Правовое положение религиозных организаций в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 07:37, курсовая работа

Краткое описание

В ст. 14 Конституции Российской Федерации изложено, что Российская Федерация - светское государство. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Принцип отделения религиозных объединений от государства означает взаимное невмешательство государства и конфессиональных образований в дела друг друга. Религиозные организации не вмешиваются в дела государства, не участвуют в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также в деятельности политических партий2. А государство, в свою очередь, не регулирует внутренние установления религиозных образований и не вмешивается в их каноническую, благотворительную, хозяйственную и иную деятельность (в том случае, если она не нарушает закон).

Содержание

Введение….2
Глава 1 Общее положение….4
Понятие и признаки религиозных организаций….4
Виды религиозных организаций….7
Глава 2 Особенности управления….12
2.1 Органы управления в религиозных организациях….12
2.2 Особенности управления имуществом….17
Заключение….27
Список использованной литературы….28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 61.70 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Особенности управления

Несмотря на то, что религиозные  организации создаются для совместного  исповедания и распространения  религиозных ценностей, т.е. удовлетворения нематериальных потребностей, их деятельность протекает не только в духовной, но и в материальной сфере. В своей  деятельности они используют вполне материальные предметы, которые служат удовлетворению религиозных потребностей. (храм, иконы, книги). Однако обладание  указанным имуществом сопряжено  с участим религиозных организаций  в гражданско-правовых отношениях, а также с определённым правовым режимом этого имущества. Разнообразие видов таких прав обусловлено  широкой гаммой отношений, участниками  которых становятся религиозные  организации в процессе своей  деятельности. В одних случаях  этот правовой режим имущества определяется законом, в других, в случае, предоставления юридическими или физическими лицами, носит обязательственный характер и определяется договором. Нормы  закона или договора, позволяющие  использовать религиозными организациями  своё имущество для достижения уставных целей, фиксируют определенное отношение  субъекта к своему имуществу путём  закрепления за ним соответствующих  правомочий, объём которых зависит  от вида предоставляемого права. Таким  образом, имущественные права религиозных организаций - это совокупность вещных и обязательственных прав, закреплённых в законе или договоре и выражающих отношение религиозной организации к имуществу, используемому для достижения уставных целей. В настоящей статье будут рассмотрены те имущественные права, которые наиболее характерны для деятельности религиозных организаций.

Право собственности предоставляется религиозным организациям на имущество, приобретенное или созданное ими за счет собственных средств, пожертвованное гражданами, организациями или переданное религиозным организациям в собственность государством либо приобретенное иными способами, не противоречащими законодательству Российской Федерации5. Отметим, что приведённый здесь перечень оснований приобретения права собственности не является исчерпывающим. Исходя из содержания статьи и существующей практики такие основания можно классифицировать следующим образом.

Приобретение имущества  на возмездной основе по сделкам купли-продажи, поставки, мены, ренты.

Создание имущества в  результате производственной деятельности (предметы религиозного назначения);

Возникновение прав на имущество (в т.ч. денежные средства), поступающего как от непосредственной предпринимательской  деятельности, так и осуществляемой посредством деятельности хозяйственных  обществ, находящихся в собственности  религиозной организации.

Передача имущества или  денежных средств в качестве добровольных пожертвований, обусловленных использованием на уставные цели, в т.ч. на восстановление или содержание памятников истории  и культуры, - гражданами, а также  юридическими лицами.

Государственное финансирование либо оказание иной материальной помощи в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками  истории и культуры.

Приватизация имущества  в порядке, предусмотренном Письмом  Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом от 1 декабря 1994 года N ОК-6/10365 “Об участии религиозных  объединений в приватизации государственного имущества

Возврат имущества, изъятого Советским государством, который  происходит согласно пункту 3 статьи 21 Федерального закона “О свободе совести  и о религиозных объединениях”.

Передача в собственность  религиозных организаций имущества  религиозного назначения, относящегося к федеральной собственности, сегодня  осуществляется в соответствии с  Постановлением Правительства РФ от 14 марта 1995 года N 248 “О порядке передачи религиозным объединениям относящегося к федеральной собственности  имущества религиозного назначения”. Передача осуществляется Правительством РФ по совместному представлению  Министерства культуры РФ и Государственного комитета РФ по управлению государственным  имуществом либо по представлению Комиссии по вопросам религиозных объединений  при Правительстве РФ. Она производится Министерством по управлению государственным  имуществом РФ на основании Распоряжения Правительства РФ. Не подлежат передаче в собственность особо ценные объекты культурного наследия народов  Российской Федерации. Однако, следует  признать, что передача имущества  в собственность религиозных  организаций – скорее исключение чем правило, так как большая  его часть отнесена к разряду  памятников истории и культуры. Так, например, на основании Распоряжения Правительства РФ от 2 февраля 1998 года N 165-рп в собственность Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) безвозмездно передано имущество религиозного назначения, не относящееся к памятникам истории и культуры, находящееся в Госфонде России. Что касается передачи имущества религиозного назначения в собственность на региональном уровне, то, как правило, здесь ситуация ещё более сложная, особенно в части передачи им объектов недвижимости. Во многих регионах отсутствуют нормативные акты, подробно и чётко регламентирующие такую передачу. Основная масса проблем возникает из-за отсутствия комплексного подхода к решению этой проблемы, требуется установить принципы, согласно которым будет определяться субъект права собственности на передаваемое имущество. В их основу должны быть положены результаты анализа источников финансирования работ по созданию (строительству и восстановлению) недвижимых объектов и предметов религиозного назначения, среди которых можно выделить следующие виды:

