Правовое регулирование гражданства в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 15:28, реферат

Краткое описание

Гражданство - один из основных элементов правового статуса лица, определяет принципиальные начала взаимоотношений государства и личности, то общее, главное условие, которое необходимо для распределения на него всего объема прав, свобод и обязанностей, признаваемых за гражданином, а также защита его государством, где бы он ни находился.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Общие положения по гражданству
1.1. Основные принципы гражданства ……………………………………... 5
1.2. Порядок приобретения и прекращения гражданства РФ ………. ……... 8
Глава 2. Гражданство и брак, гражданство детей, опекунов, попечителей и недееспособных лиц
2.1. Гражданство и брак ……………………………………………... 12
2.2. Гражданство детей, опекунов, попечителей и
недееспособных лиц ……………………………………………... 14
Глава 3. Двойное гражданство и многогражданство ……………………... 17
Глава 4. Проблематика правового регулирования гражданства в РФ ….... 21
Заключение ………………………………………………………………….. 25
Список использованной литературы ………………………………………. 27

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. ведется централизованный первичный, региональный и федеральный учет детей, оставшихся без попечения родителей. И полагается представить в суд документ, который подтверждает, что ребенок находится на централизованном учете и что нет возможности передать его в семью российских граждан. Документ представляется органом опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка одновременно со своим заключением по существу дела. Разрешая усыновление, суд исходит из того, что должны быть учтены требования как иностранного закона относительно усыновления (чтобы потом не было проблем у усыновителя и у ребенка), так и Семейного кодекса РФ.

Усыновление российского ребенка может быть произведено и за границей. Но для этого требуется, чтобы ребенок постоянно проживал там. Усыновление производит компетентный орган государства, гражданином которого является усыновитель. Предварительное разрешение на такое усыновление дает орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого ребенок или его родители проживали до выезда за границу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Двойное гражданство и многогражданство

 

Статья 6. Двойное гражданство

1. Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

2. Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации до­пускает для своих граждан право иметь гражданство иностран­ного государства, но в соответствии с федеральным законов или международным договором РФ (статья 63) Равно как и ино­странный гражданин наделен правом иметь одновременно рос­сийское гражданство на основе международного договора Рос­сии с государством, гражданством которого обладает данный гражданин. Закон 2002 года во исполнение конституционных положений определяет двойное гражданство как наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства} иностранного государства.

Правоведы приводят ряд убедительных аргументов в пользу двойного гражданства.

Во-первых, лица, обладающие двойным гражданством, по­лучают возможность безвизового въезда в строну второго граж­данства, а также во все иные страны, с которыми имеются согла­шения о безвизовом въезде с государствами, гражданством ко­торых обладает лицо.

Во-вторых, лица с двойным гражданством имеют более ши­рокие права в сфере предпринимательства и трудоустройства, которые трудно доступны иностранцам.

В-третьих, наличие двойного гражданства в некоторые странах решает проблемы с медицинским обслуживанием и со­циальным обеспечением.

В-четвертых, в некоторых правопорядках вместе с получе­нием гражданство приобретаются и льготы в налогообложении.

О лояльности в случае двойного гражданства пишется следующее: «До недавнего времени в Европе имело место негативное отноше­ние к двойному гражданству. Считалось, что отсутствие исключительной лояльности гражданина в отношении какого-либо одного государства может стать источником различного рода проблем и конфликтов в таких вопросах, как обеспечение дипломатической защиты, прохождение воинской службы, определение гражданства детей и т. д.».

Лояльность вытекает из общей концепции гражданства, предусматри­вающей, что государство в обмен на обязанности, которые оно исполняет по отношению к собственным гражданам, со своей стороны, может рассчиты­вать на определенную лояльность от лиц, которые имеют его гражданство. Если же физическое лицо обладает статусом бипатрида, то можно предпо­ложить, что оно обязано проявлять лояльность уже в отношении двух государств.

Поэтому государства, требующие полной лояльности от своих граждан, будут считать двойное гражданство нежелательным явлением, которое необходимо запретить или предотвратить как принятием внутригосудар­ственных актов, так и заключением соответствующих международных соглашений.

