Правовое регулирование гражданства в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 15:28, реферат

Краткое описание

Гражданство - один из основных элементов правового статуса лица, определяет принципиальные начала взаимоотношений государства и личности, то общее, главное условие, которое необходимо для распределения на него всего объема прав, свобод и обязанностей, признаваемых за гражданином, а также защита его государством, где бы он ни находился.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Общие положения по гражданству
1.1. Основные принципы гражданства ……………………………………... 5
1.2. Порядок приобретения и прекращения гражданства РФ ………. ……... 8
Глава 2. Гражданство и брак, гражданство детей, опекунов, попечителей и недееспособных лиц
2.1. Гражданство и брак ……………………………………………... 12
2.2. Гражданство детей, опекунов, попечителей и
недееспособных лиц ……………………………………………... 14
Глава 3. Двойное гражданство и многогражданство ……………………... 17
Глава 4. Проблематика правового регулирования гражданства в РФ ….... 21
Заключение ………………………………………………………………….. 25
Список использованной литературы ………………………………………. 27

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

 Для нас перестали быть отвлеченными такие понятия, как вынужденные переселенцы, беженцы, иностранные рабочие, иммиграционный контроль и т.п. По сведениям Федеральной миграционной службы, в РФ официально зарегистрировано 640 тыс. беженцев и вынужденных переселенцев, а незарегистрированных еще полмиллиона. 
Пресса утверждает, что последних на самом деле около 3,5 млн.

4.             Важное значение на современном этапе приобретают проблемы гражданства, связанные с государственной безопасностью РФ. Незапланированные формы проявления некоторых политических и экономических процессов на территории РФ способствовали тому, что выезд российских граждан за ее пределы на постоянное место жительства приобрел массовый и устойчивый характер. При этом неоднозначность ряда положений российского законодательства, регламентирующего вопросы населения и порядок изменения оказывает отрицательное воздействие на систему национальной безопасности. Одним из таких проявлений является использование каналов выезда российских граждан на постоянное место жительства иностранными спецслужбами, международными корпорациями, частными фирмами и др., в интересах сбора конфиденциальной информации в политической и других сферах. В силу этого необходимой является разработка способов правового воздействия на процессы внешней миграции с целью защиты национальных интересов.

Другим проявлением является свободный въезд на территорию РФ на постоянное место жительства лиц с преступным прошлым, замешанных в деятельности различных международных террористических организаций с целью скрыться от правосудия своих стран или продолжения своей деятельности на территории РФ. В связи с этим необходима более тщательная проверка всех лиц, пытающихся получить гражданство РФ.

Проблема незаконной миграции возрастает в последнее время по ряду причин: особая специфика нормативно-правового регулирования, динамичная эволюция Российского законодательства, социальные и демографические изменения состава Российского населения. Зачастую, лица незаконно прибывшие на территорию Российской Федерации совершают преступления в целях получения регистрации, и в последующем гражданства Российской Федерации.

5.        Приобретение гражданства РФ по рождению. Согласно ст. 14 Закона ребенок, родители которого на момент его рождения состоят в гражданстве РФ, является гражданином РФ независимо от места рождения. В международном праве и конституционном праве это именуется "принципом крови" - в отличие от "принципа почвы", по которому ребенок может считаться гражданином той страны, на территории которой 
он родился, независимо от того, что оба его родителя являются гражданами другого государства (это правило действует, например, в США). "Принцип крови" наше законодательство трактует в плане государственной принадлежности родителей, а отнюдь не их национальности. Это следует учитывать в связи с тем, что некоторые страны (например, Израиль) готовы считать своими гражданами всех лиц соответствующей национальности независимо от того, где они родились и проживают. Россия не придерживается такого принципа.

В случае разного гражданства родителей, когда один из них на момент рождения ребенка состоит в гражданстве РФ, вопрос о гражданстве ребенка решается так:
  1) если другой родитель - лицо без гражданства, ребенок является гражданином РФ независимо от места рождения; здесь российское гражданство, исходя из интересов ребенка, получает перевес;
  2) если другой родитель имеет иностранное гражданство, вопрос о гражданстве ребенка независимо от места его рождения определяется письменным соглашением родителей. При отсутствии такого соглашения ребенок приобретает гражданство РФ, если он родился на территории РФ либо если иначе он стал бы лицом без гражданства. Родители подают до исполнения ребенку 1 года в органы внутренних дел на территории РФ или в консульское учреждение РФ по месту жительства за границей копию свидетельства о рождении ребенка и письменное соглашение о выборе его гражданства.

