Порядок и современные проблемы правового регулирования вопросов о гражданстве РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 12:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование института гражданства Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1. Определить понятие и принципы гражданства РФ;
2. Рассмотреть основания приобретения и прекращения гражданства РФ;
3. Рассмотреть порядок и проблемы правового регулирования вопросов о гражданстве РФ.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика института гражданства РФ 5
1.1 Понятие, основные принципы гражданства 5
1.2 Основания приобретения гражданства Российской Федерации. 7
1.3 Прекращение гражданства Российской Федерации 11
1.4 Гражданство детей при изменении гражданства родителей, опекунов, попечителей. Гражданство недееспособных лиц 12
1.5 Двойное гражданство 13
Глава 2. Порядок и современные проблемы правового регулирования вопросов о гражданстве РФ 15
2.1 Государственные органы, ведающие делами о гражданстве РФ 15
2.2 Современные проблемы института двойного гражданства 17
Заключение 21
Список литературы 23

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по.docx

— 51.74 Кб (Скачать файл)

в) ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство (по заявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство Российской Федерации). [2]

В Российской Федерации также предусмотрены отказы в приеме в гражданство РФ лиц, которые выступают за насильственное изменение конституционного строя России, состоят в партиях и других организациях, чья деятельность несовместима с конституционными принципами России, а также осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые по законам Российской Федерации.

В) При восстановлении в гражданстве.

Люди, что имели гражданство ранее, могут быть восстановлены в гражданстве РФ, при этом срок их обязательного проживания сокращается до трёх лет. Это отражает заботу государства о тех его гражданах, которые были лишены связи с родиной в связи с историческими потрясениями (распад единой страны в начале российской империи, а затем и СССР).

При восстановлении в гражданстве, так же как и при приеме, необходим ряд условий: достижение 18 лет, дееспособность, владение языком, отказ от иностранного гражданства и соблюдение Конституции РФ.

Г) При изменении границ РФ. При изменении Государственной границы Российской Федерации в соответствии с международным договором РФ лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и сроки, которые установлены соответствующим международным договором.

1.3 Прекращение  гражданства Российской Федерации

Статья 6 Конституции РФ гласит, что гражданин России не может быть лишён своего гражданства или права изменить его.[1] Поэтому прекратить гражданство может только сам человек и только добровольно.

Федеральный закон «О гражданстве» ставит условия отказа в выходе из гражданства РФ:

  1. Выход из гражданства может быть как по ходатайству гражданина, так и в порядке регистрации (если хотя бы один из родителей, супруг или ребёнок имеет иное гражданство). Однако, невыполнение обязательств перед РФ ( например отказ от службы в армии, уклонение от алиментов и тд),или привлечение в качестве обвиняемого по уголовному делу, или наличие обвинительного приговора, вступившего в свою силу, запрещают выход из страны.
  2. Отсутствие иного гражданства и гарантий на его приобретение.
  3. Путем выбора гражданства при изменении границы РФ . Если какая-то территория выходит из состава РФ, то граждане России проживающее на этой территории, вправе прекратить российское гражданство.
  4. Иные основания. Закон о гражданстве предусматривает некоторые основания дополнительные основания прекращения гражданства недееспособных детей.

1.4 Гражданство  детей при изменении гражданства  родителей, опекунов, попечителей. Гражданство  недееспособных лиц

В Законе «О гражданстве РФ» есть специальная глава, посвящённая регулированию гражданства детей и родителей, опекунов и попечителей; а также гражданства недееспособных лиц.

При изменении гражданства детей, когда меняется гражданство родителей или при усыновлении, опекунстве, попечительстве, государство максимально полно учитывает интересы ребенка. Следует принять во внимание желание детей, могущих в соответствующем возрасте делать сознательный выбор, исключить состояние без гражданства у детей, и в возможных случаях сохранить российское гражданство детей в их интересах.

В качестве общих положений устанавливается, что гражданство детей в возрасте до 14 лет следует гражданству родителей, а возрасте от 14 до 18 лет изменяется только при наличии их согласия. Если родителей лишили родительских прав, то гражданство детей при этом никак не изменяется. А также для этих детей для изменения гражданства согласия родителей не требуется.

