Правовое регулирование видов юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 05:43, курсовая работа

Краткое описание

Созданная впервые римским правом фигура юридических лиц была воспринята правом новых народов и нашла себе у них чрезвычайно широкое применение. Являясь лишь известной формой для определения внешних отношений союза и допуская самые разнообразные внутренние отношения между членами, фигура юридического лица была в высокой степени пригодной для самых разнообразных соединений. В эту форму могли вылиться различные торговые и промышленные предприятия, а также всевозможные союзы с целями неимущественными - союзы религиозные, научные, артистические, спортивные и т.д. Чем далее, тем более разрасталась сеть этих союзов, и мы знаем, насколько в настоящее время общественная жизнь переплетена ими.

Содержание

Введение
Глава 1. Общие положения о юридических лицах.
1.1 Понятие и признаки юридических лиц.
1.2 Виды юридических лиц.
Глава 2. Правовое регулирование видов юридических лиц.
2.1 Разрешение споров с коммерческими юридическими лицами.
2.2 Разрешение споров с некоммерческими юридическими лицами.
Заключение
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 182.00 Кб (Скачать файл)

Правовое положение унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления (федерального казенного предприятия), весьма специфично. С одной стороны, казенное предприятие создается для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) и, следовательно, осуществляет коммерческую деятельность. С другой стороны, оно может осуществлять свою хозяйственную деятельность за счет бюджетных средств, выделенных федеральной казной. Таким образом, правоспособность казненного предприятия занимает промежуточное положение между правоспособностью коммерческой и некоммерческой организаций, т.е. такое юридическое лицо может быть условно охарактеризовано как «предпринимательское учреждение».10

Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, создается по особому решению Правительства Российской Федерации на базе имущества, находящегося в федеральной собственности (п. 1 ст. 115 ГК).

 

Глава 2. Правовое регулирование видов юридических лиц.

2.1 Разрешение споров с коммерческими юридическими лицами.

Общество с ограниченной ответственностью.

Хозяйственные общества — это организации, создаваемые одним или несколькими лицами путем объединения (обособления) их имущества для ведения предпринимательской деятельности.11

Обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставной капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов (п. 1 ст. 87 ГК РФ).

Увеличение зарегистрированного уставного капитала общества разрешается только после полной оплаты всеми его участниками своих вкладов, с тем, чтобы величина этого капитала всегда отражала реальное состояние дел.12

Высшим органом общества с ограниченной ответственностью является собрание его участников, обладающее исключительной (не передаваемой исполнительным органам) компетенцией в решении некоторых основных вопросов жизни общества (ст. 91 ГК РФ). Исполнительные органы общества обладают «остаточной компетенцией», т.е. вправе решать все вопросы управления и деятельности общества, не отнесенные к исключительной компетенции общего собрания.

Реорганизация и ликвидация общества с ограниченной ответственностью допускается, помимо общих оснований, по единогласному решению его участников. Оно может преобразоваться либо в иное общество (акционерное или с дополнительной ответственностью), либо в производственный кооператив, но не товарищество (п. 2 ст. 92 ГК РФ).

 

 

 

Акционерные общества.

Коммерческая организация, образованная одним или несколькими лицами, не отвечающими по ее обязательствам, с уставным капиталом, разделенным на доли, права на которые удостоверяются ценными бумагами – акциями, называется акционерным обществом.13

Акционерное общество – наиболее распространенная форма хозяйственного общества.

В соответствии со ст. 97 ГК РФ акционерные общества подразделяются на два типа: акционерное общество открытого типа и акционерное общество закрытого типа.

Акционерное общество открытого типа распределяет свои акции среди неопределенного круга лиц, а потому только оно вправе проводить открытую подписку на акции, а его участники (акционеры) свободно отчуждают принадлежащие им акции, количество которых не может быть ограничено.

В акционерном обществе закрытого типа акции распределяются только между учредителями или среди заранее определенного круга лиц. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на свои акции, а его участники приобретают имущественное право покупки акций, продаваемых выходящими из общества акционерами третьим лицам. Число участников в закрытом акционерном обществе не должно быть свыше 50.

