Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 06:57, курсовая работа
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в связи с гражданством Российской Федерации, его приобретением и прекращением
Задачи исследования:
- рассмотреть историю развития отечественного законодательства о гражданстве;
- установить принципы, содержание, виды гражданства РФ;
- охарактеризовать основания приобретения и прекращения гражданства;
- рассмотреть порядок и проблемы правового регулирования вопросов о гражданстве РФ.
Введение….……………………………………………………………………….
3
Глава 1. Общие положения о гражданстве Российской Федерации………….
5
Гражданство РФ - история и основные функции института…………....
5
1.2. Понятие и принципы гражданства РФ……………………………………..
12
1.3. Сущность, содержание, виды гражданства в РФ………………………….
20
Глава 2. Основание приобретения и прекращения гражданства российской Федерации…………………………………………………..……………………
26
2.1. Приобретение гражданства РФ……………………………………………
26
2.2. Прекращение гражданства РФ……………………………………………..
32
Глава 3. Правовое регулирование вопросов о гражданстве Российской Федерации…………...……………………………………………………………
38
3.1. Порядок и проблемы правового регулирования вопросов о гражданстве РФ…………………………...…...………………………...………………………
38
Заключение………………………...……………………………………………...
44
Список использованных источников и литературы….……...………
Введение….…………………………………………………… |
3 |
Глава 1. Общие положения о гражданстве Российской Федерации…………. |
5 |
|
5 |
1.2. Понятие и принципы гражданства РФ…………………………………….. |
12 |
1.3. Сущность, содержание, виды гражданства в РФ…………………………. |
20 |
Глава 2. Основание приобретения и прекращения
гражданства российской Федерации………………………………………………….. |
26 |
2.1. Приобретение гражданства РФ…………………………………………… |
26 |
2.2. Прекращение гражданства РФ…………………………………………….. |
32 |
Глава 3. Правовое регулирование вопросов о гражданстве
Российской Федерации…………...…………………………………… |
38 |
3.1. Порядок и проблемы правового регулирования
вопросов о гражданстве РФ…………………………...…...……………………….. |
38 |
Заключение………………………...…………………… |
44 |
Список использованных источников и литературы….……...………………… |
46 |
Введение
В связи с провозглашением человека, его прав и свобод высшей ценностью, существенно возрос интерес к гражданству. Права, свободы и обязанности человека, их объем и содержание находятся в прямой зависимости с гражданством.
Гражданство представляет собой один из основных элементов правового статуса человека. В институте гражданства синтезированы наиболее существенные связи и отношения, которые существуют между гражданином и государством. Объем прав, свобод и обязанностей любого человека зависит напрямую от гражданства.
Гражданство служит тем юридическим основанием, в силу которого лицо обладает в полном объеме всеми правами и свободами, выполняет обязанности, установленные конституцией и другими законами, отвечает за их нарушение, а также пользуется защитой государства, где бы это лицо ни находилось, в том числе и за пределами государства, гражданином которого оно является.
Существование гражданства обусловлено государственной организацией общества и неразрывно связано с государством. Государственная власть и население связаны единством территории. В государственно-организованном обществе существует потребность юридического закрепления того факта, что в политическом отношении большинство населения государства живет на его территории. Постоянное проживание на территории государства - наиболее типичный и прочный вид фактической связи лица с государством. Наличие такой связи и закрепляется юридически - институтом гражданства.
Гражданство как одно из основных прав человека нашло отражение в международных нормативных правовых актах. В ст. 15 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. говорится, что каждый человек имеет право на гражданство; никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство.
Цель исследования – изучение института гражданства РФ, правового регулирования гражданства и существующих проблем правового регулирования о гражданстве в Российской Федерации.
Предмет исследования – нормы Конституции РФ, международных документов и других нормативных правовых актов, регламентирующие вышеназванные отношения, практика их применения, работы ученых и специалистов.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в связи с гражданством Российской Федерации, его приобретением и прекращением
Задачи исследования:
- рассмотреть историю развития отечественного законодательства о гражданстве;
- установить принципы, содержание, виды гражданства РФ;
- охарактеризовать основания приобретения и прекращения гражданства;
- рассмотреть порядок и проблемы правового регулирования вопросов о гражданстве РФ.
Нормативно-правовая база работы представлена законодательными и нормативными актами РФ, уставами, законами и иными нормативными актами, связанными с регулированием гражданско-правовых отношений.
Теоретическую основу исследования представляют труды таких ученых как Чернышев В.В., Чиркин В.Е. Баглай М.В. и др.
При проведении теоретического анализа также использовались публикации периодической печати и электронные ресурсы.
Глава 1. Общие положения о гражданстве Российской Федерации
1.1 Гражданство РФ - история и
основные функции института
Важным условием глубокого познания действующего законодательства о гражданстве является анализ его содержания в историческом аспекте. Для этого необходимо проследить динамику развития правового регулирования различных сторон отношений гражданства.
В царской России существовало подданство, а не гражданство, причем законодательство о подданстве сохраняло черты средневековых феодальных начал и, в отличие от законодательства демократических государств того времени, не обеспечивало юридического равенства подданных.
В Российской империи подданные подразделялись на несколько разрядов с особым правовым статусом (рис.1.1).
Рис.1.1. Разряды подданных с особым правовым статусом
Кроме того, четыре группы природных подданных законодательство делило на лиц податного и неподатного состояния. Лица неподатного состояния (дворяне и почетные граждане) пользовались свободой передвижения и получали бессрочные паспорта для проживания на всей территории империи; лица податного состояния (мещане и крестьяне) не обладали этими правами.
