Понятие права государственной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 18:37, курсовая работа

Краткое описание

Действующее законодательство рассматривает государственную и частную собственность не как противостоящие друг другу формы собственности, а как две составляющие экономических отношений собственности, не имеющие политической окраски. Развитие частной собственности в разумных пределах под государственным контролем, как и приумножение государственной собственности, может и должно быть выгодно всему обществу.
В сложной системе экономических отношений государственная собственность представляет собой форму собственности, имеющую целью общенародное присвоение имущества, обособленного от имущества других организаций и граждан. Совпадение общенародных и государственных интересов в сфере присвоения материальных благ основывается на конституционном положении, согласно которому носителем и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ (часть 1 статьи 3 Конституции Российской Федерации).

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 48.93 Кб (Скачать файл)

Иностранные инвестиции могут  быть национализированы, а также  подвергнуты конфискации и реквизиции в исключительных, предусмотренных  законодательными актами случаях, когда  эти меры принимаются в общественных интересах. При осуществлении национализации и реквизиции иностранному инвестору  выплачивается быстрая, адекватная и эффективная компенсация, которая  служит гарантией от принудительных изъятий и незаконных действий государственных  органов и их должностных лиц.

Реквизиция (ст. 242 ГК) является принудительным изъятием имущества  у собственника в государственных, общественных интересах с возмещением  ему стоимости реквизированного имущества, осуществляемым при обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер.

Реквизиции может быть подвергнуто имущество собственника в случаях, когда эта мера вызывается неотложными общественными нуждами  и сопряжена со стихийными бедствиями, с авариями, эпидемиями, эпизоотиями, другими чрезвычайными обстоятельствами. Реквизиция проводится по решению органов  государственной власти, в порядке  и на условиях, установленных законодательными актами. Оценка, по которой собственнику возмещается стоимость реквизированного имущества, может быть оспорена им в суде.

Лицо, имущество которого реквизировано, вправе при прекращении  действия обстоятельств, в связи  с которыми проведена реквизиция, требовать по суду возврата сохранившегося имущества. Надо полагать, что требование о возврате сохранившегося имущества  подлежит удовлетворению только в том  случае, когда стоимость имущества  не была возмещена собственнику. В  противном случае бывший собственник  может требовать предоставления ему права выкупить у государства  имущество, перешедшее ему в результате реквизиции.

Под конфискацией (ст. 243 ГК) понимается принудительное безвозмездное  изъятие имущества в собственность  государства в качестве санкции  за правонарушение. Конфискация - карательная  мера, применяемая в случаях, предусмотренных  законом. Решение о конфискации  выносится судом. Конфискация может  проводиться в административном порядке (например, при нарушении  таможенных правил - ст. 16.1 КоАП). Решение  о конфискации, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в  суд (ст. 30.1 КоАП).

При совершении административного  правонарушения конфискация применяется  в отношении физических и юридических лиц.

Лицо, чье имущество было незаконно реквизировано или  конфисковано, имеет право обратиться в суд с иском о возмещении имущественного ущерба. Иск предъявляется  к тому государственному органу, должностным  лицом которого проведена незаконная конфискация или реквизиция. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны  субъекта РФ или казны муниципального образования в полном объеме при  наличии вины должностных лиц (ст. 1069 ГК) либо при отсутствии их вины (ст. 1070 ГК).

Порядок возврата конфискованного  имущества определяется Положением о порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.

К иным случаям принудительного  изъятия имущества из частной  собственности относятся:

- выкуп (продажа с публичных торгов) недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка, на котором оно находится (ст. 239 ГК);

- выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей (ст. 240 ГК);

- приобретение в государственную собственность имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (ст. 238 ГК).

Указанные случаи принудительного  прекращения права собственности  предполагают переход имущества  не только в государственную (муниципальную), но и частную собственность посредством  продажи с публичных торгов. Однако требование о принудительном выкупе указанных выше объектов может быть заявлено только государством.

Продажа с публичных торгов рассматривается как реализация предоставленного государству права  распорядиться принудительно изъятым  имуществом. Учитывая данные обстоятельства, принудительный выкуп указанных  объектов следует отнести к специальным  основаниям возникновения права  собственности, присущим только государству.

Приобретение государством права собственности на имущество, находящееся на земельном участке, который изымается для государственных  или муниципальных нужд ввиду  его ненадлежащего использования, предусматривает соблюдение определенной процедуры изъятия земельного участка.

При изъятии земельного участка  для государственных и муниципальных  нужд выносится решение о выкупе земельного участка, которое может  быть принято федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. Решение об изъятии (выкупе) земельного участка подлежит государственной регистрации. Собственник должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты, а также о предстоящем выкупе принадлежащего ему земельного участка не позднее, чем за год до его изъятия.

Выкуп земельного участка  до истечения года со дня получения  собственником такого уведомления  допускается только с согласия собственника. Если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка, либо не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, государственный  орган, принявший такое решение, может предъявить в суд иск  о выкупе в течение двух лет  с момента направления собственнику уведомления о выкупе.

Иск об изъятии подлежит удовлетворению, если в суде будет  доказано, что использование земельного участка в целях, для которых  он изымается, невозможно без прекращения  права собственности на указанное  имущество.

При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость  земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а  также возмещаются все убытки, причиненные изъятием земельного участка, включая упущенную выгоду. По соглашению с собственником вместо изымаемого участка ему может быть предоставлен другой участок с зачетом его  стоимости в выкупную цену.

Земельный кодекс РФ вводит дополнительные гарантии для владельцев земельных участков, изымаемых для  государственных нужд. Изъятие осуществляется в исключительных случаях, в частности, при выполнении международных обязательств РФ, а также размещении объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов  возможного размещения этих объектов (ст. 49). Кроме того, вводятся ограничения  изъятия для государственных  или муниципальных нужд из земель отдельных категорий (ст. 79, 83, 94, 101 ЗК).