  • привлекаемые добровольные пожертвования и собственные средства религиозных организаций;
  • средства федерального и региональных бюджетов;
  • сочетание средств федерального и региональных бюджетов, а также собственных и привлекаемых средств религиозных организаций.

Исходя из этой классификации  следует определять юридическую  судьбу указанного имущества. Так, в  первом случае право собственности  приобретается религиозной организацией на основании пункта 1 статьи 218, согласно которому право собственности на новую вещь, изготовленную или  созданную лицом для себя с  соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом, и  статьи 219 ГК РФ, которая гласит: “право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной  регистрации, возникает с момента  такой регистрации”. Во втором случае, если имущество религиозного назначения является вновь созданным, то право  собственности на него по тем же основаниям приобретает субъект  федерации, из бюджета которого финансировалось  его создание, или, соответственно, Российская Федерация. Дальнейшая его  юридическая судьба, будь то передача в собственность или в пользование  религиозным организациям, определяется уполномоченными государственными органами. Если же создание имущества  имело характер восстановления в  результате его уничтожения или  разрушения в советский период, т.е. до этого существовал идентичный предмет или объект недвижимости религиозного назначения, то будет  справедливым передать имущество должно быть передано в собственность религиозной  организации. В последнем, третьем, случае, решение вопроса о субъекте права собственности на имущество аналогично его решению во втором случае. Однако в случае восстановления имущества, уничтоженного в Советский период, речь также должна идти только о его передаче в собственность религиозным организациям, независимо от долей финансирования. При создании нового имущества религиозного назначения вопрос решается в зависимости от размера доли финансирования с той и с другой стороны. Сегодня благодаря существующему правовому вакууму органы власти субъектов федерации передают религиозным организациям практически любое имущество не в собственность, а только лишь в безвозмездное пользование.

Право оперативного управления принадлежит учреждениям, создаваемым согласно пункту 6 статьи 8 и статье 19 Федерального закона “О свободе совести и о религиозных объединениях”. Содержание права оперативного управления как абсолютного вещного права значительно уже содержания права собственности. Учреждение владеет, пользуется и распоряжается имуществом в пределах, очерченных целями своей деятельности, зафиксированными в уставе, заданиями собственника, назначением имущества и требованиями закона. В случае создания учреждения в соответствии с пунктом 6 статьи 8 Закона собственником имущества является централизованная религиозная организация, если же было создано учреждение профессионального религиозного образования в порядке, предусмотренном статьёй 19 Закона, то его собственником может быть как централизованная так и местная религиозная организация. Согласно пункту 2 статьи 206 ГК РФ собственник имущества, закрепленного за учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению. Например, епархия, духовное управление или иной религиозный центр, учредившие несколько религиозных учебных заведений вправе на основании своего решения изъять неиспользуемое учебное оборудование и передать его аналогичному учреждённому ими учебному заведению, которое испытывает нехватку такого оборудования. Полномочие собственника, по изъятию излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, реализуется во внесудебном порядке, т.е. оно представляет собой его безусловное право, которое фиксируется в самом уставе учреждения. Однако в том случае, если учреждение обратится в арбитражный суд с иском о признании недействительными актов собственника об изъятии их имущества, бремя доказывания возложено на собственника.

Имущественные права по распоряжению закрепляемым за учреждением имуществом ограничены, учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете6. Учитывая, что имущество, приобретаемое на выделенные денежные средства, здесь имеет вполне определённое предназначение, распоряжение им – прерогатива религиозной организации–собственника. В случае, если устав (положение) учреждения предоставляет ему право осуществлять самостоятельную деятельность, приносящую доходы (например, издавать и реализовывать учебную и иную религиозную литературу), то такие доходы и приобретённое за счёт этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. Религиозная организация–собственник не имеет права изымать или иным образом распоряжаться таким имущество без согласия учреждения.

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Действующее земельное законодательство сегодня находится на этапе реформирования. По этой причине сегодня отсутствуют нормативные акты, корректно и чётко регулирующие земельные отношения в том числе с участием религиозных организаций. Согласно пункту 2 статьи 22 Федерального закона “О свободе совести и о религиозных объединениях” передача религиозным организациям в пользование по функциональному назначению культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется безвозмездно. Данным отношениям соответствует предусмотренное законодательством России право постоянного пользования земельным участком, где, однако, не раскрывается его содержание. Глава 17 Гражданского кодекса РФ (ч. 1) предусматривает такое право и раскрывает его содержание, но она вступает в силу лишь со дня введения в действие отсутствующего ныне нового Земельного кодекса РФ.

