Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 21:02, курсовая работа
Выбранная автором тема, является актуальной, поскольку защита авторских и смежных прав принадлежит к числу наиболее сложных цивилистических проблем, имеющих непреходящую научную и практическую значимость.
В России, как и во многих других странах мира, авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АВТОРСКОГО ПРАВА
1.1. История развития Российского законодательства в области авторского права
1.2. Структура Российского законодательства
1.3. Международные договоры в области защиты авторских прав
1.4. Объекты авторского права
ГЛАВА 2.ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАЩИТЫ АВТОРСКИХ И СМЕЖНЫХ ПРАВ
2.1. Понятие «защиты авторских и смежных прав»
2.2 Формы и способы защиты авторских и смежных прав
2.4. Гражданско-правовые способы защиты авторских и смежных прав
2.5.Административно-правовые способы защиты авторских и смежных прав
2.6. Уголовно-правовые способы защиты авторских и смежных прав
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
Во-первых, не пользуются правовой охраной произведения, срок охраны которых истек. Но истечение срока охраны никак не влияет на охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения.
Во-вторых, из сферы правовой охраны исключены официальные документы, их официальные переводы, а также государственные символы и знаки.
В-третьих, в силу прямого указания закона не охраняются авторским правом произведения народного творчества.
В-четвертых, не признаются объектами авторского права сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.
Единственное, на что вправе претендовать автор сообщения или впервые опубликовавший его орган массовой информации, -- это требовать указания другими органами печати, сообщающими данную информацию, на источник ее первоначального обнародования (ФЗ РФ "О средствах массовой информации").
В тех же случаях, когда сообщение о том или ином событии сопровождается авторским комментарием, оценкой значимости происшедшего, прогнозом дальнейшего развития событий, анализом или иной интерпретацией, оно приобретает режим объекта авторского права.24
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАЩИТЫ АВТОРСКИХ И СМЕЖНЫХ ПРАВ
2.1 Понятие «защиты авторских и смежных прав»
Законодательство РФ предоставляет авторам и иным правообладателям достаточно широкий спектр способов защиты их прав. Под способами защиты обычно понимают предусмотренные законодательством средства, с помощью которых могут быть достигнуты: пресечение, предотвращение, устранение нарушений права, его восстановление и (или) возмещение потерь, вызванных нарушением права. Способы защиты авторских прав в зависимости от того, к области каких правовых отношений они относятся, могут быть разделены на гражданско-правовые, административно-правовые и уголовно-правовые. Конечно, наибольшую значимость и эффективность наряду с уголовно-правовыми имеют гражданско-правовые способы защиты авторских прав.
В гражданском законодательстве можно выделить два уровня регулирования способов защиты гражданских прав. Первый уровень заключается в определении таких способов защиты, которые носят универсальный характер и могут быть применены для защиты любого субъективного гражданского права. Данные способы перечислены в ст.12 ГК РФ. К ним относятся: признание права, самозащита права, возмещение убытков, взыскание неустойки, компенсация морального вреда. Второй уровень представляет собой установление законом способов, применяемых для защиты только определенных видов гражданских прав или для защиты от определенных нарушений. Применительно к нарушениям авторских прав такие способы предусмотрены ст. Статья 1301 ГК РФтребовать. Между тем, сравнительный анализ указанных норм гражданского законодательства, судебной практики свидетельствует о том, что из обычно используемых способов защиты авторских прав лишь три прямо не закреплены в ст. 12 ГК РФ (взыскание дохода, выплата компенсации, публикация судебного решения в целях защиты репутации).
Анализируя способы защиты, можно отметить, что исходными для применения являются нормы пунктов 1, 2 ст. 48 и абз. 1 п. 1 ст. 49 Закона, согласно которым за нарушение предусмотренных данным Законом авторских прав наступает гражданская, административная и уголовная ответственность. Физическое или юридическое лицо, которое не выполняет требований Закона, является нарушителем авторских прав, и в отношении него могут быть применены гражданско-правовые и иные меры защиты.
Наиболее действенными и востребованными практикой являются три способа защиты авторских прав: возмещение убытков, взыскание незаконно полученного дохода и выплата компенсации.
В сфере защиты авторских прав потерпевшие гораздо чаще требуют взыскать не реальный ущерб, а упущенную выгоду, которая могла бы быть получена правообладателем в условиях нормальной реализации принадлежащих ему исключительных прав. Поскольку доказать наличие убытков и документально обосновать их размер, особенно в части упущенной выгоды, бывает не всегда просто, законодательство предоставляет возможность требовать взыскания с нарушителя либо всего дохода, полученного им вследствие нарушения авторских прав, либо требовать выплаты компенсации по своему усмотрению.
В настоящее время авторам очень трудно защитить свои права. Можно более подробно рассмотреть действия автора по защите своих прав.
