Понятие и принципы гражданства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 18:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является изучение понятия и принципов гражданства в Российской Федерации.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать существующие в науке конституционного права определения понятия «гражданство»;
- изучить нормативные правовые акты, регламентирующие гражданство в Российской Федерации;
- исследовать основные принципы российского гражданства

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие и принципы гражданства……………………………………………6
1.1 Понятие гражданства…………………………………………………………6
1.2 Принципы гражданства……………………………………………………12
2. Приобретение и прекращение гражданства………………………………17
2.1 Приобретение гражданства…………………………………………………17
2.2 Прекращение гражданства……………….....................................................23
Заключение………………………………………………………………………25
Список используемой литературы……………………………………………28

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 52.05 Кб (Скачать файл)

Распространенным способом приобретения гражданства является натурализация (прием в гражданство). Федеральный  закон о гражданстве устанавливает  прием в гражданство в общем (ст. 13) и упрощенном порядке (ст. 14).

Так, иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями  о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке  при условии, если указанные граждане и лица:

а) проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения  с заявлениями о приеме в гражданство  Российской Федерации в течение  пяти лет непрерывно, за исключением  случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи. Срок проживания на территории Российской Федерации  считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации  не более чем на три месяца в  течение одного года. Срок проживания на территории Российской Федерации для лиц, прибывших в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 года и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства;

б) обязуются соблюдать Конституцию  Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;

в) имеют законный источник средств  к существованию;

г) обратились в полномочный орган  иностранного государства с заявлениями  об отказе от имеющегося у них иного  гражданства. Отказ от иного гражданства  не требуется, если это предусмотрено  международным договором Российской Федерации или Федеральным законом  о гражданстве либо если отказ  от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин;

д) владеют русским языком; порядок  определения уровня знаний русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

Срок проживания на территории Российской Федерации, установленный пунктом  «а» ч. 1 ст. 13 Федерального закона о  гражданстве, сокращается до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

а) наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и  культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими  интерес для Российской Федерации;

б) предоставление лицу политического  убежища на территории Российской Федерации;

в) признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом.

Установлено, что лицо, имеющее  особые заслуги перед Российской Федерацией, может быть принято в  гражданство Российской Федерации  без соблюдения условий, предусмотренных  ч. 1 ст. 13 Федерального закона о гражданстве.

Иностранные граждане и лица без  гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями  о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке  без соблюдения условий, предусмотренных  пунктом «а» ч. 1 ст. 13 Федерального закона о гражданстве, если указанные  граждане и лица:

а) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации  и проживающего на территории Российской Федерации;

б) имели гражданство СССР, проживали  и проживают в государствах, входивших  в состав СССР, не получили гражданства  этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства;

в) являются гражданами государств, входивших  в состав СССР, получили среднее  профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных  учреждениях Российской Федерации  после 1 июля 2002 года.

В гражданство Российской Федерации  принимаются в упрощенном порядке  без соблюдения условий, предусмотренных  ч. 1 ст. 13 Федерального закона о гражданстве, ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства:

а) ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя и  при наличии согласия другого  родителя на приобретение ребенком гражданства  Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает  на территории Российской Федерации;

б) ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя;

в) ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека  или попечительство, - по заявлению  опекуна или попечителя, имеющих  гражданство Российской Федерации.

Установив льготный режим получения  гражданства России, федеральный  закон, во избежание усмотрения чиновников, определяет четкий перечень оснований  отклонения ходатайств о приеме в  гражданство России (ст. 16).

Отклоняются заявления о приеме в гражданство Российской Федерации  и о восстановлении в гражданстве  Российской Федерации, поданные лицами, которые:

- выступают за насильственное  изменение основ конституционного  строя Российской Федерации или  иными действиями создают угрозу  безопасности Российской Федерации;

- в течение пяти лет, предшествовавших  дню обращения с заявлениями  о приеме в гражданство Российской  Федерации или о восстановлении  в гражданстве Российской Федерации,  выдворялись за пределы Российской  Федерации в соответствии с  федеральным законом;

- использовали подложные документы  или сообщили заведомо ложные  сведения;

- состоят на военной службе, на службе в органах безопасности  или в правоохранительных органах  иностранного государства, если  иное не предусмотрено международным  договором Российской Федерации;

- имеют неснятую или непогашенную  судимость за совершение умышленных  преступлений на территории Российской  Федерации или за ее пределами,  признаваемых таковыми в соответствии  с федеральным законом;

- преследуются в уголовном порядке  компетентными органами Российской  Федерации или компетентными  органами иностранных государств  за преступления, признаваемые таковыми  в соответствии с федеральным  законом (до вынесения приговора  суда или принятия решения  по делу);

- осуждены и отбывают наказание  в виде лишения свободы за  действия, преследуемые в соответствии  с федеральным законом (до истечения  срока наказания).

В Федеральном законе о гражданстве  закреплены такие основания приобретения гражданства, как оптация, восстановление (реинтегрирование) в гражданстве  и другие. Следует отметить, что  Федеральный закон о гражданстве  подробнейшим образом описывает  каждое основание и порядок приобретения гражданства Российской Федерации, которые неоднократно проверялись  на соответствие Конституции Российской Федерации Конституционным Судом РФ. В своих определениях Конституционный Суд констатировал отсутствие в Федеральном законе о гражданстве положений нарушающих прав и свобод, гарантированных нормами Конституции Российской Федерации17.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Прекращение гражданства

 

Отношения гражданство могут не только устанавливаться, но и прекращаться. В соответствии с Конституцией Российской Федерации российский гражданин  не может быть лишен своего гражданства.