Если оба родителя или единственный родитель приобретают гражданство Российской Федерации или у них прекращается гражданство, то соответственно изменяется гражданство детей. Если один из родителей, не имеющих гражданства Российской Федерации, приобретает его, то ребенку предоставляется гражданство Российской Федерации по ходатайству родителя и при наличии согласия другого родителя. Если гражданство РФ у одного из родителей прекращается, а другой остается гражданином РФ, то ребенок сохраняет гражданство. По ходатайству родителя, гражданство которого прекращается, и с письменного согласия другого родителя, остающегося гражданином РФ, гражданство Российской Федерации у ребенка прекращается при условии, если ему будет предоставлено иное гражданство.

На аналогичных подходах основывается и норма Закона о гражданстве детей при усыновлении. Ребенок, являющийся гражданином РФ, при усыновлении его не гражданами РФ, сохраняет гражданство России. Если усыновители или один из усыновителей имеет иное гражданство, то по их ходатайству гражданство у усыновленного ребенка прекращается при условии, что ему будет предоставлено иное гражданство.

В случаях, если ребенок, не является гражданином РФ, усыновляется гражданами Российской Федерации, супругами - ребенок становится гражданином Российской Федерации. Если же ребенок усыновляется супругами, один из которых состоит в гражданстве Российской Федерации, а другой является лицом без гражданства, то он становится гражданином Российской Федерации. А ребенок, не являющийся гражданином Российской Федерации, в случае усыновления его супругами, один из которых является гражданином Российской Федерации, а другой состоит в ином гражданстве, становится гражданином Российской Федерации по соглашению усыновления. При отсутствии такого соглашения ребенок становится гражданином Российской Федерации, если он проживает на территории Российской Федерации или если в ином случае он остается либо становится лицом без гражданства.

Споры между родителями, опекунами или попечителями о гражданстве детей и недееспособных лиц рассматриваются в судебном порядке, исходя из интересов ребенка недееспособного.

1.5 Двойное гражданство

Двойное гражданство возможно, например, при замужестве женщины за иностранца, либо когда родители ребёнка имеют разное гражданство. Частными стали случаи, когда русскоязычные граждане ряда государств СНГ желают одновременно состоять в гражданстве России.[6]

Двойное гражданстве увеличивает не только права, но и обязанности гражданина. Теперь он обязан платить налоги сразу двум государствам, в каждом из них нести воинскую службу и т.д. Конституция РФ позволяет для своих граждан иметь двойное гражданство, но только в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ. Отсюда следует и то, что иностранный гражданин может иметь одновременно и российское гражданство, но только на основе соответствующего международного договора между данным государством и РФ. А если международного договора - нет, то приобретение российского гражданства возможно только при условии отказа лица от прежнего гражданства.

Конституция также четко отмечает, что при наличии гражданином РФ второго гражданства, его правового статус гражданина России не изменяется. А это значит, что за ним сохраняются все права и свободы, и он не освобождается от обязанностей, прописанных в российском законодательстве. [4]

 

Глава 2. Порядок и современные проблемы правового регулирования вопросов о гражданстве РФ

2.1 Государственные  органы, ведающие делами о гражданстве  РФ

Для исполнения норм Федерального Закона «О гражданстве»  необходимо правовое регулировании, то есть создание полномочных органов, которые будут заниматься вопросами гражданства и производством по этим делам, обжалованием решений органов, занимающиеся вопросами о  гражданстве и действиями их должностных лиц. Таким образом, вопросы о гражданстве отражены в нескольких главах Федерального Закона «О гражданстве», а также подзаконными правовыми актами: «Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства»; «Положением о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство»; и другие.

В структуру органов, регулирующих вопросы гражданства, входят: Министерство Внутренних Дел и Федеральная Служба Безопасности.

 К их компетенции относятся: 
- определение наличия гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации; 
- прием заявлений по вопросам гражданства; 
- проверка фактов и представленных документов; 
- направление Президенту Российской Федерации заявлений и других документов по вопросам гражданства; 
- исполнение принятых Президентом Российской Федерации решений по вопросам гражданства; 
- принятие решений о приеме в гражданство в упрощенном порядке; 
- учет лиц, изменивших гражданство; 
- оформление гражданства; 
- отмена решений по вопросам гражданства.[7]

Конституция РФ и Федеральный Закон о гражданстве РФ устанавливает, что Президент РФ обладает основными полномочиями в области гражданства, и именно он уполномочен:

- официально оформлять  российское гражданство, 
- решать вопросы о предоставлении гражданства и политического убежища,  
- возобновлять гражданство 
- решать вопросы о получении гражданства РФ в общем порядке,  
- отменять решения по вопросам гражданства, при наличии фальшивых документов и сведений.

