Порядок создания юридического лица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 13:24, курсовая работа

Краткое описание

Независимо от того, чем субъект гражданского права планирует заниматься, - продажей пирожков либо добычей и реализацией нефти в промышленных масштабах, его деятельность должна быть узаконена в соответствии с законодательством той страны, в которой он будет ее организовывать, регистрировать и осуществлять. В России, как и в любой другой цивилизованной и правовой стране, процесс создания юридического лица регулируется на законодательном уровне. За незаконное предпринимательство в нашей стране виновные лица несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.

Содержание

Введение 3
1. Понятие, способы и правовое регулирование создания юридических лиц 5
1.1. Понятие и способы создания юридического лица 5
1.2. Нормативно-правовая база государственного регулирования создания юридических лиц 9
2. Основные этапы создания юридического лица 16
2.1. Подготовка и создание организации. Учредительные документы юридического лица 16
2.2. Государственная регистрация юридического лица 25
2.3. Лицензирование деятельности юридических лиц 33
Заключение 38
Список используемой литературы 40

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Порядок создания юридического лица .doc

— 341.50 Кб (Скачать файл)

Исходя из положений п. 2 ст. 54 ГК РФ, юрисдикция регистрирующих органов определяется по территориальному принципу. Юридическое лицо приобретает правоспособность только после государственной регистрации. Соответственно, учредительные документы создаваемого юридического лица для третьих лиц имеют значение только после государственной регистрации юридического лица. В то же время действие учредительных документов для учредителей начинается с момента их утверждения или заключения (например, формирование уставного капитала хозяйственного общества начинается с момента принятия решения о создании юридического лица и заключения учредительного договора, но до государственной регистрации, формирование органов управления происходит перед государственной регистрацией, в соответствии с утвержденным учредителями уставом).

Нормы ст. 12 Закона определяют виды документов, предоставляемых при регистрации создаваемого юридического лица:

а) подписанное  заявителем заявление о государственной  регистрации по форме34, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;

б) решение  о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) учредительные  документы юридического лица в двух экземплярах (в случае представления  документов непосредственно или  почтовым отправлением), один из которых  с отметкой регистрирующего органа возвращается заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности). В случае, если документы направлены в регистрирующий орган в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, учредительные документы юридического лица в электронной форме направляются в одном экземпляре. Регистрирующий орган по адресу электронной почты, указанному заявителем, направляет представленные заявителем учредительные документы в электронной форме, подписанные электронной подписью регистрирующего органа. В случае представления учредительных документов в электронной форме экземпляр таких документов на бумажном носителе с отметкой регистрирующего органа представляется заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) при указании на необходимость получения и способа получения таких документов заявителем при направлении предусмотренных настоящей статьей документов в регистрирующий орган;

г) выписка  из реестра иностранных юридических  лиц соответствующей страны происхождения  или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса  иностранного юридического лица - учредителя;

д) документ об уплате государственной пошлины.

За государственную  регистрацию уплачивается государственная  пошлина в соответствии с законодательством  о налогах и сборах.

При государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются следующие документы:

а) подписанное  заявителем заявление о государственной  регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления;

б) учредительные  документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем  реорганизации (подлинники или нотариально  удостоверенные копии);

в) решение  о реорганизации юридического лица;

г) договор о слиянии или присоединении в случаях, предусмотренных федеральными законами;

д) передаточный акт или разделительный баланс;

е) документ об уплате государственной пошлины.

В момент представления  документов для государственной  регистрации непосредственно в регистрирующий орган последним выдается заявителю расписка в получении документов. Расписка содержит перечень и наименование документов, представленных заявителем для государственной регистрации юридического лица, дату получения документов, фамилию, инициалы и должность работника регистрирующего органа, его подпись . Традиционно подобные документы заполняются в двух экземплярах, один из которых остается в регистрационном деле юридического лица, второй выдается (направляется по почте) заявителю. Указанная расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом и носит доказательственное значение.

Значение  расписки, о которой идет речь, состоит  не только в том, что она подтверждает принятие документов от заявителя. С  указанной в ней даты начинается проведение регистрационных действий. Кроме того, с указанной даты начинается исчисление установленного в ст. 8 Закона пятидневного срока, в течение которого должна быть произведена государственная регистрация.

При получении  документов для регистрации работник регистрирующего органа вносил в  журнал (книгу) учета документов, представленных для регистрации, запись о получении документов с указанием наименования создаваемого юридического лица, лица, представившего документы, и сведений об уплате государственной пошлины.

Государственная регистрация вновь создаваемых  юридических лиц производится в  течение пяти дней (п. 3 ст. 13 Закона), юридических лиц, образованных в результате реорганизации, осуществляется также в пятидневный срок (п. 4 ст. 15 Закона).

