Правовое регулирование земельного вопроса в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 07:37, контрольная работа

Краткое описание

Земля является уникальным природным ресурсом, обеспечивающим жизнедеятельность человека во всех сферах приложения его творческих сил. Право пользования землей призвано обеспечить основы жизнедеятельности человека и направлено на создание условий для достойной жизни и свободного развития личности в соответствии с провозглашенными в Конституции РФ целями политики Российской Федерации как социального и правового государства.

Вложенные файлы: 1 файл

Контр земельные правоотношения.docx

— 58.94 Кб (Скачать файл)

К числу признаков имущественного комплекса как объекта гражданских прав относятся: наличие совокупности разнородных (реже однородных) вещей (включая обязательно земельные участки), находящихся в едином технологическом процессе их использования; наличие публично-правовых целей и задач, направленных на решение соответствующих вопросов жизнеобеспечения населения. Имущественный комплекс не является вещью (ни сложной, ни недвижимой), поскольку де-факто уже сейчас выступает в качестве отдельного и самостоятельного объекта гражданских прав17.

Нахождение земельного участка в составе имущественного комплекса (например, предприятия или многоквартирного дома) означает подчинение его комплексному правовому режиму такого имущественного комплекса. Это и есть особенность существования земельного участка в составе более сложной конструкции объекта гражданских прав - имущественного комплекса.

Субъекты земельных правоотношений

Субъектами земельных правоотношений выступают носители земельных прав и обязанностей. Совокупность правомочий субъектов земельных отношений, которыми они обладают в соответствии с земельным законодательством, определяет их земельно-правовой статус.

В зависимости от правового статуса участников земельных правоотношений можно выделить следующие категории субъектов.

Особым участником земельных правоотношений является Российская Федерация. Государство как участник земельных правоотношений обладает двумя группами функций. Государство регулирует земельные отношения, прежде всего в качестве органа власти, суверена. К такому виду регулирования относится управленческая деятельность государства, осуществление контроля над использованием и охраной земель, установление санитарных, строительных правил и др. Будучи крупнейшим собственником земли, государство в этом качестве выступает в роли хозяйствующего субъекта, заинтересованного в наиболее производительном и рациональном использовании принадлежащей ему земли.

Органы местного самоуправления выступают в земельных правоотношениях, прежде всего как собственники земельных участков. Кроме того, возможность делегирования им части полномочий государственного управления земельным фондом. Подобное наделение государственными полномочиями негосударственных органов допустимо исключительно посредством федеральных законов.

Физические лица как участники земельных правоотношений должны, прежде всего, отвечать требованиям, установленным гражданским законодательством. Различают особенности участия в земельных правоотношениях физических лиц как граждан и как индивидуальных предпринимателей. Граждане в качестве участников земельных правоотношений наделяются правом использования земельных участков для личных нужд. Так, к личному землепользованию граждан относится садоводство, огородничество, индивидуальное жилищное строительство и др. Индивидуальные предприниматели вправе обладать земельными участками с целью извлечения прибыли.

Юридические лица как участники земельных правоотношений так же, как и физические лица, обязаны отвечать требованиям правосубъектности, установленным гражданским законодательством. Использование земельных участков осуществляется всеми юридическими лицами, за исключением случаев, специально оговоренных законом. Земельным законодательством также устанавливается специальный субъект участия в земельных правоотношениях. Это сельскохозяйственный кооператив, который согласно Федеральному закону «О сельскохозяйственной кооперации» от 8 декабря 1995 г. является специализированным производителем сельскохозяйственной продукции.

Перечисленные субъекты по общему правилу могут совершать любые сделки с землей, включая куплю-продажу. Вместе с тем согласно п. 3 ст. 15 ЗК Президентом РФ определяются перечни территорий (приграничные, а также имеющие особое значение: стратегическое, оборонное, национальное и т.п.), которыми они не могут обладать на праве собственности, в том числе купить или приобрести на иных основаниях в собственность.

Общие права и обязанности участников земельных правоотношений устанавливаются ст. 40 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации.

Субъекты земельных правоотношений как потенциальные носители прав и обязанностей должны обладать свойством, которое общей теорией государства и права определяется как правоспособность, то есть способность лица (физического и юридического) иметь права и нести обязанности.