 При Президенте функционирует Комиссия по вопросам гражданства РФ, членов которой назначает Президент. К полномочиям Комиссии относятся — внесение на рассмотрение Президента РФ предложений по заявлениям по вопросам гражданства, оценка поводов заявителя, документов, представленных в обоснование заявлений и т.д.

Остальные государственные органы, принимающие участие в решении вопросов гражданства или решающие их, входят в систему исполнительной власти. К ним относятся Министерство Внутренних Дел и его органы, а также Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения.

Постановление Президента РФ распределяет сферы компетенции по вопросам гражданства РФ внутри системы органов внутренних дел РФ. Полномочия Министерства иностранных Дел РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения РФ имеют аналогическую компетенцию, что и Министерство внутренних дел, однако, к их функциям прибавляется еще одна - ведение учета граждан РФ, которые постоянно проживают за пределами РФ.

Заявления о регистрации или изменения гражданства подаются в органы внутренних дел РФ по месту жительства заявителя, а лицами, проживающими за пределами РФ - в соответствующие консульские учреждения, или дипломатические представительства. Ходатайства подаются в письменном виде на имя Президента РФ. Подпись под документами удостоверяется нотариально. Решение по вопросам гражданства принимает в общем порядке Президент РФ, а при упрошенном порядке — дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ. Срок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства не должен превышать 6 месяцев, а ходатайств - 9.[3]

Исполнение решений по делам о гражданстве в отношении лиц, проживающих на территории РФ, возлагается на Министерство внутренних дел и его соответствующие органы, а в отношении лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, на Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения.

Закон о гражданстве устанавливает и порядок обжалования решений по вопросам гражданства. Если полномочный орган отклонил заявление о гражданстве, то его можно обжаловать в суде общей юрисдикции в порядке, предусмотренном законодательством РФ (районный суд по месту нахождения соответствующего органа либо Московский городской суд — для лиц, постоянно проживающих за пределами России).[3]

2.2 Современные проблемы института двойного гражданства

В связи с различными законами о гражданстве в разных странах, вопрос о двойном гражданстве является довольно сложным. Так как одни страны признают двойное гражданство, вторые - лишают статуса гражданина человека ставшего гражданином иной страны, а третьи страны - вообще не признают второго гражданства. Более того, на устранение двойного гражданства направлены и ряд многосторонних международных конвенций.

Однако, за последнее десятилетие двойное гражданство стало популярным в большинстве стран Европы, так как оно стало эффективным средством для повышения уверенности некоренного населения, что привело к его более доверительному отношению к стране проживания. А так же двойное гражданство способствует укреплению политической и правовой стабильности в обществе и государстве.

Ведь при двойном гражданстве права и свободы, которыми пользуется постоянный житель, не отличаются от прав и свобод граждан страны проживания. Имеющиеся ограничения являются общепризнанными в международной практике - избирать и быть избранными в органы государственной власти, в органы местного самоуправления; участвовать в референдуме; занимать должности, требующие наличия гражданства.

Считается, что наличие двойного гражданства у людей может способствовать улучшению взаимопонимания и ослаблению напряженности между государствами, гражданство которых они имеют.

К примеру, институт двойного гражданства Канады. Эта страна признает двойное гражданство, а это значит, что человек может одновременно стать как гражданином Канады, так и гражданином другой страны. Согласно канадскому законодательству, будучи гражданином какой-либо страны, вы обладаете всеми правами гражданина этой страны, но также и всеми обязанностями. [8]

Двойное гражданство предоставляет дополнительные гарантии реализации и защиты прав и свобод лица, особенно в отношении права на жительство в обоих государствах, свободы передвижения по территориям обоих государств, права на возвращение или реэмиграцию, возможности единого гражданства в смешанном браке. Так являясь гражданином Канады и России одновременно, при нахождении на территории Канады необходимо в первую очередь руководствоваться законами Канады; а когда на территории России – то российскими законами. Исходя из этого, при наличии российского гражданства, человек не будет признан гражданином Канады.

Однако, хотя двойное гражданство имеет и определенные недостатки — это юридические процедуры, проблемы с уплатой налогов и финансовой ответственностью, служба в армии, отказ в эмиграции и другие.

Информация о работе Порядок и современные проблемы правового регулирования вопросов о гражданстве РФ