Ученые, являющиеся противниками двойного гражданства, рассматривают государство как всеохваты­вающую структуру, которая распространяется на всех его граждан и которая, по определению, не может терпеть ограничения своего охвата граждан в результате аналогичной претензии со стороны еще одного государства. Несовместимость между этим подходом и двойным гражданством становится особенно очевидной в период напряженности между государствами. Главной причиной несовместимости будет лояльность гражданина, в част­ности воинская обязанность по защите родины во время войны.

Примечательно, что до сих пор большинство многосторонних и дву­сторонних международных соглашений по двойному гражданству создают ряд неопределенностей, в частности оставляя неурегулированными вопросы выполнения воинского долга бипатридами в условиях военного времени. Если оба государства, чьими граж­данствами обладает бипатрид, будут втянуты в вооруженный конфликт, то может сложиться ситуация, при которой военнообязанное лицо с двойным гражданством нарушит обязательства, вытекающие из лояльности, — по крайней мере, в отношении одного из государств своего гражданства, — проигнорировав мобилизационный акт.

Очевидно, что лицо, обладающее правовым статусом бипатрида, не может в полной мере быть лояльным к обоим государствам своего граж­данства. Следовательно, в неурегулированных соответствующими между­народными соглашениями случаях двойного гражданства для бипатрида может возникнуть неразрешимая ситуация, при которой придется выбирать, в отношении, какого из государств своего гражданства следует, прежде всего, исполнить свой долг. Однако при этом бипатрид рискует в лучшем случае утратить свой правовой статус, а в худшем — стать преступником в государ­стве своего второго гражданства.

Лояльность по отношению к двум государствам может не только создавать определенные трудности бипатриду, но являться также потенциальным источником угрозы безопасности в отношении того государства, чьими интересами «пожертвует» лицо с двойным гражданством при возникновении чрезвычайных ситуаций. С этой точки зрения опасность рыхлости националь­ного сообщества, расколов, конфликтов, ослабления сплоченности общества будет, как правило, больше, когда жители являются лицами с двойным гражданством, которые могли бы чувствовать себя более обязанными проявлять лояльность к другой стране, чем, если бы они имели лишь гражданство страны, где они проживают.

С другой стороны за последнее десяти­летие в Европе утвердилось мнение о том, что институт двойного гражданства не предполагает двойную лояльность, а «является эффективным средством повышения уверенности некоренного населения в своем правовом статусе и ведет к более доверительному отношению к стране проживания, способствуя при этом укреплению стабильности в обществе и государстве».

Двойная лояльность, по моему мнению, может быть даже выгодна для государства. Бипатриды могут способствовать улучшению взаимопонимания и ослабления напряженности между государствами, гражданство которых они имеют. Двойное гражданство, по мнению А. И. Сенкевича, «в плане обеспечения прав и свобод предоставляет дополнительные гарантии их реализации и защиты, особенно в отношении: права на жительство в обоих государствах, свободы передвижения по территориям обоих госу­дарств, права на возвращение или реэмиграцию, возможности сохранения единого гражданства в смешанном браке».

Политика ряда государств направлена на поддержание правовой связи с соотечественниками, проживающими за рубежом, путем предоставления им своего гражданства, а также оставления гражданства своим гражданам, натурализующимся в иностранном государстве. Аналогичной политики, за некоторыми исключениями, придерживается и Россия.

Отдельные государства используют двойное гражданство не столько в целях сохранения связи со своими гражданами, эмигрировавшими за границу, сколько для усиления своего влияния в дружественных государ­ствах. При этом государство может извлечь пользу из деятельности и опыта своих сохранивших гражданство соотечественников, которые могли бы в определенной мере считаться посланниками страны своего происхождения.

Работая над вопросами гражданства, нужно отметить проблему употребления различных терминов в российской правовой системе и правовых системах большинства европейских государств. Речь идет о таких понятиях, как двойное и множе­ственное гражданство. В законодательстве большинства европейских государств используется такой термин, как множественное гражданство.

