Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 18:14, курсовая работа
Цель работы - изучение правовой охраны Конституции Российской Федерации. Поставленная цель предполагает достижение ряда задач:
1. Дать понятие, рассмотреть задачи правовой охраны Конституции РФ.
2. Изучить субъекты и формы правовой охраны Конституции РФ.
Введение
1. Понятие и задачи правовой охраны Конституции
2. Субъекты и формы правовой охраны Конституции Российской Федерации
2.1 Значение института президентства в правовой охране Конституции РФ
2.2 Роль судебной системы в правовой охране Конституции РФ
2.3 Прокурорский надзор как форма правовой охраны Конституции РФ
2.4 Место Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в системе охраны Конституции Российской Федерации
2.5 Самоохрана Конституции
2.6 Конституционная ответственность как средство правовой охраны Конституции РФ
3. Вопросы правовой охраны конституции РФ на современном этапе развития России
Заключение
Литература
По мнению В.В. Невинского: "юридические свойства составляют формальную основу социально-политической сущности конституции, раскрывают природу конституции как основного закона общества и государства, определяют ориентиры развития системы права. Обновление доктрины конституционализма, ролевого назначения и содержания пятой российской Конституции сопровождалось наполнением новым смыслом ранее выделяемых свойств (верховенство, высшая юридическая сила, учредительный и базовый характер, стабильность) и обоснованием дополнительно признанных свойств (прямое действие норм Конституции и специализированная охрана Конституции Конституционным Судом РФ)".
Т.Я. Хабриева и В.Е. Чиркин выделяют юридические, политические и идеологические "основные черты" или "свойства" конституции. К первым они относят: характер конституции как основного закона, ее высшую юридическую силу, усложненный порядок принятия и изменения, а также связанную с ними стабильность. Однако они отмечают, что у этих характеристик есть исключения. В мусульманских странах над конституциями стоит Коран (законы, противоречащие ему, не действуют независимо от того, соответствуют они конституции или нет), в Великобритании все законы парламента независимо от того, считаются они законами или нет, входящими в понятие конституции, равны по своей юридической силе, порядку принятия и изменения.
С.А. Авакьян, характеризуя конституцию как нормативный акт - закон, обращает внимание на некоторые особенности ее норм:
1) все
нормы конституций - правовые, т.е.
они имеют все черты,
2) большинству
норм конституции свойственна
высокая степень обобщенности, чаще
всего это основополагающее
3) Конституция имеет прямое действие.
4) для
остального законодательства
С точки зрения Е.И. Козловой конституцию от других правовых актов отличают следующие черты: особый субъект, который устанавливает конституцию или от имени которого она принимается; учредительный, первичный характер конституционных установлений; всеохватывающий характер конституционной регламентации, т.е. тех сфер общественных отношений, воздействие на которые она распространяет. И, кроме выше изложенного, особые юридические свойства, которые выражаются "в верховенстве конституции; ее высшей юридической силе; в ее роли как ядра правовой системы государства и системы права; в особой охране конституции; в особом порядке принятия и пересмотра конституции, внесения в нее поправок". Н.В. Витрук придерживается иной позиции: два последних "свойства" являются отличительными чертами Конституции, признаками в сравнении с иными нормативными актами, а не ее правовыми свойствами. По его мнению, правовые свойства конституции устанавливаются ее собственными нормами (установлениями). К ним он относит верховенство и высшую юридическую силу. Однако, исходя из его концепции, странным кажется "упущение" прямого действия Конституции, закрепленного в ней (ч.1 ст.15).
Таким
образом, Конституция Российской Федерации
- это Основной Закон государства
и общества, закрепляющий основополагающие
общественные отношения, основы правового
статуса человека и гражданина, федеративного
устройства, организацию государственной
власти и местного самоуправлении;
Конституция - это ведущий элемент
действующего права Российской Федерации.
Вместе с тем, Конституция Российской
Федерации это и политико-
Юридические свойства Конституции - это ее сущностные характеристики как Основного Закона. К ним относятся: нормативность всех предписаний, высшая юридическая сила, верховенство, прямое действие, стабильность и самодостаточность.
2.6 Конституционная ответственность как средство правовой охраны Конституции РФ
Ретроспективная
конституционная
По
вопросу существования
Вышеуказанный
автор предлагает ограничить политическую
ответственность: "отсутствие четких
юридических оснований в каждом
конкретном случае для привлечения
того или иного субъекта к конституционной
ответственности
Н.М.Колосова полагает, что основанием для наступления конституционной ответственности является нарушение "Конституции РФ, а равно и других источников конституционного права". Однако, исходя из определения юридической ответственности, нарушения конституционных норм здесь недостаточно, Необходимо также, чтобы ответственность за нарушение этих норм была предусмотрена законом, что и предлагает автор.
В отличие от Н.М.Колосовой Д.Т. Шон напротив считает, что определить точный перечень оснований конституционной ответственности невозможно.
По
кругу субъектов
Круг
субъектов конституционной
Исходя
из того, что конституционная
Н.М.Колосовой описаны следующие виды санкций за конституционные правонарушения:
"1.