 

 

 

 

Заключение

Итак, гражданство - это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:

     установлены общие положения правового регулирования гражданства, как конституционно-правового института;

     выявлены особенности гражданства для лиц вступающих в брак, детей, опекунов, попечителей и недееспособных лиц.

     исследованы основные принципы правового регулирования двойного гражданства.

Трудность понимания такого явления, как гражданство, заключается в том, что оно, такое простое на первый взгляд, на самом деле является сложным и многогранным. Более того, в этом заключается его природа. Гражданство может быть национальным и двойным, федеративным и республиканским, прирожденным и приобретенным. Гражданство может быть почетным. Его можно предоставить, пожаловать, лишить, утратить. Гражданство некоторых стран можно купить. Как правило, гражданство определяется в виде связи индивида с государством, но очевидно, что в то же вре­мя оно представляет собой и определенное состояние общества. Поэтому гражданство следует рассматривать не только как государственный и правовой институт, но и как институт социально-культурный, нравственно-психологический. Юридическая природа гражданства включает в себя и институт права, и правоотношение, и правовое состояние, и субъективное право. Для того, чтобы лицо могло считаться гражданином какого-либо государства, необходимо документальное подтверждение гражданства.

Таким образом, принципы института гражданства можно рассматривать как часть более общей проблемы принципов права в целом. Принципы представляют собой основополагающие идеи, руководящие начала, характеризующие единство и основные тенденции развития правовых норм, регулирующие данную сферу общественных отношений. Они отражают объективно сложившиеся закономерности развития общества, вытекают из содержания политики государства и содержат обобщенную характеристику отрасли права.

Так же хочется подчеркнуть и то, что прекращение гражданства возможно только на основе добровольного волеизъявления (за исключением малолетних детей и недееспособных, которые не обладают свободой воли, а так же в случае решения об отмене гражданства в связи с представлением ложных сведений при его приобретении). Лишение гражданства государственными органами РФ теперь невозможно.

Специальную главу (гл.5) Закон о гражданстве посвящает регулированию гражданства детей при изменении гражданства родителей, при усыновлении, опекунстве, попечительстве, максимально полно учитывая интересы ребенка в возможных жизненных ситуациях. Исходным принципом при этом является стремление обеспечить одинаковое гражданство всех членов семьи, принять во внимание желание детей, могущих по возрасту делать сознательный выбор, исключить состояние безгражданства детей, в возможных случаях сохранить российское гражданство детей в их интересах.

Необходимо отметить и такое достоинство российского Закона, как широкие основания для приобретения гражданства. В этой связи хотелось бы подчеркнуть, что широкий круг оснований позволяет исправить допущенные советской властью в разные годы несправедливости в отношениях многих сотен тысяч российских граждан, составляющих честь и гордость России, и, тем не менее насильственно выдворенных после Октябрьской революции, во время и после Второй мировой войны. Сегодня новый закон открывает возможность сделать свой свободный выбор всем, кто хочет восстановить свое российское гражданство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1. Марышев Н.И. Комментарии к ст. 61 Конституции РФ. // Право и экономика,1994, № 23-24. – с. 10-12.


2. Масевич М.Г. Комментарии к ст. 60 Конституции РФ. // Право и экономика,1994, № 23-24. – с. 6-9.


3. Сукало А.Е. Комментарии к ст. 6 Конституции РФ. // Право и экономика,1994, № 9-10. – с. 5-7.

4. Российское гражданство: Учеб. пособие для вузов./ Под ред. проф. В.Я. Кикотя, Н.М. Смородина. — 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

5. Федеральный Закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 N 62-ФЗ, в ред. От 28.06.2009. СПС: Консультант Плюс.

6. Конституция РФ. Государственные символы России. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2009.- (Кодексы и законы России).

 

7. Авакьян С.А. Гражданство Российской Федерации. – М., 1994.

 

8. Беляев С.С. Юридическая регламентация института экстрадиции (выдачи).// Государство и право. 1998. № 1.

 

9. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. - М., 1997.

 

10. Глущенко П.П. Социально правовая защита конституционных прав и свобод граждан (теория и практика). – СПб., 1998.

 

 

 

 

 

 

 

24

 



Информация о работе Правовое регулирование гражданства в РФ