Понятие права государственной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 18:37, курсовая работа

Краткое описание

Действующее законодательство рассматривает государственную и частную собственность не как противостоящие друг другу формы собственности, а как две составляющие экономических отношений собственности, не имеющие политической окраски. Развитие частной собственности в разумных пределах под государственным контролем, как и приумножение государственной собственности, может и должно быть выгодно всему обществу.
В сложной системе экономических отношений государственная собственность представляет собой форму собственности, имеющую целью общенародное присвоение имущества, обособленного от имущества других организаций и граждан. Совпадение общенародных и государственных интересов в сфере присвоения материальных благ основывается на конституционном положении, согласно которому носителем и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ (часть 1 статьи 3 Конституции Российской Федерации).

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 48.93 Кб (Скачать файл)

- продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;

- продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;

- продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;

- внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;

- продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

По общему правилу, приватизация осуществляется путем возмездного  отчуждения государственного и муниципального имущества в пользу частных лиц (физических и юридических). В соответствии со ст. ст. 6, 14 Закона решение о выборе способа приватизации государственного и муниципального имущества принимают  соответственно Правительство РФ, органы государственной власти субъектов  РФ и органы местного самоуправления.

Продажа государственного и  муниципального имущества проводится в форме открытого аукциона. Согласно п. 1 ст. 18 Закона на аукционе продается  имущество, если его покупатели не должны выполнять какие-либо условия в  связи с приобретением ими  объектов приватизации. Победителем  на аукционе становится тот покупатель, который предложил наиболее высокую  цену за выставленный на аукционе объект. В течение пяти дней с даты подведения итогов аукциона с его победителем  заключается договор купли-продажи.

Продажа акций открытых акционерных  обществ проводится в форме межрегионального специализированного аукциона, используемого  при продаже акций небольших  предприятий, и всероссийского специализированного  аукциона, используемого, как правило, при продаже крупных пакетов  акций открытых акционерных обществ.

Подаваемая претендентом заявка на участие в специализированном аукционе является предложением заключить  договор купли-продажи акций по итогам специализированного аукциона на условиях, опубликованных в информационном сообщении. Победители специализированного  аукциона получают акции открытого  акционерного общества по единой цене за одну акцию.

Государственное и муниципальное  имущество может быть продано  не только на аукционе. Законом предусмотрена  продажа государственного и муниципального имущества посредством публичного предложения. Такая форма приватизации возможна, если аукцион по продаже  указанного имущества был признан  несостоявшимся.

Сведения о продаже  государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения публикуются в информационном сообщении, где обязательно указываются  цена первоначального предложения, которая должна быть не ниже начальной  цены указанного имущества на аукционе; величина снижения начальной цены; период, по истечении которого последовательно  снижается цена предложения; минимальная  цена предложения, по которой может  быть продано государственное или  муниципальное имущество (цена отсечения).

Право приобретения государственного или муниципального имущества принадлежит  заявителю, который первым подал  в установленный срок заявку на приобретение указанного имущества по превосходящей  цене первоначального предложения  либо по цене последующих предложений.

Поданная заявка регистрируется одновременно с регистрацией договора купли-продажи указанного имущества, после чего, не позднее чем через 30 дней после полной оплаты, осуществляются передача государственного имущества  и оформление права собственности.

Если продажа государственного и муниципального имущества посредством  публичного предложения не состоялась, указанное имущество в соответствии со ст. 24 Закона может быть продано  без объявления цены. Поскольку нормативная цена такого имущества не определяется, она формируется в ходе поступления предложений от претендентов на совершение покупки.

Покупателем признается лицо, предложившее за государственное или  муниципальное имущество наибольшую цену. При поступлении одинаковых предложений покупателем признается лицо, подавшее заявку ранее других лиц.

Продажа государственного или  муниципального имущества на конкурсе осуществляется в соответствии со ст. 20 Закона. На конкурсе могут продаваться  предприятие как имущественный  комплекс или акции созданного при  приватизации открытого акционерного общества, которые составляют более  чем 50% его уставного капитала, при  условии, что в отношении объекта  приватизации его покупатель обязан выполнить объявленные организаторами конкурса условия.

Конкурс является открытым по составу участников и закрытым по форме подачи предложений о  цене имущества. Право приобрести в  собственность выставленный на конкурс  объект приватизации получает тот покупатель, который предложил наиболее высокую  цену за этот объект, взяв на себя выполнение всех обязательств, предусмотренных  условиями конкурса.

Право собственности на имущество, которое приватизируется на конкурсе, возникает у победителя конкурса не сразу, а лишь после выполнения им условий конкурса. Срок выполнения условий конкурса не может превышать  одного года.

До перехода к победителю права собственности он может  осуществлять определенные полномочия, установленные ст. ст. 19, 20 Закона, связанные  с управлением делами акционерного общества или унитарного предприятия.