С принадлежностью к той или иной категории подданных законодательство связывало весьма существенные различия в правах и обязанностях.1
Первым актом советской власти по вопросам гражданства был Декрет ВЦИК об уничтожении сословий и гражданских чинов от 11 (24) ноября 1917 г. В нем провозглашалось, что все существовавшие доныне в России сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные организации и учреждения, все гражданские чины, всякие звания, титулы и наименования гражданских чинов уничтожаются, и устанавливается одно общее для всего населения России наименование – гражданин Российской Республики.
1 апреля 1918 г. ВЦИК принял Декрет
«О приобретении прав
С образованием Союза ССР было установлено гражданство СССР. В ст. 7 Конституции СССР 1924 г. закреплялось единое союзное гражданство для граждан союзных республик. К предмету ведения верховных органов власти СССР относилось «основное законодательство в области союзного гражданства в отношении прав иностранцев». 29 октября 1924 г. было утверждено Положение о союзном гражданстве. В соответствии с ним, правом принятия в союзное гражданство обладали ЦИК союзных республик. Трудящихся иностранцев могли принимать в гражданство исполкомы губернских, областных съездов Советов или ЦИК АССР.
Утратившими советское гражданство считались следующие (рис.1.2).
Рис.1.2. Лица, утратившие советское гражданство
Новое Положение о гражданстве Союза ССР было утверждено ЦИК и СНК СССР 13 июня 1930 г. В этом же году 23 ноября постановлением ЦИК и СНК СССР был введен упрощенный порядок приема в гражданство СССР и выхода из него, что и было закреплено Положением о гражданстве Союза ССР 1931 г. Это Положение, исходя из конституционного принципа единого союзного гражданства, детализировало урегулирование вопросов, связанных с признанием лица гражданином СССР, с порядком принятия в гражданство и выхода из него, с гражданством детей.
В соответствии с Положением 1931 г. принятие иностранных граждан в гражданство одной из союзных республик и тем самым в гражданство СССР осуществлялось постановлением Президиума ЦИК СССР или Президиума ЦИК той союзной республики, в которой они проживали. Президиумы ЦИК союзных республик могли принимать в гражданство СССР иностранных граждан, проживающих за границей, если от них поступали заявления в эти органы. Выход из гражданства СССР разрешался не только Президиумом ЦИК СССР, но и президиумами ЦИК союзных республик.2
Согласно Положению 1931 г., иностранные граждане – рабочие и крестьяне, проживающие в пределах СССР для трудовых занятий, пользовались всеми политическими правами граждан СССР. Положение устанавливало упрощенный порядок приобретения гражданства СССР и выхода из него в отношении (рис.1.3).
Рис.1.3. Лица, в отношении которых применялся упрощенный порядок по приобретению гражданства СССР
В этих случаях приобретение гражданства и выход из него осуществлялись по постановлению краевого (областного) исполнительного комитета, ЦИК АССР или исполнительного комитета автономной области, если заявитель проживал на территории СССР.
Конституция СССР 1936 г., как и предшествующая, закрепила принцип единого союзного гражданства. Она сохранила отнесение к ведению Союза ССР законодательства о союзном гражданстве и о правах иностранцев. В соответствии с Конституцией СССР 1936 г., Верховным Советом 19 августа 1938 г. был принят закон о гражданстве Союза ССР. Сохраняя сложившиеся принципы гражданства, закон закрепил ряд новых положений, в том числе он установил следующие моменты (рис.1.4).
Лица, не отвечающие данным условиям и проживающие в СССР, признавались лицами без гражданства (апатридами). Считалось, что такое изменение оснований для признания гражданства СССР было направлено на повышение политического и правового значения статуса гражданина СССР.
Рис.1.4. Лица, являющиеся гражданами СССР
Закон изменил и порядок решения вопросов о выходе из гражданства и о его лишении. Данные вопросы были отнесены к исключительной компетенции Президиума Верховного Совета СССР.
В 1993 г. после прекращения деятельности Союза ССР принимается новая Конституция нового государства – Российской Федерации, объявившего себя демократическим федеративным правовым (ст. 1) и социальным (ст. 7). Согласно ст. 2: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью», а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации», а это означает, что глава 2 Конституции РФ (ст. 17-64) имеет прямое отношение и к иностранным гражданам.
Наибольшую значимость в системе законодательных актов, регламентирующих институт гражданства РФ, правовое положение иностранных граждан, имеет Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ. Согласно ст. 1 данным законом определены следующие (рис.1.5).
Во второй статье представлены основные понятия, в целом составляющие полное представление о статусе, правах, обязанностях, свободах, законных интересах, ответственности, порядке получения необходимых документов.
Рис.1.5. Правовые положения, оговариваемые в ст.1 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ
В ст. 5 и 6 ФЗ №115-ФЗ представлен обязательной для выполнения механизм временного пребывания и временного проживания иностранных граждан на территории Российской Федерации. Выдача Правительством РФ квоты на временное проживание не требуется в следующих случаях (рис.1.6).
Рис.1.6. Случаи, в которых не требуется выдача Правительством РФ квоты на временное проживание
Следующим нормативным актом, регламентирующим институт гражданства РФ в части, касающейся взаимоотношений иностранных граждан с органами внутренних дел РФ, является приказ МВД РФ №250 от 14 апреля 2003 г. «Об организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по оформлению и выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание и видов на жительство». Настоящий приказ издан в целях обеспечения пунктуального исполнения Федерального закона №115-ФЗ и постановлений Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. №789 «Об утверждении Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации» и от 1 ноября 2002 г. №794 «Об утверждении Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство».
Информация о работе Правовое регулирование вопросов о гражданстве Российской Федерации