Одной из важных форм контроля акционеров за деятельностью руководителей общества является принцип публичного ведения дел, который означает необходимость периодической публикации для всеобщего сведения годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счетов прибылей и убытков, сведения о которых не могут составлять коммерческую тайну акционерного общества открытого типа (п. 1 ст. 97 ГК РФ).

Акционерное общество может быть создано одним субъектом гражданского права или может сохраняться в случае приобретения всех его акций одним участником (п. 6 ст. 98 ГК РФ), что открывает возможность создания акционерных обществ (предприятий) с полным государственным или муниципальным участием. Однако единственным участником акционерного общества не может быть другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица (п. 6 ст. 98 ГК РФ).

Увеличение уставного капитала допускается путем повышения номинала акций либо выпуска дополнительных акций, и в уставе акционерного общества может быть предусмотрено преимущественное право владельцев голосующих акций на приобретение вновь выпускаемых акций. В то же время гражданское законодательство запрещает увеличение уставного капитала общества до его полной оплаты либо для покрытия убытков общества.14

 

2.2 Разрешение споров с некоммерческими  юридическими лицами.

Потребительский кооператив.

Гражданский кодекс РФ относит к некоммерческим организациям потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, фонды, учреждения и ассоциации (союзы). Но поскольку законодательство не устанавливает исчерпывающего перечня таких юридических лиц, допускается возникновение иных разновидностей подобных организаций (например, торгово-промышленные палаты, комитеты и фонды по управлению государственным и муниципальным имуществом).

Общая цель создания некоммерческих организаций заключается в служении интересам общества, в достижении общественных благ. Примерный перечень общественных благ, ради достижения которых создаются некоммерческие организации, приводится в Законе о некоммерческих организациях. Они обозначены как цели социальные, благотворительные, культурные, образовательные, научные и управленческие. Каждая из перечисленных целей может трактоваться чрезвычайно широко, но, общая цель – социальная.15

Потребительский кооператив как некоммерческое объединение граждан, юридических лиц, в том числе и совместно с гражданами, основанное на членстве участников и их паевых взносах, не предполагает обязательного личного участия в его делах16. Любые ограничения участия в некоммерческих организациях каких-либо субъектов гражданского права должны быть прямо установлены специальным законом или уставом конкретного кооператива. Соответственно не исключается возможность одновременного участия одного и того же участника в нескольких кооперативах.

ГК РФ предусматривает, что особенности правового положения потребительских кооперативов должны определяться специальными законами об отдельных видах таких кооперативов – потребительской, жилищной и жилищно-строительной, садоводческой и иной кооперации (п. 6 ст. 115 ГК РФ), и поэтому содержит лишь некоторые наиболее общие положения об особенностях имущественного и правового положения потребительских кооперативов. К их числу относится правило о необходимости иметь полностью оплаченный паевой фонд (п. 4 ст. 116 ГК РФ), конкретный размер которого определяется федеральными законами для каждого вида кооперативов отдельно. Вместе с тем при отсутствии предпринимательской деятельности и соответствующих доходов потребительский кооператив может покрывать свои убытки лишь за счет дополнительных взносов его участников. Данная ситуация является специально предусмотренной уставной обязанностью его членов, которая соответственно является гарантией имущественных интересов кредиторов потребительского кооператива. Отсутствие таких гарантий дает кредиторам основание ставить вопрос о ликвидации кооператива, в том числе предусматривается возможность банкротства этой некоммерческой организации (п. 1 ст. 85 ГК РФ).

В соответствии с п. 4 ст. 218 ГК РФ у члена кооператива при полном внесении своего паевого взноса возникает право собственности на предоставленное ему в пользование имущество, и поэтому многие потребительские кооперативы (жилищные, дачные, гаражные и т.п.) по сути, имеют временный характер. По мере уплаты их членами соответствующих паевых взносов такие кооперативы лишаются своей основной имущественной базы и подлежат преобразованию в кооперативы по совместному использованию собственниками своего имущества и некоторых объектов, оставшихся в собственности кооператива.

