Порядок заключения и прекращения договора дарения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 18:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящего исследования заключается в выявлении проблем, возникающих в связи с применением правовых норм договора дарения, разработке теоретических вопросов правоприменения, практических рекомендаций правоприменяющим субъектам, а также предложений по совершенствованию гражданского законодательства.
Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
§ исследование сущности договора дарения;
§ изучение гражданского законодательства, регулирующего договор дарения и практики его применения;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Общая характеристика договора дарения
§ 1. Понятие и форма договора дарения
§ 2. Виды договора дарения
ГЛАВА 2. Элементы договора дарения
§ 1. Существенные условия договора дарения
§ 2. Содержание договора дарения
ГЛАВА 3. Порядок заключения и прекращения договора дарения
§ 1. Заключение договора дарения
§ 2. Общие основания прекращения договора дарения
§ 3. Отмена дарения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Вложенные файлы: 1 файл

Договор дарения (31).docx

— 99.72 Кб (Скачать файл)

2. Не допускается дарение  работникам социальной сферы - лечебных, воспитательных учреждений, учреждений  социальной защиты и других  аналогичных учреждений - гражданами, находящимися в них на лечении, содержании или воспитании, супругами  и родственниками этих граждан, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает  пяти установленных законом минимальных  размеров оплаты труда.

Список лечебно-профилактических учреждений содержится в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 07.10.2005 N 627 «Об утверждении Единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения» Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 7 ?октября 2005 г. N 627 "Об утверждении Единой номенклатуры ?государственных и муниципальных учреждений здравоохранения" (с ?изменениями от 19 февраля 2007 г., 19 ноября 2008 г.) (зарегистрировано в МИНЮСТЕ РФ 12.10.2005 N 7070)// "Российская газета", N 86, 03?.04.2007, какие учреждения относятся к образовательным и воспитательным указано в ст. 12 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» Закон Российской Федерации от 10.07.1992 (с изменениями от 24 декабря 1993 года, 13 января 1996 года, 16 ноября 1997 года, 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 года, 30 декабря 2001 года, 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002 года, 10 января, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 года, 5 марта, 30 июня, 20 июля, 22 августа, 29 декабря 2004 года, 9 мая, 18, 21 июля, 31 декабря 2005 года, 16 марта, 6 июля, 3 ноября, 5, 28, 29 декабря 2006 года, 6 января, 5, 9 февраля, 20 апреля, 26, 30 июня, 21 июля, 18, 24 октября, 1 декабря 2007 года, 24 апреля 2008 года) N 3266-1 "Об образовании?" // Российская газета. № 172. 31.07.1992. 21..

Работниками указанных учреждений будут являться лица, выполняющие определенную трудовую функцию на основании трудового договора, заключенного между таким учреждением и гражданином.

Запрет на дарение работникам лечебных, воспитательных учреждений, учреждений социальной защиты гражданами, находящимися в них на лечении, содержании или воспитании, а также супругами и родственниками этих граждан обусловлен, прежде всего, морально-этическими соображениями, а также недопустимостью превращения подарка во взятку.

3. Такой же запрет (с  соответствующим изъятием) действует  в отношении подарков государственным  служащим и служащим органов  муниципальных образований в  связи с их должностным положением  или в связи с исполнением  ими служебных обязанностей.

В отношении положений ГК об этих двух категориях лиц, выступающих в качестве одаряемых (назовем их «социальные работники» и «государственные служащие»), также выпущено немало «критических стрел» в юридической литературе. Так, И.В. Елисеев видит в соответствующих положения ГК реальную угрозу практике правоохранительных органов по привлечению взяточников к уголовной ответственности. «Статья 575 ГК, - пишет И.В. Елисеев, - может оказать влияние и на практику применения уголовного законодательства, в частности, на толкование понятия взятки. Ведь по смыслу этой статьи дарение чиновнику обычного подарка небольшой стоимости (не дороже 3-х тысяч рублей) во всех случаях является правомерным действием» Гражданское право: Учебник. Т. II / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. - М.: ПРОСПЕКТ, 1998.-С. 127..

Однако такие суждения явно свидетельствуют об отсутствии надлежащего понимания отличий между частным и публичным правом. Есть норма ГК, определяющая предмет гражданско-правового регулирования, согласно которой к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством (п. 3 ст. 2 ГК). Уголовное законодательство, уголовное право - отрасль публичного права, и поэтому, конечно же, положения ГК об обычных подарках социальным работникам и государственным служащим не имеют никакого отношения ни к понятию взятки, ни к уголовной ответственности взяткодателей и взяткополучателей.

