Понятие права собственности в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 22:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является комплексное исследование сущности права собственности в целом и особенностей, разновидностей данного права собственности в частности.Для достижения поставленной цели формируются следующие задачи:
а) с различных позиций исследовать понятие собственности и права собственности, изучить общие положения, а именно с точки зрения гражданского права;
б) рассмотреть основные формы разновидности права собственности;
в) изучить состояние гражданского законодательства

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….
3
ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ВЕЩНОГО ПРАВА……………..
5
1.1 История развития вещного права……………………………………..
5
1.2 Общая характеристика вещного права………………………………...
7
ГЛАВА 2. ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ…………………………………
9
2.1Понятие права собственности в РФ…………………………………….
9
2.2Особенности правового режимачастной и публичной собственности……………………………………………………………….
11
ГЛАВА3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ….……………………………….…………………
16
3.1Состояние действующего законодательства………………………...
3.2 Предложения по совершенствованию законодательства……..……
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЯ
16
20
26

Вложенные файлы: 1 файл

Богуцкая ГП.docx

— 65.31 Кб (Скачать файл)

Правомочие пользования – это юридически обеспеченная возможность извлечения из вещи полезных свойств в процессе ее личного или производительного потребления. Правомочие пользования обычно опирается на правомочие владения. Пользоваться – это значит извлекать из имущества выгоду. Способ действий по пользованию определяется характером самой вещи. Если вещь является не потребляемой (например, средства производства, которые в процессе пользования не исчезают, а постепенно снашиваются – амортизируются), то под пользованием понимается применение этой вещи в производственной или иной деятельности. Если имущество является потребляемым (продукты питания, сырье, топливо), то действия по пользованию направлены на прекращение существования такого имущества в прежнем качестве и на переход его в новое состояние (готовое изделие, тепловая энергия и т. д.).

Правомочие распоряжения – это юридически обеспеченная возможность определить судьбу вещи путем совершения юридических актов в отношении этой вещи. Распоряжаться – означает определять юридическую судьбу имущества: продавать, дарить, сдавать в аренду, отдавать в залог. Действия по уничтожению имущества рассматриваются как реализация правомочия распоряжения.В ряде случаев собственник может быть лишен сразу всех трех правомочий (например, арест имущества). Но это не означает автоматического прекращения права собственности. Такая ситуация имеет временный характер – собственник либо будет восстановлен в своих правах (ст. 301 ГК), либо по основаниям, предусмотренным законом, его право будет прекращено.[14; c.143]

Кроме триады правомочий собственник обладает другими правами, указанными в п. 2 ст. 209 ГК. Он вправе совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам. Передавая отдельные правомочия (владение, пользование и даже распоряжение) другим лицам, собственник имущества своего права собственности не теряет.

 

2.2 Особенности  правового режима частной и  публичной собственности

 

Правовое регулирование вопроса частной собственности в Российской Федерации осуществляется различными источниками права, одним из важнейших является Конституция Российской Федерации , которая закрепила, что в Российской Федерации:

-признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ч. 2 ст. 8);

- земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ч.2 ст.9);

-  граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.[1]

Все граждане и юридические лица являются частными собственниками принадлежащего им имущества. В этом качестве они могут быть собственниками любого имущества, в том числе различных видов недвижимости, включая земельные участки, предприятия как имущественные комплексы, а также иметь в собственности оборудование, транспортные средства и другие "средства производства".

Объектом права собственности граждан и юридических лиц не может быть только имущество, изъятое из оборота, поскольку оно составляет объект исключительной собственности федерального государства.[19;c. 200] По действующему законодательству таким имуществом являются богатства континентального шельфа и морской экономической зоны, некоторые виды вооружений, памятников истории и культуры и т. п. Конституция провозгласила возможность иметь в частной собственности не только землю (земельные участки), но и другие природные ресурсы (п. 2 ст. 9, п. 2 ст. 36).[1]  Однако действующее законодательство пока не предусматривает возможности иметь в частной собственности участки недр или лесов. Так, новая редакция Закона РФ "О недрах" в ст. 12 предусматривает, что недра, включая содержащиеся в них полезные ископаемые, являются государственной собственностью, а участки недр не могут быть предметом гражданского оборота (что нельзя признать вполне соответствующим положению п. 2 ст. 9 Конституции РФ).[7]В соответствии с п. 2 ст. 213 ГК РФ не подлежат ограничению количество, а также стоимость объектов права собственности граждан и юридических лиц, если только такое ограничение не вызывается целями защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (абз. 2 п. 2 ст. 1).