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной  или муниципальной собственности, предоставляется религиозной организации  на основании решения уполномоченного  государственного или муниципального органа. Являясь вещным правом, оно  включает в себя правомочия владения и пользования этим участком в  пределах, установленных законодательством. В государственной и муниципальной  собственности сегодня находятся  культовые здания в большинстве  обладающие статусом памятников истории  и культуры, поэтому из смысла приведённого выше пункта 2 статьи 22 Федерального закон “О свободе совести и о религиозных объединениях” следует, что на безвозмездной основе религиозным организациям могут предоставляться земельные участки, размер которых определяется в зависимости от охранной зоны памятников истории и культуры. Но здесь есть проблема, приводящая к конфликтным ситуациям между религиозными организациями и органами по земельным ресурсам и землеустройству. Ведь, на территории многих культовых зданий и сооружений – памятников истории и культуры располагаются хозяйственные постройки, обеспечивающие деятельность религиозных организаций и фактически позволяющие снять излишнюю нагрузку со зданий и сооружений, находящихся под охраной. Поэтому представляется неверным вывод о том, что пользование земельными участками вне непосредственного расположения памятников истории и культуры, предоставляемыми для их хозяйственного обслуживания, осуществляется на платной основе. Подтверждением этому служит законодательство об охране памятников истории и культуры, в соответствии с которым происходит определение границ охранных зон. В частности, согласно действующей Инструкции по организации зон охраны недвижимых памятников истории и культуры СССР, утверждённой Приказом Министерства культуры СССР от 24 января 1986 года N 33, на территории зон охраны памятника устанавливается режим содержания и использования с определёнными ограничениями нового строительства и функционального использования с целью создания условий, способствующих сохранению памятника, как градоформирующего фактора при реконструкции исторических населённых пунктов, включения его в новую градостроительную среду. Инструкция о порядке учёта, обеспечения сохранности, содержания, использованияи реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утверждённая Приказом Министерства культуры СССР от 13 мая 1986 года N 203, признаёт территорией недвижимого памятника истории и культуры земельный участок, непосредственно занимаемый памятником и связанный с ним исторически и функционально[9]. В то же время пункт 2 статьи 269 ГК РФ устанавливает, что использование земельного участка осуществляется в соответствии с целями, для которых он предоставлен, включая возведение для этих целей на участке зданий, сооружений и другого недвижимого имущества. Таким образом, принимая во внимание статус памятника истории и культуры, а также культовое предназначение здания или сооружения, можно сделать вывод, что, если возведение хозяйственных и иных построек не препятствует, а, наоборот, исторически или функционально обеспечивает сохранение культовых построек–памятников, то использование земельных участков, на которых они расположены также осуществляется на правах бессрочного пользования. Для решения данной проблемы данный режим использования земельных участков, находящихся под хозяйственными постройками, но не используемыми для предпринимательской деятельности, было бы целесообразно закрепить в законодательстве.

Здание, сооружения и другое недвижимое имущество, построенные  религиозной организацией на таком  земельном участке, являются её собственностью (ст. 269 ГК РФ). В содержание этого  права входит также правомочие распоряжения, границы которого узко ограничены. Так, в аренду и безвозмездное  срочное пользование земельный  участок, предоставленный в постоянное пользование, может быть передан  только с согласия собственника участка.

Право безвозмездного пользования имуществом особо выделено пунктом 2 статьи 22 Федерального закона “О свободе совести и о религиозных объединениях”, согласно которому передача религиозным организациям в пользование по функциональному назначению культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется безвозмездно. Из-за нерешённости вопроса о дальнейшей юридической судьбе имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, изъятого Советским государством, передача его большей части осуществляется по договорам безвозмездного пользования, заключаемых между собственником и религиозной организацией.

Согласно пункту 1 статьи 689 Гражданского кодекса РФ (часть  вторая) от 26 января 1996 года N 14-ФЗ[10] по договору безвозмездного пользования одна сторона обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне, а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. Объектом безвозмездного пользования (ссуды) могут быть только вещи, то есть материальные предметы, причем не любые, а лишь индивидуально определенные и непотребляемые.

Согласно пункту 4 Постановления  Правительства РФ от 14 марта 1995 года N 248 передачу в пользование религиозным  объединениям культовых зданий, строений с прилегающими к ним территориями и иного движимого и недвижимого  имущества религиозного назначения, относящихся к федеральной собственности  и являющихся памятниками истории  и культуры, осуществляет Министерство культуры Российской Федерации, а имущества, относящегося к федеральной собственности, но не являющегося памятником истории  и культуры, - Министерство Российской Федерации по управлению государственным  имуществом. Как на федеральном, так и на региональном уровне передача имущества в пользование сопровождается заключением охранного договора между религиозной организацией-пользователем и органами охраны памятников. Факт передачи имущества пользователю фиксируется специальным документом - актом передачи, в котором описывается техническое состояние передаваемого имущества.

Информация о работе Правовое положение религиозных организаций в РФ