Досрочное лишение (изменение)
конституционного статуса
2. Устранение
конституционного нарушения. В
частности, признание
3. Ограничение
(лишение) специального
Юридическая
ответственность представляет собой
дополнительные (так называемые штрафные)
санкции, которые правонарушитель
несет помимо обязанности восстановить
положение, существовавшее до совершения
правонарушения (возместить вред). В
этой связи нельзя не согласиться
с Д.Т. Шоном, который "не относит
отмену незаконных актов к санкциям
конституционной
Полагаю,
что для охраны Конституции РФ
наличие такого правового института
как конституционная
3. Вопросы
правовой охраны конституции
РФ на современном этапе
Конституция является уникальным учредительным правовым актом, юридически закрепляющим суверенитет, независимость и верховенство государственной власти. Она выступает правовой основой становления и развития гражданского общества, закрепляет основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, форму государственного устройства, систему институтов государственной власти и местного самоуправления. Конституция обеспечивает стабильность конституционного строя, создаёт баланс институтов государственной власти. Всё сказанное характерно и для Конституции России. Поэтому можно говорить, что Конституция России - это нормативный правовой акт высшей юридической силы, закрепляющий основы конституционного строя; основы правового статуса человека и гражданина; федеративное устройство; систему, принципы организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Реальность конституции во многом зависит от политической, экономической и социальной стабильности, упрочения режима законности и правопорядка. Реальность как одна из основных черт конституции имеет несколько аспектов: 1) соответствие конституционных предписаний характеру общественных отношений, сложившихся в данный исторический период; 2) учет конкретных исторических, политических, этнографических и иных особенностей страны; 3) выбор приемов и средств воздействия, адекватных характеру регулируемых общественных отношений; 4) предвидение социальных последствий действий тех или иных конституционных установлений; 5) гарантированность конституции. Исполнимость конституционных предписаний, высокая степень эффективности их действия во многом зависят от повседневной деятельности органов законодательной и исполнительной власти, суда, прокуратуры, милиции. Реальность конституции предполагает правовые и организационные гарантии народовластия, действенность механизма обеспечения их реализации, высокую политическую сознательность, социальную активность и правовую культуру граждан.
Конституция гарантирована государством. Важнейшим условием реальности конституции являются стабильный конституционный строй, развивающаяся экономика, авторитет институтов власти, режим законности и правопорядка, прямое действие конституционных норм. Граждане могут обратиться в судебные органы для защиты своих прав, непосредственно ссылаясь на конкретные статьи конституции.
Считается, что Конституция 1993 года приближена к действительности ближе, чем предшествующие ей. Важным юридическим свойством конституции является её стабильность, т.е. незыблемость конституционных предписаний. Конституция - акт долговременного действия. Стабильность проявляется во взаимодействии с субъектами права, в постоянном, целенаправленном воздействии на общественные отношения, составляющие объект конституционного регулирования, на правосознание граждан. Стабильная конституция - важнейшее условие правопорядка и законности, устойчивости всей системы права, укрепления федеративных связей, механизма осуществления властных государственных функций, гуманных отношений между личностью, обществом, государством.
Гарантией стабильности российской Конституции служит особый порядок её принятия, изменения и дополнения. Ограничен круг субъектов, которые могут потребовать изменение или принятия новой Конституции. Это Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ, группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или Государственной Думы (ст.134 Конституции).
Однако вопрос, стоит ли менять действующую Конституцию страны, уже в течение длительного времени относится к числу тех, по которым российская властная элита не может прийти к какому-то однозначному решению. Причина, в общем-то, понятна. В Конституции, написанной "под Ельцина" и к тому же подготовленной в экстремальных условиях после кровавого разгона Верховного совета, в сегодняшней ситуации многое и многих не устраивает. Но есть и серьезный ограничитель для всех этих реформаторских поползновений.
Действующая Конституция является одним из последних правовых барьеров, позволяющих президентской власти удерживать балансы сил в верхах. Устрани его - и последствия будет трудно предугадать. Об этом говорил в своем послании Президент РФ Федеральному Собранию 05 ноября 2008 года. По сути дела, можно сказать, что свое первое послание Президент Медведев посвятил проблеме реализации нашей Конституции.
Послание
содержит в себе определенный анализ
факторов реализации Конституции - как
внешних (геополитическое положение
страны, применение международного права,
глобализация), так и внутренних
(политическая система и политический
режим, традиции, политико-правовая культура
общества, проблема пренебрежения к
праву, роль коррупционной составляющей,
самоуправление и др.). Впервые этот
вопрос раскрыт не в научном ключе,
а в плоскости задач
Послание
заставляет посмотреть на соотношение
конституционной реформы и
Базовые положения должны на многие годы оставаться незыблемыми: Речь идет не о конституционной реформе, а именно о корректировке Конституции. Потрясения государственных основ 1990-1993 годов вызваны были не конституционной реформой, а революционизмом и политикой ультиматумов, практикой права силы и нарушения норм общежития, неготовностью к социальному компромиссу.
Нынешняя власть есть результат реформ. От опасения "реформ" возникает чуть ли не установка, что дебатов на тему Конституции быть не должно. Однако, Румянцев О.Г. считает, что дебаты как раз должны быть т.к. сегодня уже никто не подвергает сомнению действующую Конституцию как документ, созданный на долгий срок. В декабре 1993 года возникали вопросы и по перекосам властной модели, и по тому - каким образом она была утверждена. Но общество смертельно устало от борьбы, и Конституция Российской Федерации была воспринята как основа неизбежного восстановления стабильности и модернизации. Даже оппозиция посчитала, что недостатки Конституции - меньшее зло, нежели отсутствие Основного Закона. Сегодня речь идёт о том, чтобы понять - как можно убрать препоны и рогатки на пути реализации той Конституции, которая имеется.