Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 01:27, реферат
Одним из существенных факторов развития экономики, как это ни парадоксально, является законодательная, т. е. административная, уголовная, гражданская защита прав потребителей. Защита прав потребителей преследует две основные цели: первая – информировать потребителей об имеющихся на рынке товарах и услугах с тем, чтобы правильный выбор способствовал успешному формированию потребительского рынка, вторая - защищать потребителя в том случае, если его положение как слабой стороны ущемляется.
Введение
1. Защита прав потребителей при продаже товаров
1.1. Права потребителя в случае приобретения товара с недостатками
1.2. Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара. Замена товара ненадлежащего качества
1.3. Расчеты с потребителем в случае замены товара с недостатком или расторжения договора
1.4. Порядок обмена товара надлежащего качества
2. Защита прав потребителей в сфере обслуживания
2.1. Сроки на выполнение работ и оказание услуг. Последствия нарушения этих сроков
2.2. Права потребителя в случае обнаружения недостатков в выполненной работе (оказанной услуге). Сроки устранения недостатков.
2.3. Смета на выполнение работы (оказание услуги)
2.4. Выполнение работы из материалов исполнителя и материалов потребителя или работы с вещью потребителя
2.5. Порядок расчетов за выполненную работу (оказанную услугу)
Заключение
Литература
При расторжении договора
купли-продажи потребитель
При расторжении договора
в случае повышения цены на товар,
расчеты, с потребителем производятся
аналогичные возвращенному
1.4. Порядок обмена товара надлежащего качества
Часто встречаются случаи,
когда товар, купленный потребителем,
- качественный, но по определенным причинам
потребитель не имеет возможности
использовать его по назначению. Ст.
25 Закона устанавливает право
Потребитель имеет право обменять товар в течение 14 дней (не считая дня его покупки). Если товар необходимо установить, подключить, то этот срок (14 дней) исчисляется со следующего дня после осуществления этих действий.
Продавец должен обменять товар, если:
· товар не был в употреблении;
· сохранен его товарный вид, потребительские свойства;
· сохранены пломбы, фабричные ярлыки;
· у потребителя есть товарный или кассовый чек на товар.
Требования об обмене товара предъявляются только продавцу, у которого был приобретен данный товар.
Если в день обращения
потребителя к продавцу необходимого
для замены товара нет, то потребитель
имеет право расторгнуть
Однако не все виды непродовольственного товара надлежащего качества подлежат обмену. Перечень этих товаров утверждается Правительством РФ. В него входят:
· изделия из драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней;
· ткани из всех волокон и другие метражные товары (ленты, тесьма, кружева и др.);
· бельевой трикотаж для взрослых и детей;
· купальники, плавки;
· трусы для взрослых и детей, в том числе и спортивные;
· белье для новорожденных и ясельного возраста;
· белье постельное;
· предметы женского туалета;
· чулочно-носочные изделия;
· штучные текстильные товары (скатерти, салфетки, полотенца и др.);
· парфюмерно-косметические товары;
· товары бытовой химии;
· изделия из пластмассы, используемые для приготовления и хранения пищи;
· предметы личной гигиены (зубные щетки, расчески, заколки, бигуди и др.)
2. Защита прав потребителей в сфере обслуживания
2.1. Сроки на выполнение работ и оказание услуг. Последствия нарушения этих сроков
Согласно п. 1 ст. 4 Закона "О защите прав потребителей" продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. Срок в договоре на выполнение работы, оказание услуги является одним из основных его условий. В Законе говорится, что исполнитель обязан осуществить выполнение работы (оказание услуги) в срок, установленный правилами выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) или договором. В договоре предусматривается срок выполнения работы (оказания услуги), если он определенными правилами не предусмотрен, а также срок меньшей продолжительности, чем срок, установленный правилами.
Пункт 2. ст. 27 Закона раскрывает порядок определения сроков выполнения работы (оказания услуги). Срок в договоре определяется календарной датой (периодом), к которой выполнятся работа (услуга), или датой (периодом), к которой исполнитель обязан приступить для выполнения работы (оказания услуги).
Для правильного исчисления срока необходимо определить его начало и окончание. В ст. 191 ГК РФ "Начало срока, определенного периода времени" говорится, что течение срока, определенного периода времени начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Если выполнение работы (оказание
услуги) осуществляется по частям в
течение срока действия договора,
наряду с общим сроком исполнения
работы (оказание услуги) в содержании
договора отражаются частные (промежуточные)
сроки. Эти частные сроки
Установленные сроки начала и окончания работ (оказания услуг) изменяются только по соглашению сторон договора. Если достигнуто такое согласие, то новые сроки должны быть указаны в договоре или дополнительном соглашении.
Согласно п. 5 ст. 28 Закона
установлена имущественная
Неустойка начинает взыскиваться со дня (часа), следующего за днем (часом), к которому работа (услуга) должна была начать выполняться или должна быть выполнена, и заканчивается началом или окончанием исполнения работ (оказания услуг). Взыскиваемая неустойка не может превышать стоимости работы (услуги) или общей стоимости заказа. Если цена работы (услуги) отдельно не определялась, то размер неустойки определяется от общей цены договора (заказа).