После того, как произведение увидело свет и начало «жить полноценной жизнью», автор начинает ходить по торговым точкам, смотреть, слушать. И вот здесь начинается самое интересное - в торговой сети он видит контрафактные произведения. На этом этапе автор может попробовать стать «частным детективом» и самостоятельно распутать “клубок“ нарушений прав на свои творения. Он стремится определить, кто поставляет продукцию. Но это не всегда представляется возможным, поскольку продавцы - мобильны, имеют небольшое количество товара и перемещаются очень быстро с одного места на другое. Если автору удастся выявить незаконного производителя экземпляров произведения, он может обратиться с иском в суд. Другая возможность - обращение автора в правоохранительные или контролирующие органы: в арбитражный суд, третейский суд, органы прокуратуры, органы дознания, органы предварительного следствия в соответствии с их компетенцией.
В настоящее время в России созданы и создаются различные общества по коллективному управлению правами, а также различного рода юридические бюро, организации, которые в соответствии с уставом или на договорной основе за определенное вознаграждение или без такового готовы (или обязаны) представлять интересы автора в различных структурах в целях защиты его прав.
Для борьбы с контрафактным использованием произведений, правовое регулирование предусматривает регламентацию применения технических средств защиты авторских прав. Закон об авторском праве дополнен ст. 48, согласно которой под техническими средствами защиты авторского права, следует понимать любые технические устройства или их компоненты, контролирующие доступ к произведениям, предотвращающие либо ограничивающие осуществление действий, которые не разрешены автором или иным обладателем исключительных прав в отношении произведений. Следует отметить, что речь идет об аппаратных средствах, делающих невозможным копирование, например, содержимого DVD-диска на винчестер компьютера или иное устройство. Не совсем ясно, почему законодатель в данной статье ограничился лишь техническими устройствами или их компонентами и ничего не упомянул о программных средствах защиты авторских прав, тем более что они используются, как правило, в комплексе.
Необходимо уточнить сферу применения способов защиты авторского права. Одни авторы полагают, что предусмотренные способы защиты применяются только к случаям внедоговорного нарушения исключительных авторских прав. По мнению других специалистов, указанные положения могут быть использованы и при защите нарушенных прав автора, вытекающих из договора. Что, на наш взгляд, представляется более верным.
Массовый выпуск контрафактной продукции влечет следующие негативные явления в сфере авторского права:
1. Портит имидж России.
2. Осложняет вступление России в ВТО.
3. Душит отечественную издательскую индустрию на внутреннем рынке.
Потребитель не всегда понимает, что, приобретая легальную копию произведения, он поддерживает отечественную, перспективную отрасль индустрии, а, приобретая пиратскую копию, - поддерживает чисто криминальные структуры.
Выпуск контрафакта - это не только правонарушения. Это и проблема информационной безопасности: пока государственные и иные организации используют ворованные программные продукты, они зависят от недокументированных знаний (информации) отдельных исполнителей и т. п.
Одна из проблем защиты авторских прав, при выпуске контрафактной продукции, заключается в незнании авторами и иными правообладателями своих прав; отсутствии у них представления о том, в какой форме, как и куда следует обращаться с заявлением о защите нарушенных прав.
Необходимо также сказать о том, что государство должно взять на себя регулирующую роль и создать эффективное правовое поле, позволяющее автору творить и получать соответствующее вознаграждение, а государству получать в бюджет доходы от использования произведений в хозяйственном обороте.
В целях борьбы с производством контрафактной продукции необходимо издательствам, звукозаписывающим и иным компаниям значительно снизить цены на лицензионную продукцию для конкуренции на российском рынке, так как лицензионная продукция в три и более раза дороже контрафактной продукции и выбор граждан падает на контрафакт, который значительно дешевле лицензионной продукции.
Важный механизм, дающий возможность вести борьбу с контрафактной продукцией, - это стандартизация. Стандартизация призвана обеспечить производство продукции, соответствующей обязательным требованиям, которые прописаны в технических регламентах, а также поддерживать процесс повышения качества продукции за счет разработки стандартов по инициативе предприятий, которые достигли высоких показателей качества. В настоящее время наблюдается снижение интереса предприятий к стандартизации. В связи с этим, необходимо принять ряд мер для повышения заинтересованности производителей в стандартизации. Это мощный инструмент, как повышения качества продукции, так и борьбы с контрафактом и фальсификатом.
В международном законодательстве (в п. 1, ст. 3 Всемирной конвенции об авторском праве) прописаны меры доказывания: депонирование экземпляров, регистрация произведений, оговорка о сохранении авторского права, нотариальные удостоверения, уплата сборов, изготовление или выпуск в свет экземпляров произведения на территории данного государства.