Важными нормами действующего законодательства являются закрепляющие за гражданином право использовать свою собственность для организации предпринимательской деятельности. Гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, является собственником принадлежащего ему имущества и отвечает им по всем своим обязательствам. Предпринимательская деятельность может осуществляться гражданином без образования юридического лица, но с обязательной государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя. Гражданин может осуществлять предпринимательскую деятельность, используя свое имущество в качестве вклада в хозяйственные общества и товарищества, кооперативы. При этом имущество, принадлежащее хозяйственному обществу (товариществу) даже со 100% государственным или муниципальным участием, является объектом частной собственности. [10; c.19]

В  ГК РФ подчеркивается также, что такие некоммерческие юридические лица, как общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды, допускаемые в имущественный (гражданский) оборот со строго целевым назначением, предусмотренным их уставами, вправе использовать принадлежащее им на праве собственности имущество лишь для достижения тех целей, которые прямо названы в их учредительных документах (п. 4 ст. 213). В этом смысле они, будучи частными собственникамив большей степени ограничены в своих возможностях, нежели иные частные собственники.[14;c.235]. При определении границ права собственности граждан, а, следовательно, и границ его осуществления надлежит исходить из присущих гражданскому праву принципа дозволительной направленности гражданско-правового регулирования и принципа диспозитивности. Действие первого принципа означает, что гражданину при осуществлении принадлежащих ему прав, в том числе и права собственности, дозволено все, что не запрещено законом. Действие принципа диспозитивности означает, что гражданин по своему усмотрению осуществляет право собственности или не осуществляет его, сам избирает цели осуществления права и средства их достижения. Юридические лица, которые выступают в качестве собственников, в своем большинстве основаны на принципе добровольного членства (участия). Их члены (участники) формируют имущественную базу соответствующей организации путем внесения взносов, вкладов, покупки акций и т.д. При осуществлении права собственности юридического лица, определении параметров его деятельности имеет место сочетание актов коллегиальных и единоличных органов, причем решающее значение должно придаваться актам коллегиальных органов.[11; c.124]

В соответствии с дозволительной направленностью и диспозитивностью гражданско-правового регулирования законодатель резко ограничил число обязательных предписаний, касающихся порядка формирования имущественных фондов юридических лиц, определения целей их расходования, обеспечения интересов физических и юридических лиц, участвующих в образовании имущества данного юридического лица.

В соответствии с п. 3 ст. 212 ГК законом могут устанавливаться особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в частной или публичной собственности.

Действующее законодательство позволяет выделить следующие особенности права публичной собственности.

1. Для публичной собственности  характерен принцип всеобщности, означающий, что в публичной собственности может быть любое имущество, в том числе изъятое из оборота и ограниченное в обороте.  
 2. Отдельные виды имущества могут находиться только в государственной или муниципальной собственности (абз. 2 п. 3 ст. 212 ГК). В российской правовой традиции такое имущество принято называть исключительной собственностью. Осуществление права собственности на такое имущество должно обеспечивать не столько интересы публично-правового образования, сколько граждан, проживающих на территории соответствующего публичного образования. Такое имущество, как правило, изъято из оборота, не подлежит ни отчуждению в частную собственность, ни передаче иностранным государствам или международным организациям.[18; c. 109]

3. Поскольку публично-правовые  образования не могут непосредственно  осуществлять права собственника, от их имени в гражданском  обороте выступают особые органы и лица, указанные в ст. 125 ГК. Иными словами, Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования участвуют в гражданских правоотношениях посредством своих органов или специально назначаемых представителей.

