Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 07:32, курсовая работа
Основной целью работы, является комплексный анализ широкого круга общественных отношений, возникающих в сфере миграционной политики государства в целом (через установление и гарантирование общих принципов права), а также регулирования отдельных сторон правового положения иностранных граждан, пребывающих на территории Российской Федерации.
В связи с этим, ставится ряд задач:
определение основополагающих понятий, входящих в состав изучаемого круга общественных отношений, их толкование и содержание.
комплексное исследование совокупности прав и обязанностей иностранных граждан, а также ответственности за правонарушения.
подробное исследование теоретического и практического аспектов прав, обязанностей и ответственности иностранных граждан.
ВВЕДЕНИЕ 3
I. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1 Основные определения: гражданство, иностранный гражданин, лицо без гражданства, иностранец. Классификация групп иностранцев 6
1.2 Правовое положение: понятие, сущность. Особенности административной правосубъектности иностранных граждан 10
II. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13
2.1Общие положения 13
2.2Права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства 14
2.3 Особенности ответственности иностранных граждан 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27
Данные
ограничения опираются на общепризнанные
принципы и нормы международно-
Основы правового статуса иностранцев, находящихся на территории Российской Федерации, определяются ст. 62 Конституции Российской Федерации, содержащей норму прямого действия: «Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ».5
В России
в специальном порядке
Раскрывая сущность правового положения применительно к личности, ведущие ученые-теоретики подчеркивали, что его основой являются общие (конституционные) права и обязанности.6 Специалисты, занимающиеся изучением вопросов правового положения личности (Н.В. Витрук, В.И. Новоселов, В.А. Патюлин и др.), углубили понимание данной правовой категории, выделив различные виды правовогостатуса.
По их мнению, общий правовой статус личности включает в себя общие права и обязанности, принадлежащие всем гражданам (как общие конституционные, так и общие отраслевые права и обязанности личности). Специальные правовые статусы (у В.А. Патюлина – модусы) личности – права и обязанности, конкретизирующие и дополняющие общие права и обязанности с учетом социального, служебного и иного положения личности. Исходя из этого, можно сделать вывод, что одно и то же лицо может быть одновременно носителем различных специальных правовых статусов в зависимости от занимаемых им социальных позиций. 7
Такую же позицию занимают и административисты. Так, Д.Н. Бахрах указывает на существование разнообразных административно-правовых статусов индивидуальных субъектов.8 Отсутствие системного подхода к такому сложному по своей природе понятию, как правовой статус, существенно снижает возможность проведения исследований по данной проблематике и затрудняет создание теоретико-методологической основы для разработки концепции особого правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.
Итак, для уяснения необходимо конкретизировать, что понимается под правовым статусом иностранных граждан.
Согласно Ю.М. Козлову, под правовым статусом следует понимать совокупность прав и обязанностей иностранного гражданина.9 Говоря о правах и обязанностях, как о некой совокупности, необходимо обратиться, прежде всего, к теории права, согласно которой вышеуказанная категория представляет собой такое сложное юридическое свойство, как правосубъектность, характеризующаяся как предусмотренная нормами права способность (возможность) быть участником правоотношений и состоящее из двух элементов – правоспособности и дееспособности. Правоспособность, как некая возможность лица иметь субъективные права и юридические обязанности, применимо к административно-правовым отношениям, есть выражающаяся в определяемой административно-правовыми нормами возможности субъекта приобретать административно-правовые обязанности и права. Дееспособность, в свою очередь, как способность и юридическая возможность лица своими действиями приобретать права и обязанности, осуществлять и исполнять их. 10.
Правоспособность иностранных граждан возникает с момента установления правовой связи между иностранцем и государством и прекращается в момент прекращения указанной правовой связи.
Дееспособность иностранных граждан - возникает также с достижения восемнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, когда законом предусмотрена возможность осуществления конкретных прав, свобод и обязанностей по достижении определенного возраста.
Дееспособность иностранца прекращается одновременно с правоспособностью. Кроме того, при наличии правоспособности лицо в порядке и случаях, установленных законом, может быть признано ограниченно дееспособным или недееспособным.
Объем правосубъектности всех иностранных граждан, находящихся на территории государства, не одинаков и зависит от особенностей их конституционно-правового статуса, в том числе от целей и времени пребывания на территории государства, от вида режима, предоставляемого им в данном государстве.
В международном праве подход, при котором иностранцы имеют в целом такой же статус, как и свои граждане, за определенными изъятиями, получил наименование «национальный режим».
