Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 04:58, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование правового регулирования приватизации государственного и муниципального имущества и разработка предложений законодателю по совершенствованию приватизации.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать понятие приватизация и выяснить ее сущность;
- рассмотреть основные принципы и цели приватизации;
- определить, что входит в понятие объекта приватизации
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ЦЕЛИ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА……..…..5
Приватизация государственного и муниципального имущества…………………………………………………………..……………..5
Субъекты и объекты приватизации……………….……...….……10
ГЛАВА II. ПОРЯДОК И СПОСОБЫ ПРИВАТИЗАЦИИ …………..………..15
2.1. Система государственных органов осуществляющие приватизацию, способы и порядок приватизации…………………………….15
2.2.Несовершенство правового регулирования приватизации муниципального имущества……………………………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…28
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ………………………………………………………31
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ЦЕЛИ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА……..…..5
ГЛАВА II. ПОРЯДОК И СПОСОБЫ ПРИВАТИЗАЦИИ …………..………..15
2.1. Система государственных органов осуществляющие приватизацию, способы и порядок приватизации…………………………….15
2.2.Несовершенство правового регулирования
приватизации муниципального имущества……………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена на неразрешенных проблемах гражданско-правового регулирования приватизации. Приватизация осуществлялась с множественными нарушениями и без того неидеального законодательства, что привело к ряду негативных экономических и социальных последствий.
Законодательные и иные нормативно-правовые акты, регулирующие механизм осуществления приватизации, требуют нового осмысления и научных рекомендаций с целью их дальнейшего совершенствования и стабилизации гражданско-правовых отношений, направленных на повышение жизненного уровня и благосостояния граждан России.
Отличительная черта российской приватизации состоит в том, что она принципиально изменила социально-экономическую систему общества, создала качественную новую материальную основу общественного устройства. Образовался крупный негосударственный сектор экономики, что позволило преодолеть монополию государственной собственности, создать основу для развития рыночных форм хозяйственных связей и использования механизмов конкуренции – все это является результатом приватизации.
Законодательство о приватизации государственного и муниципального имущества отличается противоречивостью нормативно-правых актов и характеризуется постоянным изменением и совершенствованием принятых нормативных актов, большим количеством подзаконных нормативных актов, восполняющих существующие пробелы законодательного регулирования, краткосрочность действия многих нормативных актов. Все это обусловлено особенностями приватизации в нашей стране, в том числе сочетанием масштабности приватизации и ограниченности ее сроков, которые постоянно меняются.
В целом же приватизация государственного и муниципального имущества имеет огромное значение. Она затронула практически все сферы жизни российского общества, коренным образом изменив их.
Целью данной курсовой работы является исследование правового регулирования приватизации государственного и муниципального имущества и разработка предложений законодателю по совершенствованию приватизации.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать понятие приватизация и выяснить ее сущность;
- рассмотреть основные принципы и цели приватизации;
- определить, что входит
в понятие объекта
- рассмотреть кто является субъектами
приватизации государственного и муниципального имущества;
- проанализировать нормативно-правовую базу
процесса приватизации;
- изучить основные
способы приватизации
При написании курсовой работы использованы нормативно – правовые акты: Конституция Российской Федерации1, Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая, вторая, третья)2 (далиее ГК РФ), Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ, Федеральный Закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и другие.
Вопросам и проблема приватизации посвящено большое количество работ ученых экономистов, юристов, социологов, например, таких как: Белых В.С., Камышанский В.П., Крусс В.И., Моисеева Е.В., Петров С.И. и др. работы некоторых из них использованы в данной курсовой работе.
Структура работы состоит из оглавления, введения, двух глав и четырех параграфов, заключения и из списка источников.
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ЦЕЛИ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА
1.1.Приватизация государственного и муниципального имущества
Приватизация представляет собой особый способ передачи имущества из публичной в частную собственность, связанный с отчуждением большого количества объектов, находившихся в публичной собственности. Она является временной, переходной мерой по формированию материальной базы для развития рыночного хозяйства и соответствующего ему нормального, а не урезанного имущественного оборота. Этим, в частности, объясняется отсутствие специальных норм о приватизации в Гражданском кодексе и в других общих актах гражданского законодательства.
Приватизация является новым правовым институтом для отечественного правопорядка, посредством которого создаются условия для перехода от государственной системы экономики к системе свободного рынка. Под ней понимают передачу имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества3.