Федеральными органами государственной власти, осуществляющими права собственника от имени Российской Федерации, согласно Указу Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" являются федеральные службы, не связанные с осуществлением контроля и надзора, а также федеральные агентства.[8] 
 4. Право публичной собственности может возникать на тех же основаниях, что и право частной собственности. Но, кроме того, Гражданским кодексом предусмотрены особые основания приобретения публичной собственности, которые не могут повлечь возникновение частной собственности:

- поступление в государственную собственность обнаруженного клада;

- поступление в муниципальную собственность бесхозяйной недвижимости,                     - отчуждение у частного собственника вещей, изъятых из оборота или ограниченных в обороте;

- изъятие недвижимости для государственных или муниципальных нужд;

- реквизиция, конфискация и национализация частного имущества.[9; c.290]

Гражданским законодательством предусмотрен также особый случай прекращения права публичной собственности, а именно приватизация, в результате которой публичная собственность превращается в частную. 
 5. Известная специфика имеется у публично-правовых образований как собственников имущества. Так, они практически не могут быть объявлены банкротами. Кроме того, в отличие от иных собственников они отвечают по своим обязательствам не всем своим имуществом, поскольку от взысканий освобождены закрепленное за унитарными предприятиями и учреждениями имущество и объекты исключительной собственности.[20; c.109]

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ

3.1 Концепция развития  права частной собственности

В совершенствовании нуждается ряд норм, содержащихся в главе 13 ГК РФ, устанавливающей общие положения о праве собственности. Действующий ГК РФ не содержит законодательного определения права собственности, а указывает в статье 209 лишь на содержание субъективного права собственности в виде триады правомочий (владение, пользование, распоряжение). Представляется, что подраздел о  праве собственности должен открываться статьей, определяющей право собственности, с указанием, помимо триады правомочий, такого его основного признака, как наиболее полное господство лица над вещью, включающее возможность совершения в отношении вещи любых действий, не запрещенных законом и не нарушающих права и законные интересы других лиц.

В действующем ГК РФ отсутствуют нормы, определяющие порядок правового регулирования права собственности на движимое и недвижимое имущество. Отсутствие в нем правила, определяющего соотношение общих положений ГК РФ о праве собственности со специальными нормами, регулирующими право собственности на недвижимость и ее отдельные виды, способствует тому, что ГК РФ не служит основой для соответствующего правового регулирования.

В настоящее время статья 219 ГК РФ, регулирующая приобретение и момент возникновения права собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество, рассчитана, прежде всего, на регламентацию отношений, возникающих по поводу зданий и сооружений, и не учитывает специфики таких объектов недвижимости, как жилые и нежилые помещения.  Особенностью правового режима указанных объектов является то, что в случае возникновения права собственности на жилые и нежилые помещения (а не права собственности на здание в целом как на единый объект) у собственника соответствующего помещения должно возникать также право на долю в праве собственности на земельный участок и общее имущество здания, в котором помещение расположено.Причем если к моменту государственной регистрации права собственности на помещение в здании, возведенном на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, еще не проведен государственный кадастровый учет земельного участка, занятого этим зданием и необходимого для его использования, право на долю в праве общей собственности на земельный участок у собственника помещения должно возникать не с момента государственной регистрации его права собственности на помещение, а с момента возникновения земельного участка как объекта гражданских прав. Такое регулирование в настоящее время предусмотрено в отношении права на долю в праве собственности на земельный участок, занимаемый зданием, в котором расположены жилые помещения (статья 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»). [6] Кроме того, в действующем законодательстве отсутствуют нормы, определяющие правовой режим находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, на которых расположены здания, в период с момента государственной регистрации права собственности на помещения в здании и до момента возникновения в качестве самостоятельного объекта гражданских прав земельного участка, занятого зданием и необходимого для его использования. Это приводит к многочисленным злоупотреблениям со стороны государственных и муниципальных органов, которые распоряжаются соответствующими земельными участками по своему усмотрению (точечная застройка и т. п.). Гражданско-правовые способы защиты собственников помещений от подобных действий законодательством в настоящее время не предусмотрены.  В ГК РФ имеются специальные правила о праве собственности, касающиеся только двух видов объектов: земля (глава 17) и жилые помещения (глава 18). Между тем фактически, с учетом иных законодательных актов, специальному законодательному регулированию подвергается право собственности на земельные участки, природные объекты, помещения (как жилые, так и нежилые), здания, сооружения и иные объекты недвижимости.[7] Учитывая изложенное, ГК РФ должен содержать основные положения, направленные на регулирование права собственности на соответствующие объекты гражданских прав, что должно найти отражение и в структуре ГК РФ. В частности, подраздел «Право собственности» раздела II ГК РФ должен включать самостоятельные главы о праве собственности на:

-земельные участки и иные природные объекты;

- здания, сооружения и  иные объекты недвижимого имущества;

- жилые и нежилые помещения.

В серьезной корректировке нуждаются правила главы 17 ГК РФ о праве собственности на земельные участки. Во-первых, в данной главе отсутствует определение самого понятия земельного участка как объекта права собственности, в силу того, что оно было исключено из нее Федеральным законом от 4 декабря 2003 г. № 201-ФЗ. Понятие земельного участка в настоящее время необоснованно включено в ЗК РФ, предметом регулирования которого являются земельные отношения. Однако понятие земельного участка относится к сфере регулирования гражданского права и должно содержаться в ГК РФ, а не в ЗК РФ.[2]

Во-вторых, в статье 260 ГК РФ не определено содержание права собственности на земельные участки, учитывая такие его специфические черты, как возможность ограничения права собственности (в публичных интересах, в интересах соседей и т.п.), возможность застройки земельного участка и т.д.

В-третьих, в ГК РФ не нашел достаточного отражения такой специфический признак земельного участка, как его целевое назначение и соответственно обязанность собственника использовать земельный участок по его целевому назначению.

Нормы главы 17 и другие нормы ГК РФ (статьи 552, 553) в их первоначальной редакции допускали раздельное отчуждение земельного участка и находящегося на нем объекта недвижимости, что было вполне оправдано в период принятия ГК РФ, поскольку вся земля находилась в государственной собственности и необходимо было обеспечить оборот недвижимого имущества. В результате действия норм о приватизации земельных участков ситуация существенно изменилась, поэтому ГК РФ  должен содержать нормы, обеспечивающие единство земельного участка и находящегося на нем объекта недвижимости. В частности, в случае, когда собственник земельного участка и находящегося на нем объекта недвижимости совпадает в одном лице, должен действовать запрет на их раздельное отчуждение. [21;c.54]

Отсутствие в действующем ГК РФ норм, регламентирующих отношения права собственности на природные объекты, способствует тому, что ГК РФ не служит основой для соответствующего правового регулирования. На отношения собственности, возникающие по поводу участков недр, следовало бы распространить действие правил ГК РФ о праве собственности на земельные участки, предусмотрев, что соответствующие изъятия могут быть установлены специальными законами. Нормы о праве собственности на водные объекты в настоящее время содержатся в Водном кодексе Российской Федерации (статья 8) и предусматривают, что по общему правилу водные объекты находятся в собственности Российской Федерации.  Отсутствуют в нормах ГК РФ о праве собственности правила, учитывающие специфику таких объектов, как здания, сооружения и иные объекты недвижимости. В целях устранения этого недостатка соответствующие специальные правила, касающиеся указанных объектов недвижимого имущества, могут быть сосредоточены в отдельной новой главе, в которую были бы, в частности, включены положения, содержащиеся в действующих статьях 271-273 ГК РФ. Именно для этих объектов характерна тесная связь с земельным участком, поэтому здесь должен быть последовательно проведен принцип единства земельного участка и находящегося на нем объекта недвижимости. В связи с этим нуждается в урегулировании ситуация повреждения (гибели) здания или сооружения, которое исключает его использование по назначению. В этом случае за собственником здания, сооружения должно сохраняться право на земельный участок, а также право восстановить здание, сооружение без каких-либо дополнительных формальных ограничений. [17;c.409]

Информация о работе Понятие права собственности в РФ