Правовое положение фондов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 15:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы является исследование гражданско-правового положения фондов, а также выявление проблематики данной темы исследования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятие и деятельность фондов;
2. Рассмотреть устав и ликвидацию фонда;
3. Охарактеризовать понятие и деятельность благотворительных фондов;
4. Проанализировать особенности прекращения деятельности благотворительных фондов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОНДОВ…………….….6
1.1. Понятие и деятельность фондов…………………...………………………6
1.2. Устав и ликвидация фонда ………………………………………………..12
ГЛАВА2.ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ ФОНДОВ…………………………………………… 17
2.1. Понятие и деятельность благотворительных фондов……………….… 17
2.2. Особенности прекращения деятельности благотворительных фондов .27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………...32
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ………………………………………………………..36

Вложенные файлы: 1 файл

pravovoe_polozhenie_fondov_-_kursovaya.doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность курсовой работы. Демократические преобразования, произошедшие в Российской Федерации на рубеже XX-XXI веков, затронули все сферы жизни современного общества. Реформы, обуславливающие формирование правового государства, коснулись отечественной юридической науки, включая изменение субъектного состава участников имущественных отношений. Наряду с традиционными гражданско-правовыми конструкциями дореволюционного российского и современного зарубежного права законодатель ввел в гражданский оборот ранее неизвестные российскому праву виды юридических лиц, среди которых несомненный интерес представляет фонд.

Являясь новой  организационно-правовой формой для отечественного правопорядка, фонд до принятия первой части Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 года №51-ФЗ (далее по тексту -«ГК»)1 ни в одном нормативном правовом акте не предусматривался и не определялся.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 1 января 2012 года в Российской Федерации существует 219 152 некоммерческих организаций, в том числе  5 150 фондов, что составляет 2,35% от общего числа некоммерческих организаций и 0,43% от общего числа всех зарегистрированных в Российской Федерации юридических лиц1 .

Сегодня многие фонды показали себя активно действующими субъектами права, реально решающими  острые социальные проблемы, с которыми по ряду причин не справляется государство. Среди них -поддержка и защита прав и законных интересов социально уязвимых слоев населения (детей, молодежи, женщин, пенсионеров, ветеранов, инвалидов, беженцев, военнослужащих, соотечественников за рубежом и других); отстаивание прав граждан на благоприятную окружающую среду; комплекс вопросов, связанных с организацией местного самоуправления; просвещение населения и т.д.

Вместе  с тем, правоприменительная практика свидетельствует о непоследовательности в решении вопросов, связанных  с созданием, функционированием и прекращением деятельности фондов, что объясняется недостаточной правовой регламентацией и отсутствием единого научно-теоретического подхода к данному виду юридического лица как субъекту гражданских правоотношений.

Автор данной курсовой работы рассматривает правовое положение фондов на примере благотворительных фондов, так как данная тема более интересна, отличается от других разновидностей фондов и в ней обнаружено больше проблематики.

Методологическую основу работы составляют категории диалектики познания, труды отечественных и зарубежных ученых, специальная литература, нормативно-правовой материал. В работе использованы как общенаучные, так и частно-научные методы: функциональный, сравнительный, исторический, системный, логический, социологический и др. При изучении проблемы автором использовался принцип исторического и логического, абстрактного и конкретного, общего, особенного и единичного.

Нормативную базу настоящего исследования составляет круг  нормативных актов, как действующих, так и утративших силу, которые в той или иной степени касаются особенностей гражданско-правового статуса российских  фондов. Среди них: Конституция РФ2, Гражданский кодекс РФ3, ФЗ «об общественных объединениях»4  и тд.

       Цель курсовой работы является исследование гражданско-правового положения фондов, а также  выявление проблематики данной темы исследования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить понятие и деятельность фондов;
  2. Рассмотреть устав и ликвидацию фонда;
  3. Охарактеризовать понятие и деятельность благотворительных фондов;
  4. Проанализировать особенности прекращения деятельности благотворительных  фондов.

 Структура работы. Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, состоящих из четырех параграфов, заключения, списка источников. Первая глава посвящена правовым основам деятельности фондов, вторая глава посвящена особенностям правового положения благотворительного фонда.

ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОНДОВ

1.1. Понятие и деятельность фондов

 

Фонды - относительно новый вид юридических лиц, успевший широко распространиться в нашем имущественном обороте несмотря на отсутствие сколько-нибудь развитой правовой базы. В связи с многозначительностью термина “фонд” и наличием многообразных организаций, действующих под этим наименованием, ГК РФ определяет понятие фонда лишь для правового регулирования имущественного оборота, то есть в качестве юридического лица.