Изъятие земельного участка  в связи с ненадлежащим его  использованием предполагает установление фактов использования земельного участка  не по целевому назначению (ст. 284 ГК), либо использования с нарушением законодательства (ст. 285 ГК).

Использование земли по целевому назначению означает использование  земельного участка в соответствии с заранее заданными целями: для  сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства. Неиспользование участка земли  собственником в соответствии с  его назначением в течение  трех лет (если более длительный срок не установлен законом) служит основанием для принятия решения о его  изъятии.

Использование земли с  нарушением законодательства - более  широкое понятие, которое связано  с грубым нарушением правил рационального  использования земли, установленных  земельным законодательством. Следствием такого ненадлежащего использования  может быть существенное снижение плодородия сельскохозяйственных земель, либо значительное ухудшение экологической обстановки, либо отсутствие того полезного результата, который предполагалось получить при  использовании земли по целевому назначению.

Собственник, ненадлежащим образом использующий земельный  участок, должен быть заблаговременно  предупрежден о допущенных им нарушениях. Если предупреждение, сделанное собственнику, не дало положительных результатов, земельный участок подлежит изъятию  посредством продажи с публичных  торгов (при условии, что собственник  согласен с решением соответствующего органа государственной власти или  местного самоуправления об изъятии  земельного участка). Если собственник  земельного участка не согласен с  решением об изъятии у него участка, орган, принявший решение об изъятии  участка, может предъявить требование о продаже участка в суд.

Принудительный выкуп  государством у собственника бесхозяйственно  содержимых им культурных ценностей  допускается правилами ст. 240 ГК. Этими правилами предусмотрен выкуп  не любых культурных ценностей, а  лишь тех из них, которые в соответствии с законом отнесены к особо  ценным и охраняемым государством и  подлежат включению в Государственный  свод особо ценных объектов культурного  наследия народов Российской Федерации.

Выкуп государством таких  ценностей осуществляется по решению  суда. При выкупе культурных ценностей  собственнику возмещается их стоимость  в размере, установленном соглашением  сторон, а в случае спора - судом.

Если имущество не будет  отчуждено собственником в установленный  срок, соответствующий государственный  орган или орган местного самоуправления обращается в суд с заявлением о принудительном отчуждении имущества. Суд выносит решение о принудительной продаже имущества с передачей  бывшему собственнику вырученной суммы  либо передаче в государственную  или муниципальную собственность  с возмещением ему стоимости  имущества, определенной судом, за вычетом  затрат на его отчуждение.

Возникновение права собственности  на основании уплаты налогов и  иных обязательных платежей характеризуется  тем, что для его возникновения  необходимо действие обязанных лиц  во исполнение предписаний налогового законодательства об изъятии средств  отдельных собственников для  общегосударственных нужд.

Налоги служат важнейшим  экономико-правовым средством государственного регулирования хозяйственной деятельности. Действенность этих средств зависит  от множества фактов, в том числе  и от размеров обязательных платежей (прежде всего налогов), позволяющих  сдерживать либо, наоборот, стимулировать  хозяйственную деятельность.

Согласно российскому  законодательству выморочное имущество, у которого не оказалось наследников, переходит к государству как  наследнику (в некоторых странах, например, во Франции, переход выморочного  имущества осуществляется на основе права "оккупации", не исключающей  приобретение права собственности  на такое имущество другими субъектами гражданского права).

Выморочным признается имущество, у которого нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо никто  из наследников не имеет права  наследовать, или все наследники отстранены от наследования (недостойные  наследники), либо никто из наследников  не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства.

Выморочное имущество, находящееся  за рубежом, переходит по наследству к государству по правилам, установленным  в договорах о правовой помощи, участником которых является Россия. По общему правилу, выморочное движимое имущество передается государству, гражданином которого к моменту  смерти является наследодатель, а выморочное недвижимое имущество переходит  в собственность государства, на территории которого оно находится.

Государственная собственность  прекращается также в результате такого специального способа прекращения  права собственности, каким является приватизация.

Под приватизацией понимается переход имущества из публичной (государственной или муниципальной) в частную собственность граждан  или юридических лиц в порядке  и на условиях, предусмотренных специальным  законодательством о приватизации. При приватизации государственного и муниципального имущества применяются  положения, предусмотренные Гражданским  кодексом, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, если законом о приватизации не предусмотрено  иное (ст. 217 ГК).

Надо полагать, что обособление  отношений приватизации от иных гражданско-правовых отношений и регулирование их в рамках специальных норм оправданно. Однако при этом необходимо сохранять  приоритет норм Конституции и  Гражданского кодекса, регулирующих порядок  приобретения и прекращения права  собственности. Необходима также более  детальная регламентация в Гражданском  кодексе отношений по распоряжению государственным имуществом в соответствии с принципом справедливости, чтобы  приватизация государственной собственности  не смогла превратиться в незаконное присвоение общенародного достояния  частными лицами.

Осуществление правомочий частного собственника по владению, пользованию  и распоряжению имуществом находится  под контролем государства. Но и  государство, как собственник, должно находиться под контролем закона, в котором выражены воля всего  народа и его интерес в справедливом распределении государственного имущества.

Основными нормативными актами, регламентирующими приватизацию, являются Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон), другие федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты РФ, в том числе Программы приватизации, законы и иные нормативные акты субъектов РФ.

Статья 13 Закона предусматривает  десять способов приватизации государственного и муниципального имущества:

- преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;

- продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;

- продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;

- продажа государственного и муниципального имущества на конкурсе;

- продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;

Информация о работе Понятие права государственной собственности