Понятие, предмет и особенности законодательства о защите прав потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 16:00, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данного исследования заключается в том, что в повседневной жизни все мы постоянно выступаем в качестве потребителей – приобретаем необходимые товары и продукты питания, обращаемся в службы быта, ездим на транспорте, пользуемся коммунальными и медицинскими услугами и т.п. При этом бывает, что наши права нарушаются, и никто не может быть от этого застрахован. Для того чтобы защитить себя при реализации своих прав, необходимо знать эти права.

Вложенные файлы: 1 файл

Защита прав заказчика1.doc

— 238.00 Кб (Скачать файл)

Требования потребителя не подлежат удовлетворению, если исполнитель докажет, что нарушение сроков выполнения работы (оказания услуги) произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя.

Требования потребителя о безвозмездном изготовлении другой вещи из однородного материала такого же качества или о повторном выполнении работы (оказании услуги) подлежат удовлетворению в срок, установленный для срочного выполнения работы (оказания услуги), а в случае, если этот срок не установлен, – в срок, предусмотренный договором о выполнении работы (оказании услуги), который был ненадлежаще исполнен.

Этот срок может быть определенным, если правилами выполнения отдельных видов работ или правилами оказания отдельных видов услуг установлены сроки для срочного выполнения работы (услуги). Если эти последние сроки не установлены в указанных документах, повторная работа (услуга) должна быть выполнена в срок, предусмотренный договором о выполнении работы (услуги).17

Если же срок нигде не установлен, то должны применяться правила ст. 314 ГК РФ: в случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условий, позволяющих определить этот срок, оно должно быть исполнено в разумный срок после возникновения обязательства. Обязательство, не исполненное в разумный срок, а равно обязательство, срок исполнения которого определен моментом востребования, должник обязан исполнить в 7-дневный срок со дня предъявления кредитором требования о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не вытекает из закона, иных правовых актов, условий обязательства, обычаев делового оборота или существа обязательства.

Сроки удовлетворения требований потребителей, связанных с ненадлежащим качеством товаров, работ, услуг. В статье 22 Закона «О защите прав потребителей» установлены сроки удовлетворения отдельных требований потребителя в связи с ненадлежащим качеством товаров. В течение 10 дней со дня предъявления продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) удовлетворяются требования потребителя:

  • о соразмерном уменьшении покупной цены товара;
  • о возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом;
  • о возврате уплаченной за товар денежной суммы;
  • о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

Аналогичные требования потребителя в связи с ненадлежащим качеством выполнения работ или оказания услуг удовлетворяются также в 10-дневный срок (ст. 31 Закона «О защите прав потребителей»).

Поскольку в данном случае отдельно не оговаривается увеличение указанного срока в случае назначения проверки качества товара (работы, услуги), то предполагается, что проверка качества должна быть проведена в течение указанных 10 дней. Не позднее истечения указанного срока потребителю должно быть сообщено о принятом по его претензии решении, т.е. об удовлетворении его требований или об отказе ему в этом.18

Сроки устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги). Согласно ст. 30 Закона «О защите прав потребителей» недостатки работы (услуги) должны быть устранены исполнителем в разумный срок, назначенный потребителем.

Если требование о необходимости устранения недостатков потребителем заявляется в претензионном порядке, то в претензии должен быть указан срок, в течение которого потребитель готов ждать устранения данных недостатков.

Такой срок должен быть справедливым, т.е. предоставить потребителю возможность реализовать свое право, а исполнителю – реализовать свою обязанность перед потребителем. Поэтому такой срок должен быть определен потребителем с таким расчетом, чтобы исполнитель имел реальную возможность выполнить работу (оказать услугу). Закон основывается на явной добропорядочности потребителя, так как указанный срок назначается им в одностороннем порядке.

Помимо претензии по общему правилу назначенный потребителем срок устранения недостатков товара может указываться в договоре или в ином подписываемом сторонами документе либо в заявлении, направленном потребителем исполнителю.

Таким образом, в отсутствии договора или иного документа (не совсем понятно, какого) заявление приобретает, а точнее, Закон придает ему, форму соглашения между исполнителем и потребителем относительно сроков устранения соответствующих недостатков.

За нарушение сроков устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги) исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню). Неустойка, о которой идет речь в указанных случаях, является законной, в связи с чем ее взыскание не зависит от того, включено ли подобное условие о неустойке в договор. Уплата неустойки не освобождает исполнителя от выполнения возложенных на него обязательств перед потребителем.

 

2.4. Условия оплаты выполненной работы (оказанной услуги)

 

Оплата выполненной работы (оказанной услуги) является важным этапом отношений между потребителем и исполнителем, поскольку нередко выступает их логичным итогом. Поэтому условия оплаты в этих отношениях занимают одно из принципиальных мест и должны найти четкое и недвусмысленное выражение.

Отметим, что условия оплаты включают, как правило: 1) цену услуги (работы); 2) порядок оплаты (предоплата или по факту выполнения); 3) иные условия расчетов между сторонами (валюта договора, формы платежа и т.п.).

Раскрытие информации о стоимостных параметрах сделки отнюдь не предполагает, что исполнитель обязан предоставлять, например, исчерпывающие сведения о калькулировании затрат на оказываемые услуги и пояснять, какова его прибыль от реализации услуг.

Тем не менее весьма существенное значение при формировании цены услуги (работы) и доведении ее до потребителя приобретает смета соответствующих услуг (работ), которая одновременно несет информационную нагрузку относительно конкретных затрат исполнителя и расходов потребителя при исполнении договора.19

Смета представляет собой калькуляцию затрат, необходимых для выполнения работ. Обычно ее составляет исполнитель, но юридическую силу она приобретает только после утверждения заказчиком. В этом случае считается, что она приобрела силу с момента ее согласования обеими сторонами.