Правовое  положение  фондов  в  целом  определяется  ГК  и  Законом   о   некоммерческих   организациях.   Особенности   правового положения и деятельности отдельных видов фондов предусмотрены специальными   законами,   например   Законом   об   общественных объединениях, — если это общественный фонд, Законом о благотворительной  деятельности  —  при  создании  благотворительного фонда5.

 Фонд использует имущество  для целей, определенных в его  уставе. Фонд вправе заниматься  предпринимательской деятельностью,  необходимой для достижения общественно  полезных целей, ради которых  создан фонд, и соответствующей этим целям. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

Образовав фонд и передав ему  в собственность определенное имущество, учредители утрачивают все имущественные  права в отношении него. После этого фонд начинает «жить» своей собственной жизнью, руководствуясь лишь теми целями, которые учредители определили ему в уставе, и положениями законодательства. Возможна даже такая ситуация, когда устав фонда не предусматривает возможности его изменения органами фонда. Это может послужить прочной гарантией того, что имущество учредителей будет использовано должным образом, даже когда они перестанут его контролировать. В этом случае внесение каких-либо изменений в устав фонда допустимо лишь по решению суда.

Высшим органом фонда является его попечительский совет, действующий  на общественных началах (п. 3 ст. 7 Закона «О некоммерческих организациях»)6.

Для достижения уставных целей фонд, как и другие некоммерческие организации, вправе заниматься предпринимательской деятельностью, в том числе путем создания или участия в хозяйственных обществах. Благотворительные фонды, однако, имеют право участвовать в хозяйственных обществах лишь в качестве их единственных членов (п. 4 ст. 12 Закона о благотворительной деятельности).

Имущество, переданное фонду его  учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Фонд является собственником имущества, переданного ему учредителями или иными жертвователями, которые не приобретают никаких прав на имущество фонда (п. 3 ст. 48, п. 4 ст. 213 ГК РФ). Тем самым исключается и их ответственность по долгам фонда.

В качестве учредителей фондов могут выступать как физические и юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации), так и публично-правовые образования — государство, его субъекты; административно-территориальные образования — города, поселки, селения и т.д. Учредитель может быть единственным (единоличным).

Важнейшей особенностью фонда является способ формирования его имущества  и распоряжения им. Фонд может безвозмездно получать любое имущество от любых  физических и юридических лиц  в виде пожертвований и самостоятельно осуществлять благотворительную деятельность, передавая имущество кому сочтет нужным, руководствуясь действующим законодательством.

Учредители фонда имеют право  и должны контролировать соблюдение целевого характера использования  полученного фондом имущества. Для  этого ими создается попечительский совет фонда с участием учредителей или их представителей и иных авторитетных в общественном мнении лиц (п. 4 ст. 118 ГК РФ, п. 3 ст. 7 Закона о НО). Попечительский совет, будучи высшим органом фонда, осуществляет надзор за всей деятельностью организации, ее исполнительных органов и должностных лиц. В фонде может образовываться коллегиальный (правление, совет и т. п.) и единоличный (президент, председатель и т.п.) исполнительные органы, обычно назначаемые или утверждаемые попечительским советом.

Фонд не может распределять полученное имущество между учредителями или  сотрудниками7. Наряду со взносами учредителей и другими пожертвованиями он вправе использовать для пополнения своего имущества результаты собственной предпринимательской деятельности. Последняя, однако, обязана непосредственно служить достижению целей фонда и полностью соответствовать им. На аналогичных условиях фондам разрешено создавать хозяйственные общества или участвовать в них. Благотворительные фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них в качестве “компаний одного лица”, будучи их единственными учредителями и участниками (п. 4 ст. 12 вышеназванного закона). Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества (п. 2 ст. 118 ГК РФ, абз. 2 п. 2 ст. 7 Закона о НО, п. 5 ст. 19 Федерального закона от 11 августа 1995 г. №135-ФЗ “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях”).

Фонд создается по решению учредителей, утверждающих его устав как единственный учредительный документ. В нем помимо общих для всех юридических лиц данных должны содержаться сведения о целях деятельности фонда, его органах, в том числе о попечительском совете, и о порядке распоряжения имуществом фонда в случае его ликвидации.

В связи с безвозмездным характером деятельности фондов, при котором финансовые и имущественные потоки минуют государственные структуры, очевидно отсутствие заинтересованности государства в увеличении их числа и расширении сферы деятельности. Федеральный закон “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях” и закон г. Москвы от 5 июля 1995 г. №11-46-ФЗ “О благотворительной деятельности” существенно ужесточили требования к ней и ограничили ее масштаб. Единственное исключение в силу объективных причин (государство не в состоянии выполнить взятые на себя обязательства в необходимом объеме) сделано для негосударственных пенсионных фондов.