Европейская конвенция о граж­данстве 1997 года оперирует такой же категорией, подразуме­вая под множественным гражданством обладание одним и тем же лицом одновременно гражданством двух и более государств. Если сопоставить определение двойного гражданство в россий­ском законе и определение множественного гражданства, ко­торым оперирует Страсбургская конвенция, то мы не сможем найти различия в содержании определений. Полагаю, что законодатель использовал более узкое понятие (двойное граж­данство), хотя практически Конституция Российской Федерации употребляет аналогичный термин. Если бы в законе использо­вался термин множественное гражданство, то никакого проти­воречия между Конституцией и законом не было бы. Кроме того, общепризнанные принципы и нормы международного право и международные договоры Российской Федерации не запреща­ют лицу обладать только гражданством двух государств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Проблематика правового регулирования гражданства в РФ
 

В Российской Федерации вопросы гражданства в последние годы привлекают особое внимание. Не смотря на бурное и интенсивное развитие гражданства в РФ, возникает ряд проблем по его правовому регулированию. Такие, как:

1.             Важнейшей проблемой на современном этапе является проблема категории лиц, называемых "соотечественниками", т.е. граждан бывшего СССР, принадлежащих к русскому или одному из других основных народов РФ, оказавшихся сейчас на территории других стран, и не признанных в силу местного законодательства гражданами страны проживания. После распада СССР собственное гражданство РФ, существовавшее ранее чисто символически, превратилось в одну из важных характеристик суверенного государства. Миллионы россиян для всего мира теперь стали гражданами РФ как субъекта международного права. Но если для одних граждан бывшего Союза (хотя и составляющих большинство) переход в новое качество произошел автоматически, то перед другими встали серьезные проблемы. Сотням тысяч пришлось оформлять российское гражданство, а то и менять место жительства и переезжать в Россию. К сожалению, положение тех, кто остался за пределами РФ, часто осложнено. Некоторые вынуждены даже отказываться от российского гражданства.

По данным МИД РФ за пределами РФ в настоящее время проживают 25 млн. русских и 4 млн. представителей других коренных народностей РФ. При этом 70 % из них не имеют российского гражданства. В особенности серьезное положение сложилось в Латвии и Эстонии, принявших наиболее дискриминационные законы о гражданстве. На недопустимость подобного положения уже неоднократно указывалось этим странам не только Россией, но и международными организациями, в т.ч. и Советом Европы, однако решения проблемы пока не видно. Между тем законодательство этих стран входит с противоречие со многими нормами международного законодательства, в том числе с Всеобщей Декларацией прав человека, ст. 15 которой гласит: каждый человек имеет право на гражданство. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство.

2.        Для России двойное гражданство является чрезвычайно важным институтом. Это связано с проблемой бывших граждан СССР, ставших гражданами России, которые оказались на территории бывших республик СССР, но не могут по разным причинам, в первую очередь по финансовым, выехать в Россию. Для таких граждан двойное гражданство приобретает большую важность. Однако в настоящее время практически все бывшие республики СССР стали отказываться от двойного гражданства с гражданами СССР. Главной проблемой связанной с двойным гражданством, которая существенно влияет на этот процесс, безусловно, является проблема лояльности. Лояльность бипатридов (лиц, имеющих двойное гражданство), по мнению ряда ученых-международников, является основной неразрешимой на сегодняшний день проблемой, причи­ной, почему те или иные государства стараются запретить или сократить случаи двойного гражданства у своих граждан.

С точки зрения гражданина, к отрицательным сторонами двойного гражданства в некоторых странах следует отнести не­обходимость исполнения обязанности по несению военной службы, ряд ограничений в отношении занятия ряда государ­ственных должностей, возможные проблемы в налоговой облас­ти, связанные с разницей в налоговом законодательстве, а так­же иные проблемы.

3.        Проблемы гражданства возникают и вследствие миграции. С одной стороны, россияне любят путешествовать, многие на продолжительные сроки поселяются в иных государствах, находят там применение своим способностям, частыми стали браки с иностранцами. С другой стороны, к нам прибывают из-за рубежа на жительство или на работу как граждане РФ, так и граждане других стран, многие из которых желают здесь укорениться.

С февраля 1992 г. до начала 1997 г., по официальным данным, более 1,5 млн. человек оформили гражданство РФ. Из них 900 тыс. - за рубежом, в том числе 100 тыс. в дальнем зарубежье, остальные на территории бывшего СССР. Приток людей в Россию усилился по разным причинам: из-за трудного экономического положения во многих странах СНГ, неустроенности, национальных конфликтов, откровенно недоброжелательного в некоторых странах отношения к русским. Хотя и здесь их не ждут с распростертыми объятиями по причине тех же материальных проблем.

Информация о работе Правовое регулирование гражданства в РФ