Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 12:36, курсовая работа
Цель данной курсовой работы– раскрыть основные аспекты ликвидации предприятий, а так же рассмотреть право на гарантии и компенсации работникам при ликвидации юридического лица.
Для достижения цели необходимо выполнить ряд задач.
Задачи работы:
1. Дать общее понятие о ликвидации;
2. Проанализировать нормативно-правовую базу ликвидации предприятия;
3. Охарактеризовать добровольную и принудительную ликвидации
Ведение…………………………………………………………………………….3
Глава.1 Порядок ликвидации юридического лица……………………………6
Основания для принудительной ликвидации юридического лица……….8
Органы, уполномоченные на предъявление иска о принудительной ликвидации юридического лица………...………………………………….18
Принудительная ликвидация……………………………………………….24
Последствия для учредителей в случае принудительной ликвидации организации…………………………………………………………………..30
Общие положения………………...…………………………………………32
Глава. 2 Защита трудовых прав граждан при проведении ликвидации юридического лица………………………………………………………………48
2.1. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства как защита трудовых прав………………………………….52
2.2.Гарантии и компенсации работникам при ликвидации организации..…..64
Заключение…………………………………………….………………………...77
Список литературы ……………………..……………………………………….80
Приложения……………………………………………………………………...82
Уплата налогов в период ликвидации предприятия
В соответствии с п.1 ст. 49 Налогового
кодекса РФ обязанность по уплате
налогов ликвидируемой
Если денежных средств ликвидируемой
организации, в том числе полученных
от реализации ее имущества, недостаточно
для исполнения в полном объеме обязанности
по уплате налогов и сборов, причитающихся
пеней и штрафов, остающаяся задолженность
должна быть погашена учредителями (участниками)
указанной организации в
Очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации.
Налоговая проверка
Получив уведомление о начале ликвидации, налоговая инспекция, являясь потенциальным кредитором организации в случае недоначисления налогов, начинает проверять ликвидируемое предприятие. Налоговая проверка проводится по все налогам вне зависимости от времени проведения предыдущих проверок. Налоговая проверка проводится за последние 3 календарных года. Налоговая проверка является выездной.
При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода, либо связанных с содержанием объектов налогообложения.
На основании актов сверки с налоговыми органами и актов документальной проверки расчетов определяется сумма задолженности организации.
Составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса
В соответствии со ст. 63 Гражданского
кодекса РФ по окончании срока, отведенного
для предъявления требований кредиторами,
ликвидационная комиссия составляет промежуточный
ликвидационный баланс. Расчеты с
кредиторами будут
Таким образом, промежуточный ликвидационный баланс - это баланс, который составляется перед тем, как удовлетворять требования, предъявленные кредиторами в срок, установленный ликвидационной комиссией. Цель составления этого баланса - уточнить реальное финансовое положение ликвидируемого предприятия.
Промежуточный ликвидационный баланс содержит полные сведения о составе активов и пассивов предприятия, стоимости всего имущества, которым оно располагает, дебиторской и кредиторской задолженности. Кроме того, ликвидационный баланс должен содержать полный перечень предъявленных кредиторами требований, а также результаты рассмотрения их ликвидационной комиссией.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В течение трех дней с даты утверждения промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия обязана уведомить об этом регистрирующий орган. Для этого в налоговую инспекцию по месту нахождения организации представляются:
Удовлетворение требований кредиторов
Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
При ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:
-в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;
- во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
- в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;
- в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
- в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.
Требования каждой очереди удовлетворяются
после полного удовлетворения требований
предыдущей очереди. При недостаточности
имущества ликвидируемого юридического
лица оно распределяется между кредиторами
соответствующей очереди
В случае отказа ликвидационной комиссии
в удовлетворении требований кредитора
либо уклонения от их рассмотрения
кредитор вправе до утверждения ликвидационного
баланса юридического лица обратиться
в суд с иском к ликвидационной
комиссии. По решению суда требования
кредитора могут быть удовлетворены
за счет оставшегося имущества
Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.
Если имеющиеся у
Перед продажей имущества ликвидационная комиссия сама оценивает его по рыночной стоимости или привлекает независимого оценщика. Затем оно реализуется специализированной организации.
Недвижимое имущество
Сначала продается имущество, которое не участвует в производстве. Это могут быть ценные бумаги, валютные ценности, транспортные средства и т.д. Затем продаже подлежит готовая продукция. В последнюю очередь продается недвижимость, сырье, материалы и основные средства.
Ликвидационная комиссия должна принять решение об очередности реализации активов предприятия исходя из экономической целесообразности.
Нельзя забывать, что операции по выбытию имущества облагаются всеми установленными налогами. Полученные денежные средства поступают в кассу предприятия или на его расчетный счет. После этого продолжается процесс расчетов с кредиторами.
Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.
Составление и утверждение ликвидационного баланса
После того, как ликвидационная комиссия
рассчиталась со всеми кредиторами,
она в соответствии с п.5 ст.63 Гражданского
кодекса РФ должна составить ликвидационный
баланс. Ликвидационный баланс содержит
информацию об активах, которые остались
у организации к моменту ее
ликвидации и до того, как будут
произведены расчеты с
Ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации, а также подается в налоговый орган на заключительную ликвидацию.
Расчеты с учредителями
Имущество, оставшееся у организации
после расчетов с кредиторами, распределяется
между ее участниками пропорционально
их доле в уставном капитале организации.
Распределение имущества между
учредителями производится на основании
акта. В нем указываются, кому и
что передается. Акт подписывают
все участники организации. Обращаем
Ваше внимание на то, что в некоторых
некоммерческих организациях нет возможности
распределения оставшегося
Закрытие счетов в банках
После проведения всех взаиморасчетов (с налоговой инспекцией, кредиторами, участниками) необходимо закрыть все счета организации в банках. Для этого достаточно подписать заявление о закрытии счета, которое выдается самим банком. При этом необходимо не забыть уведомить налоговую инспекцию о закрытии счетов. В налоговую инспекцию подаются следующие документы:
Государственная регистрация ликвидации юридического лица
Предприятие прекращает свое существование
после внесения об этом записи в
Единый государственный реестр юридических
лиц. Для государственной
В течение 5 дней с даты подачи указанного комплекта документов налоговая инспекция обязана выдать свидетельство о прекращении деятельности юридического лица. В связи с реализацией принципа «одного окна» снятие с налогового учета производится одновременно с государственной регистрацией факта ликвидации юридического лица.
Снятие с учета во внебюджетных фондах
Внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования) снимают с учета после снятия с учета в налоговом органе. Также как и налоговая инспекция фонды обязаны провести проверку налогоплательщика, включая сверку по платежам. Фонды также могут являться кредиторами по неуплаченным страховым взносам. Поэтому сверку с фондами необходимо провести до составления промежуточного ликвидационного баланса.
Что касается самого снятия с учета, то для этого в фонд необходимо предоставить следующие документы:
Заключительные операции по ликвидации
После получения свидетельства
о прекращении деятельности уничтожить
печать и сдать документы в
архив. Обращаем Ваше внимание на то, что
в связи с реализацией принципа
«одного окна», снятие с учета
в органах Статистики производится
автоматически на основании данных,
предоставляемых налоговым
Глава.2 Защита трудовых прав граждан при проведении ликвидации юридического лица