Глава III Федерального закона «О гражданстве  Российской Федерации» посвящена вопросам прекращения гражданства Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации прекращается: а) вследствие выхода из гражданства Российской Федерации; б) по иным основаниям, предусмотренным  данным Федеральным законом или  международным договором Российской Федерации (ст. 18).

В соответствии со ст.19 Федерального закона выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории Российской Федерации, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в общем порядке, за исключением  случаев, предусмотренных ст. 20 Федерального закона. Выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории иностранного государства, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в упрощенном порядке, за исключением случаев, предусмотренных  ст. 20 Федерального закона. Выход из гражданства Российской Федерации  ребенка, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным  гражданином либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, осуществляется в упрощенном порядке  по заявлению обоих родителей  либо по заявлению единственного  родителя.

Федеральный закон устанавливает  основания отказа в выходе из гражданства  Российской Федерации (ст. 20). Выход  из гражданства РФ не допускается, если гражданин Российской Федерации:

а) имеет не выполненное перед  Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом;

б) привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;

в) не имеет иного гражданства  и гарантий его приобретения.

Последняя позиция связана с  выполнением Международной конвенции  о сокращении безгражданства18.

Перечисленные основания отказа в  выходе из гражданства не умаляют  права гражданина изменить свое гражданство. Как видно из списка, основания  отказа в выходе из российского гражданства  минимальны и соответствуют общепринятым международным стандартам. Кроме  того, они носят временный характер и по истечении определенного  периода могут потерять свою актуальность в отношении конкретного гражданина, желающего прекратить правовую связь  с Российским государством.

Полномочными органами, ведающими  делами гражданства Российской Федерации, являются: Федеральная миграционная служба, Министерство иностранных дел, дипломатические представительства  и консульские учреждения Российской Федерации. Их полномочия определены федеральным  законом.

Особо следует отметить, что принятие наиболее важных, принципиально значимых для правового статуса личности решений, связанных с гражданством Российской Федерации, находится в  исключительной компетенции главы  государства. Решение о вступлении в российское гражданство либо о  его прекращении, принятое в общем  порядке, оформляется «именным»  указом Президентом РФ. Это призвано показать чрезвычайную значимость института  гражданства в Российской Федерации.

 

Заключение

Российская Конституция для  определения статуса человека в  системе правовых отношений, использует широко дифференцированный понятийный аппарат, адекватный современному уровню цивилизованных отношений между  людьми и публично-властными структурами. Соответственно ученые, исследующие  исходные положения конституционно-правового  положения индивида в Российской Федерации по действующему законодательству, как правило, указывают и анализируют  в качестве основных три понятия: человек, личность и гражданин.

Гражданство - центральная общеправовая категория, имеющая основополагающее значение для развития всех отраслей права.

В институте гражданства отражены наиболее существенные политико-правовые, социальные, морально-нравственные и  психологические связи и отношения, которые существуют между гражданином  и государством.

Право на гражданство Российской Федерации  относится к основным базовым  правам, закрепленным в международно-правовых документах, Конституции Российской Федерации и других законодательных  и подзаконных актах. Проживающие  на территории России лица, не обладающие российским гражданством, преимущественно  имеют права и свободы, присущие им от природы (права человека), но не имеют большинства политических, многих социально-экономических прав и свобод.

Конституция Российской Федерации, различая права человека и гражданина, наделяет гражданина Российской Федерации не только естественными, данными человеку от рождения правами и свободами (основными правами), но и правами, вытекающими из его устойчивой правовой связи с Российской Федерацией (основными  правами собственно российских граждан). От обладания российским гражданством напрямую зависит реализация гражданами жилищных, трудовых, экономических, пенсионных и других прав.

Действующее в Российской Федерации  законодательство содержит обширный массив правовых норм, призванных регулировать отношения гражданства, что значительно осложняет задачу дифференциации их на самостоятельные институты.

Гражданство - достаточно сложная  научная категория, неразрывно связанная  с правовым статусом человека, охватывающая весь спектр взаимоотношений лица с  государством и обществом. Взаимосвязь  эта проявляется в невозможности  нормального существования каждой из названных категорий по отдельности.

Государство существует для того, чтобы обеспечивать реализацию интересов  человека, защищать его права и  свободы, в то же время для обеспечения  исполнения своих функций государство  требует неукоснительного соблюдения установленных правил поведения  и исполнения обязанностей. Юридически данная взаимосвязь человека и государства  оформляется гражданством или подданством. Обладание гражданством для человека служит гарантией полного распространения  на него юрисдикции данного государства, обеспечения возможности реализации им своих прав и законных интересов, а также защиты остальных граждан  от неправомерных действий какого-либо лица. Таким образом, институт гражданства  выполняет двоякую социально-юридическую  функцию: являясь средством и  способом защиты прав человека, он вместе с тем выступает институтом защиты интересов государства.

Информация о работе Понятие и принципы гражданства