Кроме того, при рассмотрении данного вопроса возникает понятие дееспособности потенциального субъекта, или способности лица своими действиями приобретать права, создавать для себя обязанности, а также нести ответственность за совершенные правонарушения. По общим правилам, полная дееспособность у участников земельных правоотношений возникает у таковых при достижении возраста 18 лет, для юридических лиц после соответствующей государственной регистрации.

Заключение

Итак, по поводу распределения, использования и охраны земель между органами власти, организациями и частными лицами складываются определенные отношения, которые регулируются нормами земельного права. Тем самым возникают земельные правоотношения.

Земельные правоотношения можно классифицировать на правоотношения:

– общие;

– собственности на землю;

– землепользования;

– государственного земельного управления и контроля;

– в области охраны земель;

– юридической ответственности.

Виды земельных правоотношений:

1) Регулятивные правоотношения  – это совершение участниками  отношений позитивных действий. Возникают на практике земельных  правоотношений.

2) Правоохранительные отношения  – это отклонение участника  земельных отношений от нормы  закона. Возникают по поводу правонарушений, когда возникает необходимость  юридического воздействия на  нарушение земельного законодательства  или есть угроза наступления  правонарушения.

3) Материальные правоотношения  возникают на основании норм  земельного права. Устанавливают  существенные права и обязанности  участников земельных правоотношений.

4) Процессуальные правоотношения  возникают на основании норм  процессуального права (порядок  подачи заявлений, просьб и ходатайств  о предоставлении земли, правила  обжалования решений государственных  органов, процедура рассмотрения  земельных споров).

Как и иным правоотношениям, земельным присуще наличие следующих элементов:

1) субъекты правоотношений, т.е. участники земельных отношений;

2) объект, по поводу которого  возникают правоотношения;

3) содержание земельных  правоотношений, т.е. права и обязанности  их участников, совершающих свои  действия в точном соответствии  с нормами права, преследуя цель, ради которой складываются данные  земельные отношения, при этом  учитываются особенности и субъекта, и объекта данных отношений.

 

 

Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации: принята 12 декабря 1993 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1993 года № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации». // СПС «Консультант Плюс»
  2. Федеральный закон от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ «Земельный кодекс Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). // СПС «Консультант Плюс»
  3. Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). // СПС «Консультант Плюс»
  4. Федеральный закон от 29 декабря 2010 года № 435-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения». // СПС «Консультант Плюс»
  5. Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года № 2287 «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации» // Российская газета. – 1994. - № 2.
  6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 года № 297-р «Основы государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012 - 2017 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 12. - Ст. 1425.
  7. Анисимов, А.П. Имущественный комплекс как объект гражданских прав: вопросы теории и практики / А.П. Анисимов, С.В. Нарушкевич, А.Я. Рыженков // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2011. - № 5. - С. 75 - 83.
  8. Белов, В.А. Имущественные комплексы: Очерк теории и опыт догматической конструкции по российскому гражданскому праву / В.А. Белов. - М., 2004.
  9. Боголюбов, С.А. Земельное законодательство и Концепция развития гражданского законодательства / С.А. Боголюбов // Журнал российского права. - 2010. - № 1.
  10. Бугров, Д.С. Правовой режим земельных участков как недвижимого имущества: дис. ... канд. юрид. наук. / Д.С. Бугров. - Саратов, 2004.
  11. Будникова, Ю.Е. Выкуп земельных участков под приватизированными предприятиями / Ю.Е. Будникова. - М., 2009.
  12. Вахаев, М.Х. Теория и практика регулирования земельных отношений в условиях рынка / М.Х. Вахаев. - СПб., 2006.
  13. Гришаев, С.П. Гражданско-правовой режим земельных участков / С.П. Гришаев // Цивилист. - 2006. - № 4.
  14. Жариков, Ю.Г. Нормы гражданского права в сфере земельных отношений / Ю.Г. Жариков // Журнал российского права. - 2011. - № 11.
  15. Зайков, Д.Е. Настольная книга гражданина по защите земельных прав / Д.Е. Зайков, М.Г. Звягинцев. - М., 2008.
  16. Липски, С.А. Зонирование территорий как механизм обеспечения целевого использования земель / С.А. Липски // Имущественные отношения в Российской Федерации. - 2013. - № 6.
  17. Липски, С.А. О развитии федерального законодательства, регулирующего оборот земель сельскохозяйственного назначения / Липски, С.А. // Аграрное и земельное право. - 2013. - № 2.
  18. Липски, С.А. Правовое регулирование земельного вопроса в современной России / С.А. Липски // Имущественные отношения в Российской Федерации. – 2014. - №5.
  19. Липски, С.А. Правовой механизм государственного регулирования рыночного оборота земель сельскохозяйственного назначения в современной России: особенности формирования, тенденции и перспективы / С.А. Липски // Право и Экономика. - 2011. - № 12.
  20. Липски, С.А. Рациональное использование сельскохозяйственных угодий как важный фактор обеспечения продовольственной безопасности / С.А. Липски // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. - 2013. - № 3.
  21. Петров, В.В. Экологическое право России: учебник для вузов / В.В. Петров. - М., 2005.
  22. Пискунова, М. Делимость земельных участков / М. Пискунова // Бизнес-адвокат. - 2013. - № 10.
  23. Уткин, Б.И. Государственная регистрация прав на земельные участки и сделок с ними / Б.И. Уткин. - М.: Альфа-Пресс, 2005.
  24. Шестакова, О.Г. Правовое регулирование использования и охраны земель городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. / О.Г. Шестакова. - М., 2009.