Таким образом, приватизация является специальным основанием прекращения права публичной собственности и возникновения права частной собственности в результате передачи соответствующего имущества частным лицам в порядке и способами, предусмотренными законами о приватизации.
В Федеральном Законе «О приватизации государственного и муниципального имущества» дается несколько иное определение приватизации. Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее - федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.4
Из указанного определения следует, что:
- приватизация носит возмездный характер;
-приватизация как процесс представляет собой деятельность государства и муниципальных образований, направленную на уменьшение доли собственности этих публично-правовых образований в экономике страны.
Существует мнение о том, что приватизация представляет собой определенную деятельность. Как отмечает В.П. Камышанский, «приватизация представляет собой возмездную, если иное не предусмотрено законом, организованную и целенаправленную деятельность по передаче объектов государственной и муниципальной собственности в собственность граждан и юридических лиц, осуществляемую по решению и при непосредственном участии специальных органов в определенное время, в установленном порядке и формах»5.
В широком смысле приватизация представляет собой деятельность, совершаемую в установленные законом сроки, порядке и формах. Однако эта деятельность приводит к изменению правоотношений собственности, то есть к определенным правовым последствиям.
До перестройки наше государство взвалило на себя непосильное экономическое бремя, с которым само не могло справиться. В руках государства было сосредоточено около 90 % основных производственных фондов страны. Государственная собственность оказалась обюрокраченной и оказененной, недостаточно восприимчивой к достижениям научно-технической революции.
Процесс приватизации, т.е. передачи государственной и муниципальной собственности в частную собственность юридических и физических лиц, по замыслам проводников политики приватизации должен был привести к воссоединение средств производства с работниками производства, а собственность должна была обрести свое подлинное содержание, основанное на строгом различении «моего» и «твоего».
Законодательством установлен ряд принципов приватизации государственного и муниципального имущества.
1. Приватизация государственного
2. Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество).
3. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, установленном Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Российская приватизация носила беспрецедентный характер не только по своим масштабам, но и по содержанию. В отличие от стран с развитой рыночной экономикой, где передача в частные руки государственного имущества решала задачу повышения эффективности отдельных предприятий, в России приватизация была призвана обеспечить радикальное изменение отношений собственности, т.е. решить задачи изменения экономического базиса общества6.
В начале 1992 г., несмотря на процесс
передела государственного имущества в ходе
спонтанной (или «номенклатурно-
Всего в 1991–1992 годах было приватизировано 46,8 тыс. государственных предприятий, в 1993 году количество приватизированных предприятий возросло до 88,6 тыс., в 1994 году – до 112,6 тыс. А за период с 1993 по 2003 годы было приватизировано 96414 государственных предприятий, в том числе 16701 предприятий федеральной формы собственности.
Очевидно, что в течение
90-х годов был осуществлен
Приватизационные процессы,
развивавшиеся в течение
В Российской Федерации процесс приватизации осуществляется по трем основным направлениям:
а) приватизация государственных предприятий, иных объектов недвижимости и акций, принадлежащих публично-правовым образованиям;
б) приватизация жилья;
в) приватизация земельных участков8.
По каждому из этих
направлений государство
- формирование «слоя» частных собственников; повышение эффективности деятельности предприятий;
- социальная защита населения, развитие объектов социальной инфраструктуры;
- стабилизация финансового положения Российской Федерации за счет средств, поступивших от приватизации;
- создание конкурентной среды и привлечение иностранных инвестиций.
В процессе приватизации некоторые цели меняются с учетом политической, экономической ситуации в стране, других факторов. Так, на первом этапе приватизации была достигнута главная ее цель - перераспределение государственной и муниципальной собственности между участниками приватизации (государством, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, физическими и юридическими лицами).
Итак, приватизация государственного и муниципального имущества представляет собой один из способов распределения (перераспределения) материальных и нематериальных благ в форме возмездного отчуждения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц для достижения основных целей, которые указываются в Государственной программе приватизации.
1.2. Объекты и субъекты приватизации
Закон 1991 г. содержал обширный перечь объектов приватизации, для обозначения которых, использовались неюридические термины.
К объектам приватизации относились:
- предприятия, цеха, производства, участки, иные подразделения этих предприятий;
-оборудование, здания, сооружения; лицензии, патенты и другие материальные активы предприятий;