Необходимо максимально, в приемлемых для России рамках, использовать перечисленные возможности. Они облегчают защиту авторских прав. Если автор или иной владелец авторских прав намерен заранее обеспечить доказательства своего авторства, он может зарегистрировать свое произведение у нотариуса, в общественных организациях, а в некоторых случаях - и в государственных организациях. Наиболее распространенной является регистрация, осуществляемая Российским авторским обществом (РАО).
Представляется, что необходимо ужесточить ответственность за нарушение авторских прав - увеличить минимальный размер компенсации, установленный в Законе, чтобы лица, собравшиеся нарушить авторские права, задумались, что они могут многое и потерять.
Кроме того, необходимо ликвидировать незаконные «торговые точки» (мелкие торговые палатки и т. п.) и содействовать созданию крупных фирм, зарегистрированных в установленном порядке, созданию специализированных магазинов; обеспечить жесткий контроль продукции, которая будет там продаваться, со стороны всех контролирующих органов.
Подводя итог, можно сделать вывод, что задачей нашего государства должно быть, прежде всего, обеспечение реализации механизмов защиты авторских прав.
2.2 Формы и способы защиты авторских и смежных прав
Защита авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов осуществляется в предусмотренном законом порядке, т.е. посредством применения надлежащей формы, средств и способов защиты. Под формой защиты понимается комплекс внутренне согласованных организационных мероприятий по защите субъективных прав и охраняемых законом интересов. Различают две основные формы защиты -- юрисдикционную и неюрисдикционную.
Юрисдикционная форма защиты есть деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых субъективных авторских и смежных прав. Суть ее выражается в том, что лицо, права и законные интересы которого нарушены неправомерными действиями, обращается за защитой к государственным или иным компетентным органам, например, в суд, в третейский суд, в вышестоящий орган и т. п., которые уполномочены принять необходимые меры для восстановления нарушенного права и пресечения правонарушения.
В рамках юрисдикционной формы защиты, в свою очередь, выделяются общий и специальный порядки защиты нарушенных авторских и смежных прав. По общему правилу, защита авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов осуществляется в судебном порядке. Основная масса авторско-правовых споров рассматривается районными, городскими, областными и иными судами общей компетенции. Если обоими участниками спорного правоотношения являются юридические лица, возникший между ними спор относится к подведомственности арбитражного суда. По соглашению участников авторского правоотношения спор между ними может быть передан на разрешение третейского суда. В качестве средства судебной защиты авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов выступает иск, т. е. обращенное к суду требование об отправлении правосудия, с одной стороны, и обращенное к ответчику материально правовое требование о выполнении лежащей на нем обязанности или о признании наличия или отсутствия правоотношения, с другой стороны. Судебный, или, как его еще называют, исковой порядок защиты применяется во всех случаях, кроме тех, которые прямо указаны в законе.
Если авторское и смежное право нарушено или оспорено, суд обязан принять и рассмотреть по существу исковое заявление. По общему правилу, иск заявляется по месту нахождения ответчика (ст. 117 Гражданско-процессуального кодекса РСФСР), однако по соглашению сторон территориальная подсудность дела может быть изменена (ст. 120 Гражданско-процессуального кодекса РСФСР).
На требования, вытекающие из нарушения личных неимущественных авторских прав, не распространяется действие исковой давности. Иски, связанные с нарушением имущественных прав и интересов, могут быть заявлены в течение трех лет со дня, когда истец узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Неюрисдикционная форма защиты охватывает собой действия граждан и организаций по защите авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к государственным или иным компетентным органам. Разумеется, в данном случае имеются в виду лишь законные средства защиты, которые следует отличать от произвольных самоуправных действий, запрещенных законодательством. Типичным примером таких допускаемых законом средств самозащиты выступают в гражданском праве действия, совершаемые в порядке необходимой обороны и крайней необходимости. В рассматриваемой области спектр неюрисдикционных мер защиты достаточно узок и по сути дела сводится к возможности отказа совершить определенные действия в интересах неисправного контрагента, например, отказаться от внесения в произведение изменений и дополнений, не предусмотренных авторским договором, либо к отказу от исполнения договора в целом, например, в случае его недействительности.
Наибольшую практическую значимость и эффективность среди названных форм и видов защиты имеет гражданско-правовая защита авторских и смежных прав, реализуемая в рамках юрисдикционной формы. Она обеспечивается применением предусмотренных законом способов защиты.
Под способами защиты авторских и смежных прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на правонарушителя. Новое авторское законодательство предоставляет потерпевшим достаточно широкий спектр способов защиты, ряд из которых предусмотрен законодательством впервые. В соответствии соответствии с пунктом 3 статьи 1252 ГК РФ обладатели исключительных авторских прав праве требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:
- в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда;