Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 21:02, курсовая работа
Выбранная автором тема, является актуальной, поскольку защита авторских и смежных прав принадлежит к числу наиболее сложных цивилистических проблем, имеющих непреходящую научную и практическую значимость.
В России, как и во многих других странах мира, авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АВТОРСКОГО ПРАВА
1.1. История развития Российского законодательства в области авторского права
1.2. Структура Российского законодательства
1.3. Международные договоры в области защиты авторских прав
1.4. Объекты авторского права
ГЛАВА 2.ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАЩИТЫ АВТОРСКИХ И СМЕЖНЫХ ПРАВ
2.1. Понятие «защиты авторских и смежных прав»
2.2 Формы и способы защиты авторских и смежных прав
2.4. Гражданско-правовые способы защиты авторских и смежных прав
2.5.Административно-правовые способы защиты авторских и смежных прав
2.6. Уголовно-правовые способы защиты авторских и смежных прав
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АВТОРСКОГО ПРАВА
1.1. История развития Российского законодательства в области авторского права
1.2. Структура Российского законодательства
1.3. Международные договоры в области защиты авторских прав
1.4. Объекты авторского права
ГЛАВА 2.ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАЩИТЫ АВТОРСКИХ И СМЕЖНЫХ ПРАВ
2.1. Понятие «защиты авторских и смежных прав»
2.2 Формы и способы защиты авторских и смежных прав
2.4. Гражданско-правовые способы защиты авторских и смежных прав
2.5.Административно-правовые способы защиты авторских и смежных прав
2.6. Уголовно-правовые способы защиты авторских и смежных прав
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
ВВЕДЕНИЕ
Выбранная автором тема, является актуальной, поскольку защита авторских и смежных прав принадлежит к числу наиболее сложных цивилистических проблем, имеющих непреходящую научную и практическую значимость.
В России, как и во многих других странах мира, авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения.
Иначе говоря, любой продукт творчества независимо от того, насколько он корректен, этичен и вообще интересен окружающим, а также каким образом он выражен создателем, попадает под действие и защиту авторского права.
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АВТОРСКОГО ПРАВА
1.1 История развития российского законодательства в области авторского права
Впервые положения об авторском праве в России получили свое отражение в Цензурном уставе 1828 г., а именно в главе " О сочинителях и издателях" России и в Положении о правах сочинителей, которое являлось приложением к Цензурному уставу.
В 1830 году было утверждено Положение о правах сочинителей, переводчиков и издателей, а в 1877 г. нормы об авторском праве были предусмотрены в части первой Свода законов Российской империи.
Первый специальный закон в сфере авторского права в России был принят 20 марта 1911 г. и назывался "Положение об авторском праве". Этот закон, как по содержанию, так и по форме был "на голову выше" актов западноевропейских государств, что говорит о высоком профессиональном уровне российских цивилистов того времени.
В 1917 г. Положение об авторском праве 1911 г. было отменено. Кроме того, был принят ряд декретов ЦИК и СНК, многие из которых были направлены на установление государственной монополии на произведения науки, литературы и искусства.
Важную роль в регулировании отношений в области авторского права с середины 20-х годов вплоть до 1962 г. играли Основы авторского права 1925 и 1928 гг., а также Закон РСФСР "Об авторском праве" 1928 г. В этот период был принят также ряд постановлений ЦИК и СНК. Постановление ЦИК и СНК СССР, один из первых полновесных нормативных правовых актов в области авторского права, принятых после Октябрьской революции 1917 года.
- устанавливал такие основополагающие институты данной отрасли права как авторство, объекты авторского права,
- значительно продлевал сроки охраны объектов авторского права, свободное использование произведений и другое.
Одной из особенностей Основ 1928 года являлось наличие норм, вводящих государственное регулирование отрасли. Так, условия договора об уступке прав на публичное исполнение произведений, издательского договора регламентировались законодательством союзных республик. Устанавливалась возможность принудительного выкупа авторского права на произведение правительством Союза ССР.
