Правовое положение индивидуальных предпринимателей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 10:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является комплексное, всестороннее исследование и анализ вопросов, связанных с правовым положением индивидуальных предпринимателей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать понятие и выявить основные признаки индивидуальной предпринимательской деятельности;
- рассмотреть правовой статус индивидуального предпринимателя;
- исследовать правоспособность главы крестьянского (фермерского) хозяйства;
- выявить особенности государственной регистрации индивидуальной предпринимательской деятельности.

Содержание

Введение
1. Понятие, особенности индивидуальной формы предпринимательской деятельности
1.1 Понятие и признаки предпринимательской деятельности
1.2 Правовой режим имущества индивидуального предпринимателя
1.3 Гражданская правосубъектность индивидуального предпринимателя
2. Создание и прекращение деятельности индивидуального предпринимателя
2.1 Понятие, значение, порядок государственной регистрации индивидуальных предпринимателей
2.2 Прекращение деятельности индивидуального предпринимателя
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Правовое положение ИП.doc

— 188.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, двойственная юридическая природа крестьянского (фермерского) хозяйства в настоящее  время дает основания рассматривать  это предпринимательское образование в качестве своеобразного комплексного предпринимателя.14

Главой хозяйства, согласно п. 1 ст. 16 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", может быть только тот гражданин, который признан в этом качестве членами хозяйства по взаимному согласию. Словосочетание "по взаимному согласию" предполагает единогласие всех членов хозяйства по вопросу о признании одного из них главой фермерского хозяйства.

При создании фермерского  хозяйства факт признания одного из его будущих членов главой этого  хозяйства отражается в соглашении о создании хозяйства, которое подписывается всеми членами хозяйства. Но для приобретения статуса главы крестьянского (фермерского) хозяйства необходимы еще два юридических факта.

Первым является государственная  регистрация самого крестьянского (фермерского) хозяйства при его создании в качестве субъекта права. Вторым - признание его предпринимателем с момента государственной регистрации фермерского хозяйства (см. п. 2 ст. 23 ГК РФ). После признания главы фермерского хозяйства предпринимателем он приобретает предпринимательскую правоспособность и получает юридическую возможность действовать от имени соответствующего хозяйства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Создание и прекращение деятельности индивидуального предпринимателя

 

2.1 Понятие,  значение, порядок государственной регистрации индивидуальных предпринимателей

 

Граждане Российской Федерации, а также законно находящиеся  на территории России иностранные граждане и лица без гражданства, намеренные приступить к индивидуальной предпринимательской деятельности впервые или после прекращения такой деятельности, должны пройти процедуру государственной регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Исследователи данной области  правоотношений отмечают, что государственная  регистрация преследует цели осуществления государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности предпринимателей, проведением налогообложения, получением сведений статистического учета для осуществления мер регулирования экономики, предоставлением всем участникам гражданского оборота информации о зарегистрированных субъектах предпринимательства.15

Общий порядок государственной  регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей установлен в Гражданском кодексе РФ и Федеральном законе от 08.08.2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации).16

Государственная регистрация  индивидуальных предпринимателей - акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений об индивидуальных предпринимателях в соответствии с Законом о государственной регистрации (ст.1).

Моментом государственной  регистрации, т.е. моментом, начиная  с которого этот административный акт  считается совершенным, юридически значимым и влечет правовые последствия, признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Данный юридический факт подтверждается документом установленной формы, которая зависит от содержания конкретного акта государственной регистрации.

Государственная регистрация  осуществляется федеральным органом  исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией РФ и ФКЗ от 17.12.1997 г. "О Правительстве  Российской Федерации".17 Постановлением Правительства РФ от 17.05.2002 г. N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц"18 данные функции были возложены на Федеральную налоговую службу (ФНС).

Государственная регистрация  индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства (п. 3 ст. 8 Закона о государственной регистрации). Лица, не имеющие определенного места жительства, не могут быть зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей. В случае, если указанные лица намерены заниматься предпринимательской деятельностью, им неизбежно придется так или иначе решать вопрос с определением места жительства. Пункт 3 ст. 8 Закона о государственной регистрации преследует цель защитить контрагентов индивидуального предпринимателя от возможных недобросовестных действий: место жительства - важный идентифицирующий признак, такой же, как и имя гражданина-предпринимателя. Кроме того, место жительства гражданина определяет подсудность рассмотрения дел в арбитражных судах и судах общей юрисдикции.

В то же время правило  о государственной регистрации  только по месту жительства вряд ли можно признать справедливым и демократичным: оно лишает многих социально незащищенных, но способных к предпринимательской деятельности граждан возможности хотя бы попытаться самостоятельно поправить свои дела. Нельзя не обратить внимание и на то, что норма п. 3 ст. 8 Закона о государственной регистрации находится в противоречии с рядом положений Конституции РФ. Например, она не согласуется с конституционными правилами о том, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности (ч. 1 ст. 34); каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37); каждый имеет право на жилище (ч. 1 ст. 40).19

Обратим внимание, что  Закон о государственной регистрации  не связывает осуществление акта государственной регистрации индивидуального предпринимателя с местом, где фактически будет осуществляться предпринимательская деятельность. Поэтому в случае, когда гражданин имеет место жительства в одном населенном пункте, а предпринимательскую деятельность предполагает осуществлять в другом, он подлежит государственной регистрации по месту жительства, а не по месту возможного осуществления предпринимательской деятельности.

Местом жительства, по определению п. 1 ст. 20 ГК РФ, признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Специалисты отмечают, что постоянно или преимущественно проживать в определенном месте гражданин может в качестве собственника, члена его семьи, по договору найма (поднайма) либо на ином основании, предусмотренном законодательством Российской Федерации.20

Таким образом, в настоящее  время основным фактором, позволяющим  установить место жительства гражданина в целях государственной регистрации  индивидуального предпринимателя, является формальный признак - регистрация гражданина по месту жительства (регистрация по месту пребывания в этом смысле значения не имеет). На это прямо указывает норма подп. "д" п. 2 ст. 5 Закона о государственной регистрации. Ей корреспондирует подп. "д" п. 1 Сведений об индивидуальном предпринимателе, включаемых в запись Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, который требует включать в реестровую запись указание на "место жительства в Российской Федерации (адрес, по которому индивидуальный предприниматель зарегистрирован по месту жительства в установленном законодательством Российской Федерации порядке, - наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры)". Регистрация граждан по месту жительства и месту пребывания регламентирована Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 г. N 713.21

Но следует отметить, что если ст. 20 ГК РФ под местом жительства гражданина подразумевает фактическое  место жительства, то упомянутые нормы  Закона о государственной регистрации  и названных выше сведений - сугубо формальное, определяемое административным актом (регистрацией по месту жительства).22

Государственная регистрация  осуществляется в срок не более чем  пять рабочих дней со дня представления  документов в регистрирующий орган. Неосуществление государственной  регистрации в установленные сроки является одним из оснований юридической ответственности регистрирующих органов и их должностных лиц.

Порядок представления  документов в регистрирующий орган  при государственной регистрации  определяется в соответствии со ст. 9 Закона о государственной регистрации: в регистрирующий орган документы могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения, представлены непосредственно или направлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ст. 22.1 Закона о государственной регистрации  в регистрирующий орган по месту  жительства заявителя представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной  регистрации по утвержденной форме;

 б) копия основного документа физического лица, удостоверяющего личность;

 и) документ об  уплате государственной пошлины;

 к) справка о  наличии (отсутствии) судимости и  (или) факта уголовного преследования  либо о прекращении уголовного  преследования по реабилитирующим  основаниям, выданная физическому лицу, регистрируемому в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если данное физическое лицо намерено осуществлять определенные виды предпринимательской деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации).

Обязанность совершать  организационные действия, связанные с постановкой на налоговый учет, возложена на регистрирующий орган (п. 10 ст. 83 НК РФ). Постановка на учет индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся в государственном реестре в порядке, установленном Правительством РФ (п. 3 ст. 83 НК РФ).23

Помимо регистрации  в качестве налогоплательщика (постановки на налоговый учет) необходима также  регистрация индивидуального предпринимателя в качестве страхователя. Орган, осуществивший государственную регистрацию, в срок не более чем пять рабочих дней с момента регистрации должен представить сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в государственные внебюджетные фонды для регистрации предпринимателя в качестве страхователя (п. 3.1 ст. 11 Закона о государственной регистрации).

 

2.2 Прекращение деятельности индивидуального предпринимателя

 

Прекращение деятельности индивидуального предпринимателя может быть:

1) добровольным;

2) принудительным;

3) в результате невыполнения  обязанности по перерегистрации;

4) по обстоятельствам,  не зависящим от воли гражданина: смерти, признании гражданина в  установленном законом порядке  недееспособным или ограниченно дееспособным.

Добровольное прекращение  предпринимательской деятельности обусловлено желанием самого гражданина. Для оформления добровольной ликвидации бизнеса индивидуальный предприниматель  представляет в регистрирующий орган  заявление о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности по установленной Правительством РФ форме, документ об уплате государственной пошлины, а также документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений.

Для иностранных граждан  и лиц без гражданства основаниями  принудительного прекращения предпринимательской  деятельности на территории Российской Федерации могут стать аннулирование  документа, подтверждающего право  данного лица временно или постоянно проживать в Российской Федерации, либо окончание срока действия указанного документа.

Видом принудительного  прекращения деятельности индивидуального  предпринимателя является вступление в силу приговора суда, которым  ему назначено наказание в  виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок. В соответствии с Уголовным кодексом РФ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может применяться в качестве основного и дополнительного наказания за преступления в сфере экономической деятельности, предусмотренные ст.ст. 194, 202-204 УК РФ.

Следует сказать и  о такой разновидности прекращения  деятельности индивидуального предпринимателя, как несостоятельность (банкротство).

В соответствии с п. 1 ст. 25 Гражданского кодекса РФ индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признан несостоятельным (банкротом) по решению суда. В настоящее время основания и порядок признания индивидуального предпринимателя банкротом устанавливаются Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".24

Информация о работе Правовое положение индивидуальных предпринимателей