 

Фонды.

Фонды – относительно новый вид юридических лиц, успевший широко распространиться в нашем имущественном обороте, и в связи с многозначностью термина «фонд» и наличием многообразных организаций, действующих под этим наименованием, ГК РФ определяет понятие фонда лишь для правового регулирования имущественного оборота, т.е. в качестве юридического лица.

Особенностью фонда является то обстоятельство, что эта организация не основана на членстве участников и последние не обязаны участвовать в его деятельности, а поэтому лишены возможности прямо участвовать в управлении ее делами. Данное юридическое лицо является собственником своего имущества, на которое у его учредителей (участников) отсутствуют какие-либо права (ст. 48 ГК РФ). Учредители фонда вынуждены доверять его руководящим органам в вопросе использования имущества, и в целях исключения возможных злоупотреблений введены два важных требования: во-первых, создание попечительского совета, контролирующего его деятельность и его должностных лиц (ст. 118 ГК РФ); во-вторых, фонд обязан публично вести свои имущественные дела (ст. 118 ГК РФ).

Участниками (учредителями) фонда могут быть как граждане, так и юридические лица. Фонд является собственником своего имущества, а его учредители (участники) не несут ответственности по его долгам. Имущество фонда, оставшееся после его ликвидации и расчетов с кредиторами, не подлежит распределению между учредителями.

Закон о благотворительной деятельности устанавливает, что при ликвидации благотворительной организации (в том числе, благотворительного фонда) оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество используется на благотворительные цели в порядке, предусмотренном уставом.17

Благотворительная или иная общественная деятельность фондов нуждается в постоянных материальных затратах, которые невозможно финансировать при отсутствии членских взносов (как в общественных организациях), ибо фонд не имеет фиксированного членства. Поэтому гражданское законодательство разрешает фондам участвовать в предпринимательской деятельности как непосредственно, так и через создаваемые для этих целей хозяйственные общества.

Предпринимательская деятельность фонда должна соответствовать общественно полезным целям, т.е. его основным уставным задачам, носить строго целевой характер, соответствующий его специальной правоспособности, и подвергается тем же ограничениям, что и участие в имущественном обороте общественных и религиозных организаций. Кроме того, фонд может создавать хозяйственные общества или участвовать в их деятельности, которая, может быть, и не связана напрямую с его основными уставными задачами, однако полученные от участия в них доходы также могут быть использованы строго по целевому назначению.

 

Судебная практика.

«Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на постановление Федерального арбитражного суда Западно -Сибирского округа от 16.05.96 по делу N 805-Э Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа.

Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил следующее.

Акционерное общество открытого типа (ранее производственное объединение) "Сургутнефтегаз" обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с иском к семейному частному предприятию "Мартыновых М.М." о признании недействительным договора от 05.01.92 N 4П-92, заключенного между управлением технологического транспорта N 4 (далее - УТТ N 4) ПО "Сургутнефтегаз" и семейным частным предприятием "Мартыновых М.М.".

Решением от 20.06.95 суд признал недействительным пункт 7 спорного договора на основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации. Суд указал на то, что УТТ N 4 являлось структурной единицей ПО "Сургутнефтегаз" и не вправе было без согласия объединения отчуждать имущество.

Постановлением апелляционной инстанции от 07.09.95 решение оставлено без изменения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16.05.96 указанные судебные акты отменены, в иске АООТ "Сургутнефтегаз" отказано.

В постановлении указано, что право на предъявление иска о признании недействительным спорного договора в соответствии со статьей 173 Гражданского кодекса Российской Федерации принадлежит УТТ N 4 ПО "Сургутнефтегаз". Ответчик, заключая договор, не знал и не мог знать о каких-либо ограничениях полномочий УТТ N 4. Кроме того, судебные акты Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа не содержат ссылки на конкретную норму закона, что согласно пункту 4 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием к их отмене.

Информация о работе Правовое регулирование видов юридических лиц