 

 

 

 

 

 

1 См. например: Липски С.А. О развитии федерального законодательства, регулирующего оборот земель сельскохозяйственного назначения // Аграрное и земельное право. 2013. № 2. С. 81 - 86.

2 Подробнее см.: Липски С.А. Зонирование территорий как механизм обеспечения целевого использования земель // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2013. № 6. С. 59 - 65.

3 Липски С.А. Правовой механизм государственного регулирования рыночного оборота земель сельскохозяйственного назначения в современной России: особенности формирования, тенденции и перспективы // Право и Экономика. 2011. N 12. С. 18 - 24; Волков С.Н. Землеустроительное обеспечение оборота и использования земель сельскохозяйственного назначения // Агропродовольственная политика России. 2012. N 1. С. 60 - 64.

4 Федеральный закон от 29 декабря 2010 года № 435-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения".

5 Боголюбов С.А. Земельное законодательство и Концепция развития гражданского законодательства // Журнал российского права. 2010. № 1. С. 38 - 47; Жариков Ю.Г. Нормы гражданского права в сфере земельных отношений // Журнал российского права. 2011. № 11. С. 33 - 39.

6 Основы государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012 - 2017 годы, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 года N 297-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 12. Ст. 1425.

7 Петров В.В. Экологическое право России: Учебник для вузов. М., 2005. С. 105, 115.

8 Дамбиева Т.В. Возникновение права собственности Российской Федерации на земельные участки: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 13.

9 Вахаев М.Х. Теория и практика регулирования земельных отношений в условиях рынка. СПб., 2006. С. 202; Бугров Д.С. Правовой режим земельных участков как недвижимого имущества: Дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2004. С. 12.

10 Будникова Ю.Е. Выкуп земельных участков под приватизированными предприятиями. М., 2009. С. 39.

11 Гришаев С.П. Гражданско-правовой режим земельных участков // Цивилист. 2006. N 4.

12 См. подробнее: Шестакова О.Г. Правовое регулирование использования и охраны земель городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 7 - 8.

13 Пискунова М. Делимость земельных участков // Бизнес-адвокат. 2013. № 10.

14 Зайков Д.Е., Звягинцев М.Г. Настольная книга гражданина по защите земельных прав. М., 2008. С. 28 - 30.

15 Уткин Б.И. Государственная регистрация прав на земельные участки и сделок с ними. М.: Альфа-Пресс, 2005. С. 24.

16 Белов В.А. Имущественные комплексы: Очерк теории и опыт догматической конструкции по российскому гражданскому праву. М., 2004. С. 73, 105.

17 Анисимов А.П., Нарушкевич С.В., Рыженков А.Я. Имущественный комплекс как объект гражданских прав: вопросы теории и практики // Законы России: опыт, анализ, практика. 2011. № 5. С. 75 - 83.

 

 


Информация о работе Правовое регулирование земельного вопроса в современной России