В 1961 г. были приняты Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, которые были введены в действие с 1 мая 1962 года (в дальнейшем - Основы). Исходя из Основ, был разработан и принят 11 июня 1964 г. Гражданский кодекс РСФСР, который был введен в действие на территории России с 1 октября 1964 г. В Основы и Гражданский кодекс РСФСР были включены отдельные разделы об авторском праве, положения которых предусматривали 15-летний срок действия авторского права после смерти автора. 27 мая 1973 г. СССР стал членом Всемирной конвенции об авторском праве. В целях приведения национального законодательство в соответствие с положениями настоящей конвенции Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 марта 1974 г. в ГК РСФСР были внесены изменения, и в частности был увеличен срок действия авторского права, вместо 15 лет предусматривалось 25 лет после смерти автора.
1.2 Структура Российского законодательства
С 3 августа 1992 г. на территории России были введены в действие Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г., положения раздела IV которого впервые признали смежные права, кроме того, ими был увеличен срок действия авторского права до 50 лет, исключены содержащиеся в предыдущем законодательстве многие случаи использования произведений без согласия правообладателей и без выплаты им вознаграждения. Однако раздел IV настоящих Основ действовал на территории России недолго, всего один год, 3 августа 1993 г. он был признан не действующим. Именно с этого числа вступил в силу Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах", который приобрел ключевое отраслевое значение.
В настоящее время в Российской Федерации авторское право регулируются следующими нормативными правовыми актами:
Конституция РФ;
Гражданский кодекс ( часть четвёртая);
Семейный кодекс;
Кодекс РФ об административных правонарушениях;
Указы президента;
Уголовный кодекс.
3)Указы Президента РФ
Следующим видом нормативных правовых актов в области авторского права и смежных прав являются указы Президента, которые не должны противоречить законам, например указ Президента Российской Федерации от 5 декабря 1999 г. № 1471 "О мерах по реализации прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм на вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения".
4)Постановления Правительства РФ
Далее по степени юридической силы следуют постановления Правительства Российской Федерации, которые могут приниматься только на основе и во исполнении законов, указов Президента Российской Федерации.
Среди актов Правительства Российской Федерации можно выделить постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. № 218 "О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства", постановление Правительства РФ от 17 мая 1996 г. № 614 "О ставках вознаграждения исполнителям за некоторые виды использования исполнений". В постановлении Правительства РФ от 21 марта 1994 года устанавливается минимальное вознаграждение за публичное исполнение произведений, за воспроизведение произведений путем звукозаписи, за сдачу экземпляров звукозаписей и аудиовизуальных произведений в прокат, за воспроизведение произведений изобразительного искусства и тиражирование в промышленности произведений декоративно-прикладного искусства. В постановлении Правительства РФ от 17 мая 1996 г. № 614 установлены ставки, носящие рекомендательный характер за использование исполнений (постановки) путем передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю; за воспроизведение и иное использование исполнения (постановки), включенного в фонограмму; за воспроизведение, в том числе на промышленных изделиях, исполнения (постановки), включенного в аудиовизуальное произведение, программу интерактивного типа (мультимедиа) для электронно-вычислительных машин, сдачу экземпляров аудиовизуального произведения и программы для электронно-вычислительных машин в прокат; за использование исполнения, включенного в фонограмму или аудиовизуальное произведение, при публичном исполнении в местах с платным и бесплатным входом. Немаловажную роль играет постановление Правительства РФ от 12 апреля 1999 г. № 413 "О совершенствовании деятельности федеральных органов исполнительной власти в области авторского права и смежных прав", в соответствии с которым на Российское агентство по патентам и товарным знакам возложены функции по вопросам совершенствования законодательства, международного сотрудничества и взаимодействия с общественными организациями в области авторского права и смежных прав.
1.3 Международные договоры в области защиты авторских прав
Большое значение в правовом регулировании отношений в области авторского права и смежных прав имеют международные договоры. Согласно положениям п.4 ст.15 Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора
Российская Федерация является участницей следующих международных актов и соглашений:
- Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г.;
- Всемирная конвенция об авторском праве;
- Международная конвенция об охране интересов артистов - исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (Рим, 26 октября 1961 г.) 1;
- Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности (Стокгольм, 14 июля 1967 г.) (изменена 2 октября 1979 г.);
- Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Женева, 29 октября 1971 г.) 2;
- Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (Брюссель, 21 мая 1974 г.) 3;
- Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав (Москва, 24 сентября 1993 г.) 4.