В случае неисполнения победителем  конкурса условий, а также ненадлежащего  их исполнения, в том числе нарушения  промежуточных или окончательных сроков исполнения таких условий и объема их исполнения, приобретенный по конкурсу объект подлежит безвозмездному отчуждению соответственно в государственную или муниципальную собственность. Сделка по приватизации государственного или муниципального имущества расторгается с одновременным взысканием с покупателя неустойки. Помимо неустойки с покупателя также могут быть взысканы убытки, причиненные неисполнением договора купли-продажи, в размере, не покрытом неустойкой.

Продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной  собственности акций открытых акционерных  обществ предусмотрена ст. 21 Закона. Проданные за пределами РФ такого рода акции могут быть использованы в качестве обеспечения ценных бумаг, которые, в свою очередь, выпускаются  иностранными эмитентами. Таким образом, создается наиболее надежный способ защиты прав и интересов держателей ценных бумаг, выпускаемых иностранными эмитентами.

Приватизация посредством  продажи акций открытых акционерных  обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг предусмотрена  ст. 22 Закона и осуществляется в соответствии с правилами, установленными организатором  торговли.

Впервые Законом предусмотрена  приватизация посредством продажи  акций открытого акционерного общества по результатам доверительного управления. В соответствии со ст. 26 Закона лицо, заключившее по результатам конкурса договор доверительного управления акциями открытого акционерного общества, приобретает эти акции  в собственность после завершения срока доверительного управления, в  случае исполнения условий договора доверительного управления. Следовательно, по типу аренды с правом последующего выкупа арендуемого имущества Законом  предусмотрено в качестве одного из способов приватизации заключение договора доверительного управления акциями  открытого акционерного общества с  правом их последующего выкупа.

Преобразование государственных  и муниципальных унитарных предприятий  в открытые акционерные общества предполагает смену организационно-правовой формы юридического лица. Первоначально  акции этих обществ обязательно  остаются в собственности государства  или муниципального образования. Впоследствии акции могут также полностью  остаться в собственности государства  или муниципальных образований  или быть проданы юридическим  и физическим лицам полностью  или частично.

В целях обеспечения контроля за деятельностью открытых акционерных  обществ, созданных в процессе приватизации, органы государственной и муниципальной  власти получили возможность вводить, по своему усмотрению, специальное право "золотой акции", что дает возможность влиять на принятие решений органами управления акционерных обществ.

Для осуществления всех способов приватизации и возникновения частной  собственности на объекты приватизации всегда требуется сложный юридический  состав. Например, договор и решение  административного органа - для возникновения  права собственности на жилье; прогнозный план (программа) приватизации имущества, заявка и иные документы, предоставляемые  покупателем, внесение задатка для  участия в приватизации, заключение договора купли-продажи и т.д. - для  возникновения права собственности  на предприятие.

 

Заключение

Государственная собственность  как экономическая категория  означает принадлежность имущества  народу в лице избранных им представительных органов государственной власти. С этой точки зрения право государственной  собственности в объективном  смысле представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и охраняющих принадлежность материальных благ народу (населению соответствующей территории) в лице избранного им представительного  органа государственной власти, а  также устанавливающих порядок  приобретения, использования и отчуждения государственного имущества.

Особенностью института  государственной собственности  является то, что как совокупность указанных правовых норм, институт права государственной собственности  охватывает нормы конституционного, гражданского права, и нормы других правовых отраслей, также регулирующих рассматриваемые отношения: государственного, административного, финансового, земельного и пр., т. е. представляет собой комплексный  правовой институт. По содержанию в  нем преобладают гражданско-правовые нормы, а определяющую роль играют конституционные (государственно-правовые) нормы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993.  М. Издательство «Омега – Л»   2012г.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) М.:2012 г.
  3. Гражданско-Процессуальный Кодекс Российской Федерации (ГПК РФ), М.: 2012г.
  4. Кодекс об Административных правонарушениях  Российской Федерации (КоАП) М.: 2012г.
  5. Земельный Кодекс Российской Федерации (ЗК РФ) М.: 2012г.
  6. Федеральным законом от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (с изменениями и дополнениями на 01.01.2012г.).
  7. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (с изменениями и дополнениями на 01.01.2012г.).
  8. Указ Президента Российской Федерации от 17 мая 2000 г. N 867 "О структуре федеральных органов исполнительной власти".
  9. Постановлением Правительства РФ от 5 января 1995 г. N 14 "Об управлении федеральной собственностью, находящейся за рубежом",
  10. Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2001 г. N 672 "Об утверждении Порядка распределения доходов от использования федерального недвижимого имущества, расположенного за пределами Российской Федерации".
  11. Постановлением Правительства РФ от 14 января 2002 г. N 10 "Об утверждении Порядка отчуждения федерального недвижимого имущества, расположенного за пределами Российской Федерации"
  12. Суханов Е.А. Основные положения права собственности. М., 2011г.
  13. Мозолин В.П. Право собственности в Российской Федерации в период перехода к рыночной экономике. М., 2010г.

 


Информация о работе Понятие права государственной собственности