Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 18:46, курсовая работа
Сегодня каждый третий россиянин, имея доход ниже прожиточного минимума, находится за чертой бедности. Самой представительной группой среди бедного населения являются так называемые «новые бедные», т.е. люди, которые имеют работу, но их зарплата ниже прожиточного минимума. Наиболее социально уязвимые слои населения стали заложниками экономических реформ в стране в связи с низким уровнем пенсионного обеспечения, который не гарантирует даже необходимого физиологического минимума для выживания, ничтожным размером многих пособий и компенсационных выплат, убогим уровнем социального обслуживания.
Введение ……………………………………………………………………..4
Теоретическая часть
Место института и понятия льгот в соц. Обеспечении………………...5
Практическая часть
Правовое регулирование льгот в системе социального обеспечения граждан РФ………………………………………………………………14
2.1. Социальные льготы пенсионерам……………………………………..20
2.2. Социальные льготы малоимущим гражданам РФ…………………...26
Заключение…………………………………………………………………..31
Библиографический список…………………………………
Законом также предусматривается порядок оформления льготных абонементных билетов пенсионерам-садоводам. Им необходимо предоставить три документа: паспорт, пенсионное удостоверение и справку, выданную садоводческим объединением. Расходы перевозчика, связанные с предоставлением мер социальной поддержки по оплате проезда, возмещаются Министерством социальных отношений Челябинской области за счет средств областного бюджета. Пенсионерам и другим гражданам, нуждающимся в социальной помощи, могут также назначаться субсидии и социальные пособия. Субсидия - имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг. Социальное пособие - безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для решения вопроса о признании их малоимущими и об оказании им государственной социальной помощи осуществляется органом социальной защиты населения по месту их жительства либо пребывания, в который поступило письменное заявление гражданина.
Нелишним, в связи со льготами, будет упомянуть и о налоговом вычете. Доходы пенсионеров, как и остальных россиян, подлежат обложению подоходным налогом (налогом на доходы физических лиц) в размере 13%. Но немногие российские пенсионеры знают свои льготы и то, что в течение года можно вернуть себе значительные суммы из совокупной налогооблагаемой базы. Это так называемый «налоговый вычет», т.е. вычитаемая из налогооблагаемой базы сумма, не подлежащая налогообложению.
Итак, пенсионеры РФ имеют право на стандартные налоговые вычеты:
Помимо этого, российские пенсионеры имеют право на социальные вычеты:
Пенсионеры РФ имеют право на профессиональные вычеты:
Каждый, кто желает оформить социальные вычеты должен знать, что за один налоговый период суммы вычетов не может превысить 100 000 руб. Для получения налоговых вычетов, пенсионер может обратиться в налоговую инспекцию по месту жительства или к работодателю (если пенсионер продолжает работать) с заявлением и документами, подтверждающими понесенные расходы. При обращении пенсионера за вычетами в налоговую инспекцию, пенсионер получает налоговый вычет, зачисляемый на счет в банке. В случае обращения работающего пенсионера к работодателю, работодатель уменьшает размер налога, отчисляемого с заработной платы пенсионера.
Российское законодательство предусматривает предоставление помощи семьям, которые по разным причинам находятся в сложном материальном положении. Такая помощь предполагает предоставление льгот и выплату пособий многодетным семьям, одиноким матерям и отцам, семьям, в которых воспитываются дети-инвалиды. Кроме того, на государственную поддержку может претендовать любая семья, если она является малоимущей. Малоимущей считается семья, среднедушевой доход которой ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем регионе. Обязательным условием является тот факт, что в сложное материальное положение такая семья попала по независящим от нее обстоятельствам. Таким образом, из категории малоимущих автоматически исключаются семьи, в которых трудоспособные родители не работают из-за злоупотребления алкоголем, не пытаются найти работу. Вопрос о том, кого именно считать семьей, остается неопределенным, так как четкого понятия семьи в законодательстве нет. Из положений Семейного кодекса РФ (далее - СК РФ) можно сделать однозначный вывод, что к членам семьи относятся супруги, родители и дети, а также усыновители и усыновленные. Таким образом, один родитель, воспитывающий ребенка, или бездетная супружеская пара также считаются семьей и могут претендовать на социальную помощь от государства. Также суды признают семьей бабушек, дедушек и внуков, пасынков (падчериц) и отчимов, мачех, опекунов (попечителей) и подопечных. Аналогичные выводы следуют из Закона о порядке расчета доходов семьи, в котором дополнительно подчеркивается, что указанные лица должны проживать совместно и вести общее хозяйство. Таким образом, даже если брак официально зарегистрирован, но супруги живут раздельно и не ведут совместное хозяйство, они не могут считаться малоимущей семьей. В то же время лица, проживающие совместно, но не зарегистрировавшие брак, не считаются семьей, а значит, не имеют права на господдержку. Таким образом, для получения права на помощь от государства необходимо соответствовать сразу нескольким критериям, одним из которых является уровень дохода семьи. Чтобы определить, является ли семья малоимущей, нужно сравнить среднедушевой доход этой семьи (далее - доход семьи) и установленный в регионе прожиточный минимум.
