Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 15:40, курсовая работа
Цель курсовой работы является исследование гражданско-правового положения фондов, а также выявление проблематики данной темы исследования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятие и деятельность фондов;
2. Рассмотреть устав и ликвидацию фонда;
3. Охарактеризовать понятие и деятельность благотворительных фондов;
4. Проанализировать особенности прекращения деятельности благотворительных фондов.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОНДОВ…………….….6
1.1. Понятие и деятельность фондов…………………...………………………6
1.2. Устав и ликвидация фонда ………………………………………………..12
ГЛАВА2.ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ ФОНДОВ…………………………………………… 17
2.1. Понятие и деятельность благотворительных фондов……………….… 17
2.2. Особенности прекращения деятельности благотворительных фондов .27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………...32
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ………………………………………………………..36
В первом из названных случаев
Попечительский совет фонда
является органом фонда и
Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах.
Порядок формирования и деятельности попечительского совета фонда определяется уставом фонда, утвержденным его учредителями.
Особенности создания и
Устав является единственным учредительным документом фонда. Для гарантии того, что цели, ради которых учредители фонда создали его и внесли свое имущество, не будут изменены органами фонда без ведома учредителей, законом установлен особый порядок изменения устава11. Органы фонда могут изменить его устав только в случае, если в самом уставе предусмотрена возможность его изменения в таком порядке. В уставе может быть предусмотрен иной порядок его изменения. Если такая возможность в уставе вообще не предусмотрена, он может быть изменен только в судебном порядке.
Закон ограничивает возможности внесения
поправок в устав фонда его
исполнительными органами, что препятствует
изменению статуса фонда
Фонды могут реорганизовываться по решению их учредителей и (или) назначенного ими попечительского совета по общим правилам гражданского законодательства12. Они, однако, не могут преобразовываться в другие виды юридических лиц. Закон предусматривает также особый порядок ‚ликвидации фондов. С целью предотвращения возможных злоупотреблений в использовании собранного фондами имущества, в частности, при их самоликвидации, ликвидация фонда допускается только по решению суда(п. 2 ст. 12 ГК РФ, п. 2 ст. 18 Закона о НО). При этом остаток имущества направляется на цели, предусмотренные уставом фонда, или на благотворительные цели, а при невозможности использования его таким образом обращается в доход государства (п. 1 ст. 20 Закона о НО).
Реорганизация фонда возможна по решению его учредителей, попечительского совета по общим правилам гражданского законо- дательства. При этом преобразование фонда в иной вид юридических лиц не допускается. В добровольном порядке фонд ликвидирован быть не может. Фонд может быть ликвидирован по решению суда по основаниям и в порядке, определенным законодательством о несостоятельности (банкротстве), либо если цели фонда не могут быть достигнуты, либо при уклонении фонда от его уставных целей, а также в иных установленных законом случаях.
Порядок управления фондом
и порядок формирования его
органов определяются его
Устав фонда помимо сведений,
указанных в пункте 2 статьи 52 настоящего
Кодекса, должен содержать:
Устав фонда может быть
изменен органами фонда, если
уставом предусмотрена
Если сохранение устава в неизменном виде влечет последствия, которые было невозможно предвидеть при учреждении фонда, а возможность изменения устава в нем не предусмотрена либо устав не изменяется уполномоченными лицами, право внесения изменений принадлежит суду по заявлению органов фонда или органа, уполномоченного осуществлять надзор за его деятельностью.
Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. Фонд может быть ликвидирован:
1) если имущества фонда
2) если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;
3) в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных уставом;
4) в других случаях,
3. В случае ликвидации фонда его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, указанные в уставе фонда.
1. Нормы, изложенные в п. 1 ст.
119 ГК, регулируют порядок изменения
устава фонда с учетом
Абзац 2 п. 1 ст. 119 ГК устанавливает судебный порядок внесения изменений в устав фонда. Для этого предусмотрены следующие условия:
1) если возможность изменения,
устава в нем не предусмотрена,
2) если устав не изменяется, хотя такая необходимость имеется. В ст. 119 не указано, каким конкретно органам фонда дано право подачи заявления в суд. Этот вопрос должен регулироваться уставом фонда.