Существующие в настоящее время  так называемые внебюджетные фонды, а именно пенсионный, медицинского страхования, фонд занятости и другие, являются государственными образованиями, что и определяет характер их деятельности. Отчисления в эти фонды являются обязательными, и платежи в них приравнены к статусу налогов (ст. 199 УК РФ)8.

Фонды как некоммерческие организации следует отличать от государственных   органов,   являющихся   по   своей   организационно- правовой  форме  государственными  учреждениями,  в  названиях  которых используется термин «фонд» (например, Специализированное государственное учреждение «Российский фонд федерального имущества», Пенсионный фонд РФ).

Закон  не  ограничивает  численность  учредителей  фонда;  он  может  быть  создан  и  одним  лицом.  Определенные  ограничения  устанавливаются  в отношении субъектного состава  учредителей, в который не могут входить, в частности, государственные органы и органы  местного  самоуправления  (ст.  19  Закона  об  общественных объединениях, ст. 8 Закона о благотворительной деятельности).

В  отличие  от  многих  видов  некоммерческих  организаций  фонд не  имеет  членства.  Его  учредители  не  управляют  деятельностью фонда и не участвуют в такой деятельности.

Для  надзора  за  деятельностью  фонда  из  числа  учредителей  и иных  лиц  создается  попечительский  совет,  являющийся  одним  из органов  фонда.  Он  действует  на  общественных  началах.  В  фонде могут  образовываться  исполнительные  органы:  коллегиальный  и единоличный,  которые  назначаются  либо  утверждаются  учредителями фонда или попечительским советом. Сведения об органах фонда должны быть указаны в его уставе.

Учредители фонда не сохраняют  право собственности на переданное ему имущество (в виде взносов, пожертвований  и др.); это имущество становится собственностью фонда. Фонды не отвечают по обязательствам своих учредителей, а учредители не отвечают по обязательствам фонда и не имеют права требовать возврата переданного фонду имущества в случае его ликвидации. Поэтому в уставе фонда должна быть определена судьба его имущества в случае ликвидации.

Фонды  обладают правом создания хозяйственных обществ и участия в них, а также правом осуществления иных видов предпринимательской  деятельности  для достижения уставных общественно полезных целей. При этом фонды могут быть ограничены в праве осуществлять определенные виды деятельности и использовать свое имущество в определенных целях. Например, благотворительные фонды не могут участвовать в хозяйственных обществах совместно с другими лицами. Они не вправе расходовать свои средства и использовать свое имущество для поддержки политических партий, движений, групп и кампаний (пп. 4, 5 ст. 12 Закона о благотворительной деятельности).

Информация о деятельности фонда  должна быть доступна обще- ственности,  поэтому  на  фонд  возложена  обязанность  ежегодной публикации отчетов об использовании своего имущества.

Особенностью фонда является то обстоятельство, что эта организация  не основана на членстве участников.

Следовательно, последние не только не обязаны участвовать в ее деятельности, но и лишены возможности прямо  участвовать в управлении ее делами. Кроме того, фонд является собственником своего имущества, на которое у его учредителя /участников/ отсутствуют какие-либо права /п. 3 ст. 48 ГК РФ/.

Таким образом, учредители фонда вынуждены  доверять его руководящим органам  в том, что касается использования фонда. Для исключения возможных злоупотреблений введены два важных требования: во-первых, создание попечительского совета контролирующего деятельность фонда и его должностных лиц /п. 4 ст. 118 ГК РФ/; во-вторых, фонд обязан к публичному ведению своих имущественных дел /п. 2 ст. 118 ГК РФ/.

Участниками /учредителями/ могут  быть как граждане, так и юридические  лица. Фонд является собственником  своего имущества, а его учредители /участники/ не несут ответственность  по его долгам9. Имущество фонда, оставшееся после его ликвидации и расчетов с кредиторами, не подлежит распределению между учредителями /п. 3 ст. 119 и п. 4 ст. 213 ГК РФ/.

Благотворительная или иная общественно  полезная деятельность фондов нуждается  постоянных материальных затрат, которые  невозможно финансировать при отсутствии членских взносов /как в общественных организациях/, ибо фонд не имеет фиксированного членства. Поэтому закон разрешает фондам участвовать в предпринимательской деятельности как непосредственно, так и через создаваемое для этих целей хозяйственные общества10.

Информация о работе Правовое положение фондов