Уровень прожиточного минимума устанавливается в каждом регионе несколько раз в год. Например, в Москве прожиточный минимум за III квартал 2011 г. составляет 9 188 руб. в месяц. Если в каком-либо из субъектов РФ этот показатель не установлен, то следует ориентироваться на федеральный прожиточный минимум (за III квартал 2011 г. он составил 6 287 руб. в месяц). Для расчета дохода семьи необходимо определить сумму всех денежных и натуральных доходов членов семьи за три месяца, предшествующие обращению за социальной помощью. Правительством РФ утвержден перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода. Учитывается не только заработная плата членов семьи, но и социальные выплаты, пособия, доходы от имущества (например, от сдачи в наем квартиры), авторские вознаграждения, доходы по акциям. Полученную сумму нужно вначале разделить на три (количество расчетных месяцев), а затем на количество членов семьи. Например, если общая сумма доходов семьи из двух человек за три месяца составляет 9 000 руб., то среднедушевой доход такой семьи будет 1 500 руб. (9 000 / 3 месяца / 2 человека). Если полученный результат ниже уровня прожиточного минимума по региону, то семья считается малоимущей. Социальная помощь может выражаться в денежных выплатах (социальные пособия, субсидии и др.) или в натуральной помощи (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и др.). Кроме того, для малоимущих семей предусмотрено право на получение повышенных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, некоторые налоговые льготы, право на бесплатную юридическую помощь.
Следует отметить, что малоимущие семьи не утрачивают прав, присущих всем семьям с детьми. Поэтому они могут рассчитывать на получение единовременных выплат и ежемесячных пособий, связанных с беременностью, рождением и воспитанием детей, средств материнского капитала, а также компенсаций на оплату детских садов. Малоимущие семьи могут получать материальную поддержку как на федеральном, так и на региональном уровне. Региональные меры социальной помощи разнообразны и различаются в зависимости от субъекта РФ, в котором проживает семья. Например, в Москве размеры пособий и единовременных выплат утверждаются каждый год.
На 2012 год соответствующие выплаты установлены Постановлением Правительства Москвы от 01.11.2011 № 514-ПП. Согласно этому документу малообеспеченные семьи в Москве имеют право получать ежемесячное пособие на ребенка, при этом его сумма зависит от возраста ребенка и состава семьи. Максимальное пособие (3 200 руб.) предоставляется на ребенка в возрасте от 1,5 до 3 лет, который воспитывается одиноким родителем в малообеспеченной семье. Поскольку региональные меры социальной помощи касаются только семей, проживающих в соответствующем субъекте РФ, целесообразно рассмотреть подробнее меры господдержки малоимущих семей, оказываемые на федеральном уровне. Жилищный кодекс РФ устанавливает право некоторых категорий граждан на получение помощи государства по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее - жилищные субсидии). Это касается и собственников, и нанимателей жилья. Сегодня максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья составляет 22 процента от дохода семьи. Но для малоимущей семьи часть семейного бюджета, предназначенная для оплаты жилья, должна быть уменьшена. Для этого применяются специальные коэффициенты и формулы расчета. В результате выясняется, каков объем субсидии, предоставляемой такой семье. Жилищная субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев. Малоимущим семьям предоставляется налоговая льгота в отношении тех сумм, которые они получают от государства. В частности, освобождаются от обложения НДФЛ единовременные выплаты (в том числе материальная помощь), которые малоимущие граждане получают в виде сумм адресной социальной помощи, оказываемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и внебюджетных фондов. Следует подчеркнуть, что эта льгота распространяется только на помощь, получаемую в соответствии с программами, которые ежегодно утверждаются соответствующими госорганами (абз. 5 п. 8 ст. 217 НК РФ).
Закон о бесплатной юридической помощи, вступивший в силу в январе 2012 г., предоставляет малоимущим семьям право получать бесплатную помощь профессиональных юристов. Такие семьи могут не только получить устную или письменную консультацию, но и рассчитывать на представление их интересов в суде или других госорганах. Крайне важно и то, что в рамках этого закона профессиональная юридическая консультация может быть дана в том числе по вопросам оказания малоимущим гражданам государственной социальной помощи. Таким образом, эта мера поддержки, предоставляемая в натуральной форме (в виде бесплатных услуг), может способствовать получению других льгот и пособий. Дети из малоимущих семей получают льготы при поступлении в высшие учебные заведения. Они имеют право быть принятыми вне конкурса в государственные и муниципальные вузы. Однако при этом должны быть соблюдены несколько дополнительных условий:
Помимо описанных общих правил существуют специальные нормы, обеспечивающие господдержку особым категориям малоимущих семей - вынужденным переселенцам и беженцам. Вынужденными переселенцами считаются граждане России, покинувшие свое место жительства в связи с преследованиями различного рода. Малообеспеченным гражданам из числа вынужденных переселенцев, в частности, предоставляется компенсация расходов на проезд и провоз багажа от места, где было зарегистрировано их ходатайство о приобретении статуса переселенца, до места временного поселения. Беженцы - это лица, которые также опасаются преследований, однако, в отличие от вынужденных переселенцев, они не являются гражданами России. Пока такой человек не признан беженцем, у него имеется свидетельство о том, что он заявил ходатайство об установлении статуса беженца. Имея такое свидетельство, малоимущие семьи из числа беженцев могут претендовать на получение материальной помощи. В частности, малообеспеченный человек и каждый из членов его семьи, не достигший 18 лет, имеет право на единовременное пособие в размере 150 рублей. Критерием малообеспеченности семьи в обоих случаях является не доход, которого, очевидно, у переселенца или лица, претендующего на статус беженца, пока нет, а состав семьи (например, семья состоит только из пенсионеров и (или) инвалидов, либо это одинокий родитель с ребенком и т.д.). Для получения социальной помощи нужно подать в орган социальной защиты по месту жительства заявление, указав в нем:
Информация о работе Правовое регулирование льгот в системе социального обеспечения граждан РФ