Различают федеральных государственных служащих и государственных гражданских служащих субъектов РФ. Согласно ст. 10 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» Федеральный закон от 27.05.2003 (с изменениями от 11 ноября 2003 г.) N 58-ФЗ "О системе государственной ?службы Российской Федерации" //СЗ РФ, 02.06.2003, N 22, ст. 3431 федеральным государственным служащим является гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета. Государственный гражданский служащий субъекта РФ - это гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта РФ и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ. Пункт 6 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» Федеральный закон от 27.07.2004 (ред. от 23.07.2008) N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // СЗ РФ, 02.08.2004, N 31, ст. 3215.содержит норму, аналогичную п. 3 ст. 575 ГК: гражданскому служащему запрещается получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта РФ и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных ГК РФ в отношении обычных подарков.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» Федеральный закон от 02.03.2007 (ред. от 25.12.2008) № 25-ФЗ "О муниципальной службе в ?Российской Федерации"// «Российская газета», ?№ 4310, 07.03.2007. муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Закон подчеркивает, что запрещается дарение указанным лицам именно в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей. Это означает, что не допускается передача государственным служащим или служащим органов муниципальных образований подарков в качестве, например, благодарности за совершение ими действий, вытекающих из их должностного положения или служебных обязанностей, либо когда дарение преследует цель побудить указанных лиц к совершению тех или иных действий, принятию тех или иных решений. Сказанное, однако, не означает, что граждане, являющиеся государственными или муниципальными служащими, вообще не могут выступать в качестве одаряемых по договору дарения. Установленный запрет не касается тех случаев, когда дарение вызвано причинами, не связанными с их служебной деятельностью. Например, не будет являться нарушением ч. 3 ст. 575 ГК получение в подарок дорогих часов в качестве благодарности от родителей ребенка, который был спасен от утопления.

Цель рассматриваемой нормы - недопущение превращения дара во взятки. Однако в силу неудачной конструкции нормы данная цель не может быть достигнута. Норма, содержащаяся в ч. 3 ст. 575 ГК, содержит запрет на дарение подарков, стоимость которых превышает три тысячи рублей, но разрешает получение государственными служащими и служащими муниципальных образований обычных подарков. При этом, как следует из содержания рассматриваемой статьи, допускается вручение обычных подарков именно в связи с должностным положением указанных лиц или исполнением ими своих служебных обязанностей. Между тем ст. 290 Уголовного кодекса РФ Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 13.02.2009) // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. № 25. Ст. 2954. устанавливает уголовную ответственность за получение, а ст. 291 - за дачу взятки. Получением взятки признается получение должностным лицом взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе. Таким образом, норма ч. 3 ст. 575 ГК фактически декриминализует предусмотренные ст. 290 и 291 УК РФ деяния - получение и дачу взятки, если ею является обычный подарок. Статья 575 ГК рассматривает дарение такого подарка государственному или муниципальному служащему как правомерное действие, т.е. исключает его преступность.

Ситуация усугубляется тем, что не исключается возможность неоднократной передачи должностному лицу таких обычных подарков в связи с его служебной деятельностью. В этом случае такая, казалось бы, небольшая стоимость подарка, как 3000 рублей, может в совокупности составить значительную сумму. При этом как однократное, так и неоднократное совершение правомерных (в силу ч. 3 ст. 575 ГК) действий не может образовывать объективную сторону состава преступления. Этим практически снимается какой-либо верхний предел совокупного размера взяток в виде обычных подарков. Очевидно, что в связи с вышеизложенным норма, содержащаяся в ч. 3 ст. 575 ГК РФ, требует коррекции.

4. Не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает  пяти установленных законом минимальных  размеров оплаты труда, в отношениях  между коммерческими организациями.

В гражданском праве действует презумпция возмездности всякого гражданско-правового договора, поэтому для квалификации сделки между коммерческими организациями (уступка прав требования, перевод и прощение долга и т.п.) как дарения необходимо, чтобы встречное предоставление отсутствовало в обязательствах и сделках соответствующих контрагентов, а не только при совершении конкретной сделки, а также, чтобы из сделки, в положительном смысле, вытекало бы, что она является безвозмездной при явном намерении одной из сторон увеличить имущество контрагента за счет уменьшения своего собственного имущества.

Что же касается истинного дарения между коммерческими организациями, то его запрещение является совершенно оправданным. Как правильно отмечает А.Л. Маковский, запрещение такого дарения было установлено «исходя из того, что безвозмездные имущественные отношения между организациями, само существование которых порождено целью извлечения прибыли (п. 1 ст. 50), как правило, ненормальны и могут использоваться в ущерб интересам их кредиторов и государства» Маковский А.Л. Указ. соч. С. 312..