Российская
Федерация использует по отношению
к иностранным гражданам также
режим наибольшего
В понятийном
аппарате Федерального закона 2002 года
«О правовом положении иностранных
граждан и лиц без гражданства»
дается следующее определение: «законно
находящийся в Российской Федерации
иностранный гражданин – лицо,
имеющее действительные вид на жительство,
либо разрешение на временное проживание,
либо визу, либо иные предусмотренные
федеральным законом или
Иностранному гражданину, незаконно находящемуся на территории нашей страны, обеспечиваются все конституционные гарантии как индивиду, человеческому существу. Такой иностранный гражданин не может претендовать на права и свободы, которые существуют для иностранных граждан на законных основаниях находящихся на территории Российской Федерации. Иностранцы, незаконно оказавшиеся на территории России, не ходатайствующие об узаконении их пребывания либо получившие отказ, обязаны покинуть страну.
Права иностранных граждан в нашей стране могут быть ограничены в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов российских граждан, а также для обеспечения обороны и безопасности государства. Иностранные граждане полностью в правах и обязанностях с гражданами России не уравниваются, в связи с чем объем их прав и обязанностей несколько меньше.
Каждый
иностранный гражданин
В наиболее полном объеме иностранным гражданам обеспечиваются конституционные (основные) права и свободы. Что основным источником их нормативного закрепления являются Конституция Российской Федерации, Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, утвержденная Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН/144 от 13 декабря 1985 г. Декларация делит все права и свободы, которыми пользуются иностранные граждане на общие и специальные. К первой группе относятся права, обладание которыми носит безусловный характер.
Это, прежде всего, право на жизнь и личную неприкосновенность, ни один иностранный гражданин не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей, а также не должен быть лишен свободы иначе, как на таких основаниях и в соответствии с такой процедурой, которые установлены законом.
Сущность вопроса о праве иностранного гражданина на свободу передвижения и выбора места жительства на территории Российской Федерации,13 заключается в установлении особых правовых режимов пребывания и перемещения иностранных граждан по территории Российской Федерации, в частности создана система регулирования пребывания иностранных граждан в зависимости от времени нахождения на территории России, включающая три категории - временно пребывающие, временно проживающие, постоянно проживающие; установлены основания для отказа в разрешении на пребывание в Российской Федерации; установлено особое регулирование для отдельных категорий иностранных граждан, в которых заинтересована Российская Федерация, например военнослужащие; закреплен механизм регистрации, учета и контроля пребывания иностранных граждан; установлена ответственность иностранных граждан за нарушения правил пребывания. Согласно общим предписаниям каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Место жительства каждого лица удостоверяется специальным штампом органа внутренних дел в паспорте «регистрационного учета» (регистрация) граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Постоянно или временно проживающий в РФ иностранный гражданин, обладающий правом пользования жилым помещением, находящимся на территории РФ, обязан зарегистрироваться по адресу указанного помещения. Основанием для регистрации по месту жительства является наличие у иностранного гражданина права пользования жилым помещением, которое определяется в соответствии с жилищным законодательством РФ.
Подпункт а) пункта 1 ст. 8 Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, содержит право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия.14
К числу наиболее важных элементов политического положения личности традиционно относится право граждан избирать и быть избранными в органы власти.
Одним из
важнейших международных
Что касается иных прав политического содержания, то, прежде всего, следует отметить, что федеральным законом о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, также ограничены права иностранных граждан при поступлении на государственную и муниципальную службу, при занятии отдельными видами деятельности. Иностранный гражданин не имеет права: находиться на муниципальной службе; находиться на государственной гражданской и государственной правоохранительной службе; быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации; быть командиром воздушного судна гражданской авиации; быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации; заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом.
Согласно законодательству
иностранные граждане и лица без
гражданства пользуются в Российской
Федерации правами и несут
обязанности наравне с
Действующее
российское законодательство при регулировании
общественных отношений, осложненных
иностранным элементом, исходит
из основополагающего принципа национального
режима, предоставляющего возможность
иностранным гражданам и лицам
без гражданства обладать определенным
комплексом прав и обязанностей наравне
с гражданами РФ, кроме случаев, установленных
федеральным законом и
Вопрос о дифференциации между российскими гражданами, с одной стороны, иностранными гражданами и лицами без гражданства - с другой, имеет немаловажное практическое значение, прежде всего в силу допускаемых в законодательстве отдельных исключений. 17
Особо отчетливо специфика правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства проявляется в административных правоотношениях, в которых, предоставляя иностранным гражданам широкие возможности для реализации предоставленных прав, в том числе и посредством обращения в компетентные государственные органы в судебном и внесудебном (административном) порядке, государство требует от них соблюдения соответствующих правил, за невыполнение которых они подлежат административной ответственности. 18