Размер неустойки определяется исходя из цены работы (услуги) или договора (заказа), существующей в том месте, в котором требование потребителя должно быть удовлетворено исполнителем, на день добровольного удовлетворения или в день вынесения судебного решения.
Закон освобождает исполнителя от уплаты неустойки и возмещения убытков, если исполнитель докажет, что нарушение сроков выполнения работы (оказания услуги) произошло вследствие непреодолимой силы, т. е. наступления такого события, которое исполнитель не мог предотвратить никакими средствами, или по вине потребителя.
2.2. Права потребителя в случае обнаружения недостатков в выполненной работе (оказанной услуге). Сроки устранения недостатков.
В соответствии со ст. 29 Закона
потребитель при обнаружении
недостатков в выполненной
· безвозмездного устранения недостатков;
· соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);
· безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы;
· возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) силами потребителя или третьими лицами.
Потребитель имеет право требовать от исполнителя уменьшения цены за выполненную работу в том случае, если он предъявил требование о безвозмездном устранении недостатков, об изготовлении другой вещи или о повторном выполнении работы (оказании услуги).
Правовые последствия
нарушения требований к качеству
выполненной работы (оказанной услуги)
сходны с последствиями и правами
при продаже товаров с
Потребитель может расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков:
· если недостатки не были устранены исполнителем в срок, указанный в договоре;
· если в работе присутствуют существенные недостатки или есть существенные отступления от условий договора.
Вышеперечисленные требования предъявляются при принятии выполненной работы (услуги) или в процессе ее выполнения.
После уже принятой работы (услуги) требования по поводу скрытых недостатков могут быть предъявлены позднее: в течение гарантийного срока или в течение 6 месяцев со дня принятия выполненной работы (оказанной услуги), если отсутствует гарантийный срок. Что касается недостатков в строении или иного недвижимого имущества, требования предъявляются в течение гарантийного срока, а если он не установлен - в течение 2 лет.
Согласно п. 4 ст. 29 Закона, если выявленный существенный недостаток выполненной работы (услуги) допущен по вине исполнителя, потребитель имеет право требовать безвозмездного устранения этого недостатка и по истечении гарантийного срока. Такое требование предъявляется в течение срока службы или в течение 10 лет со дня принятия работы, если срок службы не установлен.
На исполнителя возлагается обязанность своевременного удовлетворения требований потребителя, в противном случае потребитель по своему выбору вправе предъявить требования:
· соответствующего уменьшения цены за выполненную работу (оказанную услугу);
· возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами;
· расторжения договора о выполнении работы (оказании услуги) и возмещения убытков.
Безвозмездное изготовление другой вещи из однородного материла такого же качества и повторное выполнение работы (услуги) подлежат исполнению в срок, установленный для срочного выполнения работы (оказания услуги). Если же такой срок не установлен, то в срок, указанный в договоре, который не был исполнен надлежащим образом.
За нарушение этих сроков
с исполнителя взыскивается неустойка,
оговоренная в Законе, а также
потребитель имеет право
2.3. Смета на выполнение работы (оказание услуги)
Смета - документ, в котором указан перечень работ (услуг), материалов, оборудования и т. д. с указанием стоимости (цены). Согласно Закону, если одна из сторон (потребитель или изготовитель) требует составления сметы, то такое требование должно быть удовлетворено.
Смета может быть двух видов:
твердая и приблизительная. При
составлении твердой сметы
Если при составлении
условий договора трудно определить
его окончательную стоимость, то
потребителем и изготовителем составляется
приблизительная смета. Если возникает
необходимость превысить
Если исполнитель не предупредил потребителя о превышении расходов по приблизительной смете, то исполнитель не вправе требовать возмещения сверхсметных расходов, и обязан выполнить работу (услугу) в пределах первоначальной стоимости, определенной приблизительной сметой. Если увеличение сметы вызвано действиями потребителя, то он должен возместить исполнителю все расходы, превышающие приблизительную смету.
2.4. Выполнение
работы из материалов
Согласно ст. 34 Закона исполнитель
может выполнять работу из своего
материала и своими средствами. Если
потребитель потребует
Исполнитель, предоставляющий
свой материал для выполнения работы
(оказания услуги), отвечает за его надлежащее
качество. В связи с этим ответственность
за выполнение работы (услуги) из недоброкачественного
материала заключается в
Материал исполнителя, предоставляемый потребителю, подлежит оплате при заключении договора полностью или в определенном размере, указанном в правилах выполнения отдельных видов работ или в договоре о выполнении работы с условием окончательного расчета при получении работы потребителем. Закон дает возможность потребителю и исполнителю предусмотреть в договоре и иной порядок расчета.
В случаях, предусмотренных
правилами или соглашением
Материалы, оборудование, техника, различные средства и т. д., необходимые для выполнения работы, доставляются к месту выполнения работ исполнителем. Однако Закон не оговаривает, кто должен оплачивать доставку необходимых средств. Поэтому следует предполагать, что расходы по доставке включаются в смету работы, а если таковая отсутствует, то условия доставки должны оговариваться сторонами при заключении договора.
Если работа выполняется
полностью или частично из материала
потребителя или с вещью
· предупредить потребителя о непригодности или недоброкачественности переданного потребителем материла (вещи);