Обычно составление сметы по требованию потребителя или исполнителя обязательно. Стороны могут решить самостоятельно, будет ли смета делаться за счет той стороны, которая на этом настаивает, или смета будет сделана за счет исполнителя.

Смета может быть твердой и приблизительной. При отсутствии в договоре других указаний смета считается твердой. В некоторых случаях, например в Правилах оказания ветеринарных услуг, прямо предусмотрена возможность составления твердой или приблизительной сметы в соответствии с договором (п. 15).

В случаях, когда услуга (работа) оказывается (выполняется) в соответствии со сметой, составленной исполнителем, смета становится частью договора с момента подтверждения ее потребителем. Это касается как твердой, так и приблизительной сметы.

Твердая смета устанавливается в момент заключения договора, не подлежит изменению в течение всего срока его действия и не зависит от изменения стоимости рабочей силы и материалов.

Однако при существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора, исполнитель имеет право требовать увеличения установленной цены, а при отказе заказчика выполнить это требование – расторжения договора в соответствии со ст. 451 ГК РФ.

Таким образом, исполнитель не вправе требовать увеличения твердой сметы, а потребитель – ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ (оказанию услуг) или необходимых для этого расходов. При отказе потребителя выполнить это требование исполнитель вправе расторгнуть договор в судебном порядке.

Что касается приблизительной сметы, то, как следует из ее названия, она может меняться в сторону как увеличения, так и уменьшения. Если возникла необходимость выполнения дополнительных работ (оказания дополнительных услуг) и по этой причине существенного превышения приблизительной сметы, исполнитель обязан своевременно предупредить об этом потребителя. Если потребитель не дал согласия на превышение приблизительной сметы, он вправе отказаться от исполнения договора. В этом случае исполнитель может требовать от потребителя уплаты цены за выполненную работу (оказанную услугу).

Смету следует считать приблизительной, если в ней имеется прямое указание на этот счет либо если в отношении значительной части отраженных в ней работ имеется указание, что в ходе исполнения договора их цена может быть изменена. Во всех остальных случаях смету следует считать твердой.

Исполнитель, своевременно не предупредивший потребителя о необходимости превышения приблизительной сметы, обязан исполнить договор, сохраняя право на оплату работы (услуги) в пределах приблизительной сметы.

Стороны договора об оказании платных услуг свободны в определении их стоимости. Цена оказываемой услуги (выполняемой работы) в договоре определяется соглашением между исполнителем и потребителем. Если на какой-либо вид услуг (работ) цена устанавливается или регулируется государственными органами, то цена, определяемая договором между исполнителем и потребителем, не может быть выше нее.

На этот счет Правила оказания отдельных видов услуг также подтверждают диспозитивный характер формирования условий об оплате деятельности исполнителя. Так, согласно п. 17 Правил оказания платных образовательных услуг потребитель обязан оплатить оказываемые образовательные услуги в порядке и в сроки, которые указаны в договоре. Потребителю в соответствии с законодательством РФ должен быть выдан документ, подтверждающий оплату образовательных услуг.

Формы оплаты оказываемой услуги на практике также определяются по соглашению между потребителем и исполнителем. Действующим законодательством предусмотрены различные варианты оплаты.

Законодательство о защите прав потребителей позволяет потребителю вносить плату за обучение либо сразу целиком, либо авансом. Связывается это, как правило, с тем, что очень часто исполнитель обязывает потребителя оплатить всю сумму работы сразу, т.е. при заключении договора, либо дать значительную сумму аванса.20

Однако потребитель обязан оплатить выполненную исполнителем в полном объеме работу лишь после ее принятия потребителем, а оплачивать ли всю сумму сразу, или делать аванс, вправе решить сам потребитель. Если потребитель по каким-либо причинам отказался принять работу, он не обязан ее оплачивать.

Оплата выполненных работ производится посредством наличных или безналичных расчетов в соответствии с законодательством РФ. При использовании наличной формы расчетов оплата выполненных работ производится в соответствии с указанием исполнителя путем внесения наличных денежных средств в кассу исполнителя, либо в кредитную организацию, либо в кассу коммерческой организации, не являющейся кредитной организацией и имеющей право принимать плату за выполненные работы.

При этом обязательства потребителя перед исполнителем по оплате выполненных работ считаются исполненными с момента внесения наличных денежных средств соответственно в кассу исполнителя, либо в кредитную организацию, либо в кассу коммерческой организации, не являющейся кредитной организацией и имеющей право принимать плату за выполненные работы.

Следует отметить установленную ч. 4 ст. 37 Закона «О защите прав потребителей» возможность граждан осуществлять платежи через так называемых платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковских платежных агентов (субагентов), осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

 

 

 

Заключение

 

Действующее гражданское законодательство рассматривает работы и услуги как разновидность объектов гражданских прав, однако не дает их легального определения. Определение работ и услуг дано в ст. 38 Налогового кодекса РФ, согласно которой работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц. При этом под объектом гражданских прав понимается не сама работа, а ее материальный результат.

Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. Таким образом, под услугой понимается совершение одним лицом в пользу другого определенного действия или деятельности. В отличие от работы услуга не создает овеществленного результата.

Под качеством услуги понимается совокупность характеристик услуги, определяющих ее способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности потребителя.

По общему правилу односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий без обращения в суд не допускаются. Однако, следуя логике гражданских правоотношений и специфике их отдельных видов, в случаях, прямо предусмотренных в законе, это возможно (ст. 310 ГК РФ).

Информация о работе Понятие, предмет и особенности законодательства о защите прав потребителей