного рассмотрения жалоб  и обращений; принятие мер по  устранению причин, порождающих  ущемление прав и интересов  граждан, предприятий, учреждений  и организаций; создание системы  обеспечения заинтересованных лиц  информацией и оказания им  консультаций по таможенным вопросам  в соответствии с законодательством;  обеспечение в пределах компетенции  опубликования наиболее важных  правовых актов по таможенному  делу; проведение информационно-разъяснительной  работы по состоянию и развитию  таможенного дела с использованием  различных средств массовой информации, в том числе иностранных; создание  системы принятия и функционирования  предварительных решений по вопросам  применения законодательных актов  по таможенному делу в отношении  конкретного товара или хозяйственной  операции.

8. Международное сотрудничество. Здесь можно выделить следующие  функции ГТК: разработка проектов  международных договоров по вопросам  таможенного дела, проведение в  установленном порядке переговоров  по их заключению, представление  предложений о заключении таких  договоров; участие в разработке  проектов других международных  договоров Республики Беларусь  в части, касающейся таможенного  дела; участие в деятельности  международных организаций, занимающихся  вопросами таможенного дела; организация  участия Беларуси в деятельности  Совета таможенного сотрудничества; обеспечение выполнения международных  обязательств Республики Беларусь  в части, касающейся таможенного  дела; обеспечение сотрудничества  и взаимодействия с таможенными  и другими компетентными органами  иностранных государств; обеспечение  изучения и анализа таможенной  политики иностранных государств  и состояния таможенного дела  в этих государствах.

9. Кадровая и социальная  политика. К этой группе функций  ГТК относятся: обеспечение подготовки, переподготовки и повышения квалификации  должностных лиц таможенных органов,  подготовка специалистов для  работы в таможенных лабораториях, других подведомственных учреждениях,  предприятиях и организациях; утверждение  учебных программ для подведомственных  учебных заведений; организация  системы обучения специалистов  в области таможенного дела  для предприятий, учреждений и  организаций; развитие материально-технической  и социальной базы таможенных  органов, таможенных лабораторий  и других подведомственных предприятий, учреждений и организаций; содействие реализации мер правовой и социальной защиты должностных лиц таможенных органов, работников таможенных лабораторий и других подведомственных предприятий, учреждений и организаций.

Функций ГТК носят в  основном организационный и контролирующий характер (организация, обеспечение, осуществление  контроля). Это подчеркивает, что  ГТК является функциональным центром  системы таможенных органов, возглавляет  ее и направляет деятельность всех звеньев системы, способствуя реализации задач и функций, стоящих перед  таможенными органами страны в целом.

Возложенные на него функции  ГТК выполняет непосредственно, таможни, таможенные лаборатории, научно-исследовательские  учреждения, вычислительные центры и  другие предприятия и организации.

ГТК наделен правом издания  нормативно-правовых актов по таможенному  делу, обязательных для исполнения всеми таможенными органами Республики Беларусь, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, а также должностными лицами и гражданами.

Возложенные на ГТК функции  и задачи определяют его внутреннюю организационную структуру, состоящую  из руководства ГТК, которое, в свою очередь, состоит из председателя ГТК, его заместителей и коллегии ГТК, а также - из аппарата ГТК, в состав которого входят управления и отделы, создаваемые в соответствии с  функциями и основными направлениями  деятельности ГТК.

ГТК является органом, руководство  которым осуществляется на принципах  сочетания коллегиальности и  единоначалия.

Возглавляет ГТК председатель, который осуществляет общее руководство  системой таможенных органов. Председатель ГТК назначается на должность  и освобождается от должности  Президентом Республики Беларусь. Председатель ГТК имеет заместителей, назначаемых  и освобождаемых от должности  Президентом Республики Беларусь по представлению председателя ГТК. Обязанности  между заместителями распределяются председателем ГТК.

Наиболее важные вопросы, связанные с деятельностью по руководству таможенным делом, решаются на заседаниях образуемой в составе  ГТК коллегии ГТК, возглавляемой  председателем ГТК и состоящей  из его заместителей и ряда иных руководящих работников системы  таможенных органов и организаций  таможенной службы. Решения коллегии претворяются в жизнь приказами  председателя ГТК и являются обязательными  для всех нижестоящих звеньев  таможенной системы.

Основной объем оперативной  работы по руководству деятельностью  системы таможенных органов ложится  на управления и отделы ГТК.

Управления и отделы ГТК, сформированные по функциональному  принципу, обеспечивают подготовку проектов управленческих решений по осуществлению  таможенного дела в стране, а также  руководство и контроль за практической реализацией этих решений территориальными органами и организациями таможенной системы.

ГТК является юридическим  лицом со всеми присущими статусу  юридического лица признаками. Финансирование деятельности ГТК и подчиненных  ему таможенных органов осуществляется за счет средств бюджета, направляемых на содержание органов исполнительной власти, а также иных предусмотренных  законодательством Республики Беларусь источников.

 

4. Таможни Республики  Беларусь

таможенный правовой комитет

Организационный фундамент  системы таможенных органов составляют таможни и они решают основную часть задач в сфере таможенного  дела. Таможня входит в единую систему  таможенных органов и осуществляет свою деятельность под общим руководством ГТК.

Таможни и их подразделения (таможенные посты, центры таможенного  оформления и др.) создаются, как  правило, по территориальному принципу и осуществляют свою деятельность на определенной территории. В настоящее  время на территории Беларуси действуют 13 таможен. Территория подведомственного  таможне региона определяется ГТК. Так, например, юрисдикция Могилевской  таможни распространяется на всей территории Могилевской области. Размещение таможен  на территории страны связано как  с маршрутами перемещения грузов, так и с концентрацией участников внешнеэкономической деятельности. Вплоть до начала 90-х годов большинство  таможен располагалось в приграничной зоне в районах транспортных узлов: аэропортов и железнодорожных станций. Либерализация внешнеэкономической  деятельности обусловила необходимость  реорганизации системы таможенных органов и создания большой сети так называемых «внутренних» таможен (таких, например, как Витебская, Могилевская, Гомельская). Необходимость их создания была вызвана тем, что приграничные таможни стали не в состоянии  оперативно решать ряд таких важных вопросов, как, например, установление степени переработки товара, места  его производства и т.д.

Деление таможен на пограничные  и внутренние соответствует мировой  практике, способствует ускорению грузооборота через таможенную границу и делает таможенный контроль более эффективным. Среди таможен есть небольшие, в  которых работает не более ста  человек, и крупные - со штатом до тысячи и более сотрудников. Для дифференциации таможен в зависимости от размеров им присваиваются разряды (категории). Такая дифференциация таможен существовала как в царской России, так и  в советский период нашего государства.

Территориальный принцип  организации и функционирования таможен не исключает возможность  выделения ряда из них в так  называемые «специализированные» таможни - таможни, специализирующиеся на осуществлении  таможенного дела при определенных обстоятельствах. Так, например, таможня  «Минск-2» специализируется на таможенном оформлении и таможенном контроле авиагрузов. В таможенных органах России практика такова, что весьма актуальным на сегодняшний  день стало создание таможен, специализирующихся на таможенном оформлении и контроле за перемещением через таможенную границу  ряда иных специфических товаров (например, алмазов и драгоценных металлов, радиоактивных материалов и пр.).

Информация о работе Понятие и правовой статус таможенных органов Республики Беларусь