Указанные акты действуют с оговорками и в той части, в которой к ним присоединилась Российская Федерация (СССР).
Акцентируем внимание на том, что Российская Федерация готовится присоединиться к:
- Договору ВОИС по авторскому праву 1996г. 5;
- Договору ВОИС по исполнениям и фонограммам 1996г. 6
Соглашение о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность (TRIPS - Trade-Related Intellectual Property Rights) включено в Приложение 1 марракешского Заключительного акта в группе «многосторонних соглашений по торговле товарами»,
Включение сферы интеллектуальной собственности в систему ВТО оправдано по ряду экономических причин:
- Права на интеллектуальную собственность являются непосредственным предметом международной торговли;
- значительная часть услуг и промышленных товаров, которые задействованы в международной торговле, включают в себя элементы интеллектуальной собственности;
- множество товаров, включающих компоненты интеллектуальной собственности, составляют обширный сектор контрафактной продукции, который в некоторых странах допускается и даже поощряется.
В общем, экономическая сторона прав на интеллектуальную собственность существенна. Поскольку они прямо или косвенно составляют сегодня часть международной торговли, было бы вполне логичным включить их в таком качестве в новое международное торговое право. Это объясняет, почему ТРИПС имеет относительно большое значение и устанавливает довольно полный и точный правовой режим[8].
Охарактеризовать ТРИПС можно следующим образом: это соглашение, направленное на защиту законных прав, устанавливающее адекватный правовой режим, который возникает из двух источников - из действующего в данной сфере международного права и основных принципов ГАТТ-947.
Основная идея состоит в том, что права на интеллектуальную собственность должны стать предметом правомерной защиты, но при этом такая защита не должна служить препятствием в международной торговле. По характеристике Д.Карро и П.Жюйар ТРИПС представляет собой первый и пока единственный договор, регулирующий все важнейшие аспекты интеллектуальной собственности и придающий данному сектору правовой режим минимальной международной защиты, состоящий из действенных средств национального и международного характера, которые обеспечивают соблюдение этого режима.
Общие правила защиты прав на интеллектуальную собственность по ГРИПС содержатся в части первой (ст.1-8). Здесь выделяются три основных момента.
Во-первых, утверждается «национальный режим» и «режим наиболее благоприятствуемой нации» в отношении вопросов защиты интеллектуальной собственности. Это статьи 1 п.3, 3 и 4.
Второй, и наиболее интересный момент, это наличие отсылок к Парижскому, Бернскому, Римскому и Вашингтонскому соглашениям по вопросам предоставления национального режима. В частности, в ст.5 говорится, что участники соглашений под эгидой ВОИС руководствуются принципами предоставления национального режима, предусмотренными в этих соглашениях. В частности, ст. 2 Парижской Конвенции предусматривает национальный режим относительно патентов.
Цели и принципы Соглашения можно кратко охарактеризовать как устранение препятствий в осуществлении международной торговли. Здесь под таким препятствием подразумеваются нарушения интеллектуальной собственности, имеющие последствия в экономической сфере[11].
Часть II (с 9 по 40 статью) Соглашения содержит нормы и стандарты, касающиеся регулирования вопросов, связанных с конкретными объектами интеллектуальной собственности.
Интересующие нас преимущественно правила защиты авторского права находятся в первом разделе (ст.9-14).Члены ВТО в силу Соглашения обязаны применять материально-правовые нормы Бернской конвенции (ст.9 (1)) с существенным исключением в отношении личных неимущественных прав (право на опубликование, право на неприкосновенность произведения и т.п., определенные в ст. 6 bis), которые пользуются широким признанием в мире, хотя не признаны и, следовательно, не защищаются, например, в США. В Соглашении содержатся дополнительные элементы подлежащих защите прав по сравнению с режимом защиты по международным соглашениям. Так, в составе авторских прав ТРИПС обеспечивает защиту компьютерных программ; за авторами компьютерных программ и кинематографических произведений признано исключительное право проката; срок защиты смежных прав увеличен с 20 до 50 лет.