Изменения, внесенные в устав фонда, подлежат регистрации в том же порядке, что и устав при регистрации фонда.
В качестве обязательного правила
п. 2 ст. 119 ГК предусматривает судебный
порядок ликвидации фондов. Это правило
исключает возможность
В п. 2 ст. 119 ГК перечисляются три случая, когда фонд может быть ликвидирован. Однако ст. 119 не ограничивает возможность ликвидации фондов в судебном порядке только перечисленными случаями, поскольку признает и наличие других случаев такой ликвидации, если они будут предусмотрены отдельными законами.
Помимо перечисленных в ст. 119 оснований для ликвидации фондов ГК в ст. 65 установил ликвидацию фондов в случае признания в судебном порядке фонда несостоятельным, т. е. банкротом.
В то же время необходимо обратить внимание на имеющееся несоответствие между ст. 119 ГК, устанавливающей ликвидацию фонда только в судебном порядке, и п. 2 ст. 65 ГК, допускающим ликвидацию фонда и в добровольном порядке на основании совместного с кредиторами решения об объявлении банкротства.
Особенности ликвидации в судебном порядке общественных фондов установлены Законом об общественных объединениях. Ликвидация фонда считается завершенной, а фонд прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Вопрос об использовании имущества
фонда, оставшегося после
2.1. Понятие и деятельность благотворительных фондов
Характерные особенности правового статуса благотворительных организаций урегулированы ст.ст. 49, 50, 116-123, 291, 968 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) а также актами специального законодательства о некоммерческих организациях, к числу которых относятся Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г.; Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г.; Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 и другие нормативные правовые акты14.
В приведенных статьях ГК РФ содержатся, во-первых, нормы, устанавливающие основные различия между коммерческими и некоммерческими организациями, во-вторых, нормы, определяющие особенности некоторых организационно-правовых форм некоммерческих организаций.
Среди актов специального законодательства общее значение для всех организационно-правовых форм благотворительных организаций имеют Федеральный закон «О некоммерческих организациях» и Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
В силу ст. 7 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» благотворительные организации создаются в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и в иных формах, предусмотренных федеральными законами для благотворительных организаций. Организационно-правовые формы благотворительных организаций предусмотрены, прежде всего, ГК РФ. Однако, некоторые организационно-правовые формы не указаны в ГК РФ. К их числу относятся, в частности, некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации (ст.ст. 8, 10 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).
Не все
некоммерческие организации могут
иметь благотворительный
По смыслу
ст. 7 Федерального закона «О благотворительной
деятельности и благотворительных
организациях» организационно-
Важной особенностью некоммерческих, в том числе благотворительных, организаций является отсутствие в ГК РФ, а также в Федеральном законе «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», четкого перечня их организационно-правовых форм15. Действительно, в соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» требование о создании юридических лиц исключительно в тех организационно-правовых формах, которые предусмотрены главой 4 ГК РФ, распространяется лишь на коммерческие организации. Между тем, исчерпывающий перечень организационно-правовых форм некоммерческих (благотворительных) организаций не установлен.
Характерно,
что в ряде случаев нормы специального
законодательства содержат дополнительную
классификацию организационно-
Особенности конкретных организационно-правовых форм благотворительных организаций определены в ГК РФ и нормах специального законодательства о некоммерческих организациях.
Согласно
ст. 8 Федерального закона «О благотворительной
деятельности и благотворительных
организациях» учредителями благотворительной
организации в зависимости от
ее формы могут выступать
Закон не определяет количество учредителей благотворительной организации, допуская, тем самым, создание ее одним учредителем. Известное исключение представляет собой благотворительное учреждение. По смыслу п. 1 ст. 112 ГК РФ оно создается одним учредителем. Однако, нормы специального законодательства предусматривают возможность создания учреждения несколькими лицами (ст. 11 Закона РФ «Об образовании»; ст. 35 Федерального закона «Об общественных объединениях»).