Особо следует  отметить, что рассматриваемый срок исчисляется не календарными, а рабочими днями, т.е. течение срока приостанавливается на выходные и праздничные дни. Срок для проведения государственной регистрации исчисляется с момента представления документов в регистрирующий орган. При этом первым днем срока считается день, следующий за днем представления документов в регистрирующий орган. Под словом "документы" в данном контексте следует понимать документы, необходимые для государственной регистрации, с учетом общих требований к порядку их представления и оформления, установленных ст. 9 Закона, и специальных требований для отдельных регистрационных действий.

Согласно ст. 23 Закона отказ в государственной регистрации допускается только в двух случаях: непредставления определенных Законом необходимых для регистрации документов и представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган. При отсутствии указанных оснований для отказа в регистрации должностное лицо регистрирующего органа в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации. Данное решение является основанием для внесения соответствующей записи в Государственный реестр, который ведется на бумажных и электронных носителях.

Моментом  государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей  записи в Государственный реестр. Именно с моментом государственной  регистрации законодательство связывает  возникновение, изменение и прекращение  правосубъектности юридического лица. Таким образом, государственная регистрация имеет не техническое, а юридическое значение. Права участвовать в управлении делами общества, получать информацию о его деятельности, принимать участие в распределении прибыли возникают на основании юридического состава, включающего два юридических факта: соглашение и акт регистрации. Значение момента государственной регистрации в том, что только с этого момента изменения, внесенные в учредительные документы хозяйственного общества, приобретают силу для третьих лиц. С моментом государственной регистрации связано не только возникновение прав, но и возникновение обязанностей. Например, согласно п. 1 ст. 16 Закона об обществах с ограниченной ответственностью каждый учредитель общества должен полностью внести свой вклад в уставный капитал общества в течение срока, который определен учредительным договором и который не может превышать один год с момента государственной регистрации общества. С моментом государственной регистрации законодательство связывает и прекращение прав и обязанностей юридического лица. Например, юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

Не позднее  одного рабочего дня с момента  внесения в установленном порядке  в Государственный реестр соответствующих записей о государственной регистрации юридического лица, внесении изменений в учредительные документы либо о реорганизации регистрирующим органом выдается либо направляется по почте заявителю документ, подтверждающий государственную регистрацию. Таковым документом является соответствующее свидетельство, форма и требования к содержанию которого установлены Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439.

В свидетельствах указаны: наименование регистрирующего  органа, выдавшего документ, наименование юридического лица, дата выдачи. Обязательными  реквизитами являются дата и государственный  регистрационный номер, а также  указание на должностное лицо, его подпись и печать регистрирующего органа.

Пунктом 4 ст. 11 Закона установлена обязанность регистрирующего органа в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет в форме электронного документа сведения о регистрации в государственные органы, определенные Правительством Российской Федерации. Состав сведений, направляемых в указанные государственные органы, а также порядок и сроки предоставления соответствующему юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю сведений о его учетных данных устанавливаются Правительством Российской Федерации.

При регистрации  юридического лица его представителю выдается свидетельство не только о государственной регистрации, но и о постановке на налоговый учет.

Регистрирующий  орган регистрирует юридических  лиц во внебюджетных фондах, самостоятельно направляя туда соответствующую  информацию. Это касается органов медицинского, пенсионного и социального страхования. Налоговые органы присваивают коды по Общероссийскому классификатору35 видов экономической деятельности.

Вновь создаваемые компании самостоятельно определяют сферу своей деятельности, указав соответствующий код в документах, подаваемых в регистрирующий орган.

К тому же юридические  лица не избавлены от обязанности  обращения в органы статистики для присвоения кодов по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.

2.3. Лицензирование деятельности юридических лиц

Процесс создания юридического лица не всегда заканчивается  государственной регистрацией. Для  того чтобы быть полноправным (правомочным) субъектом организации (в зависимости  от вида предполагаемой деятельности), приходится проходить и лицензирование.

Лицензирование представляет собой сложное многоаспектное социально-правовое явление, которое призвано обеспечить безопасность личности, общества и государства36.

Согласно ст. 49 ГК РФ, отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Лицензирование  представляет собой мероприятия, связанные с выдачей лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и аннулированием лицензий и надзором лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

При осуществлении  предпринимательской деятельности юридическое лицо обязано выполнять  требования законодательства РФ о получении  специального разрешения (лицензии, патента) на занятие определенными видами деятельности.

Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"37 (далее - Закон № 99-ФЗ) регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности. Согласно Закону № 99-ФЗ, лицензия определяется как "специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа".

В соответствии со ст. 12 Закона № 99-ФЗ лицензированию подлежат 49 видов деятельности

Лицензирование  отдельных видов деятельности юридических  лиц осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни  или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается38.

Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие  которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения  такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Информация о работе Порядок создания юридического лица