Перечень случаев, на которые распространяется запрет дарения, указанный в ст. 575 ГК, является исчерпывающим.

5. Определенные ограничения  дарения предусмотрены в отношении  юридических лиц, которым имущество, являющееся объектом дарения, принадлежит  на праве хозяйственного ведения  или оперативного управления. К  юридическим лицам, попадающим под  действие указанной нормы, согласно  ст. 113 ГК относятся государственные  и муниципальные унитарные предприятия, казенные предприятия, а также  учреждения. Такие предприятия не  обладают правом собственности  на закрепленное за ними имущество. Именно этим обстоятельством  обусловлено установление ограничения  на участие указанных юридических  лиц в договорах дарения в  качестве дарителей. Следует обратить  внимание, что запрет на дарение  имущества, находящегося в хозяйственном  ведении или оперативном управлении, без согласия собственника не  категоричен. Об этом свидетельствует  оговорка, содержащаяся в п. 1 ст. 576 ГК: «Если законом не предусмотрено  иное». Данное ограничение дарения  в известном смысле корреспондирует  нормам, определяющим правовое положение  субъектов права хозяйственного  ведения или оперативного управления  в части их правомочий по  распоряжению закрепленным за  ними имуществом (ст. 295, 298 ГК). Правда, нельзя не обратить внимания  на то, что ограничения для  указанных субъектов в отношении  дарения являются более жесткими, нежели в отношении иных форм  распоряжения имуществом. Например, для совершения иных возмездных  сделок с имуществом субъект  хозяйственного ведения должен  испросить согласие собственника  только в том случае, когда  объектом таких сделок является  недвижимость; остальным имуществом  он распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных  законом или иными правовыми  актами (п. 2 ст. 295 ГК). Совершение дарения  имущества (и недвижимого, и движимого) как раз и являет собой такое  исключение, установленное законом, когда требуется получить согласие  собственника имущества.

Сложнее решается вопрос с ограничением дарения в отношении субъектов права оперативного управления. С одной стороны, действует норма, устанавливающая абсолютный запрет учреждениям отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ними имуществом и имуществом, приобретенным последними за счет средств, выделенных им по смете (п. 1 ст. 298 ГК). С другой стороны, в отношении учреждений, которым в соответствии с их учредительными документами предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, предусмотрено, что доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения (не требующее согласия собственника) (п. 2 ст. 298 ГК). В первом случае возникает вопрос, вправе ли учреждения с согласия собственника совершать дарение имущества, закрепленного за ними либо приобретенного за счет денежных средств, выделенных им по смете. Во втором случае неясно, требуется ли учреждению согласие собственника на передачу одаряемому в качестве дара по договору дарения имущества, приобретенного на доходы, полученные от разрешенной предпринимательской деятельности. Налицо коллизия норм об имущественном статусе субъектов оперативного управления и правил о договоре дарения.

Данная проблема впервые поставлена в юридической литературе А.Л. Маковским, им же предложено и ее решение, которое состоит в следующем. «Применение правил, тем или иным образом ограничивающих дарение, в случае их коллизии, - указывает А.Л. Маковский, - не может быть альтернативным. Вопрос об их соотношении должен решаться, как правило, по наиболее ограничительному варианту либо путем «сложения» этих ограничений (например, к дарению имущества унитарным предприятием акционерному обществу должны применяться и п. 4 ст. 575 и п. 1 ст. 576 ГК), либо путем «поглощения», то есть применения наиболее строгого из них (в частности, к подаркам государственным служащим, если они вообще запрещены, не может применяться правило о допустимости «обычных подарков»). Объясняется такой подход исключительностью безвозмездных отношений в общей массе имущественных отношений, регулируемых гражданским правом» Маковский А.Л. Указ. соч. С. 313..

Подход А.Л. Маковского позволяет дать ответы на поставленные вопросы применительно к учреждениям (субъектам права оперативного управления), выступающим в роли дарителя по договору дарения имущества, принадлежащего последним на праве оперативного управления. Поскольку в соответствии с п. 1 ст. 298 ГК учреждению вовсе запрещено отчуждать или иным образом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете, стало быть, оно не имеет права совершать дарение указанного имущества, в том числе и с согласия собственника. Такие сделки являются ничтожными как противоречащие закону.

Информация о работе Порядок заключения и прекращения договора дарения