Правовое регулирование отношений в сфере организации и деятельности средств массовой информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 16:24, доклад

Краткое описание

Подход к средствам массовой информации (далее — СМИ) как своеобразным выразителям мнений и инструментам получения и распространения общественно значимых све¬дений нашел свое отражение в Законе Республике Бела¬русь от 13 января 1995 г. № 3515-ХП «О печати и других средствах массовой информации» (далее - Закон о печа¬ти), который развивает и конкретизирует принцип свободы массовой информации. Названный закон является базовым в сфере правового регулирования отношений, возникающих по поводу организации деятельности средств массовой инфор¬мации, их отношений с гражданами и организациями, по¬рядка распространения массовой информации.

Содержание

5.1. Понятие средств массовой информации.
5.2. Организация деятельности средств массовой информации.
5.3. Распространение массовой информации.
5.4. Отношения средств массовой информации с гражданами и орга¬низациями.
5.5. Профессиональный статус журналиста.

Вложенные файлы: 1 файл

Tema_5.docx

— 42.52 Кб (Скачать файл)

Тема 5. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

5.1. Понятие средств массовой информации.

5.2. Организация деятельности средств  массовой информации.

5.3. Распространение массовой информации.

5.4. Отношения средств массовой  информации с гражданами и  организациями.

5.5. Профессиональный статус журналиста.

5.1. Понятие средств  массовой информации

Подход к средствам  массовой информации (далее — СМИ) как своеобразным выразителям мнений и инструментам получения и распространения  общественно значимых сведений нашел свое отражение в Законе Республике Беларусь от 13 января 1995 г. № 3515-ХП «О печати и других средствах массовой информации» (далее - Закон о печати), который развивает и конкретизирует принцип свободы массовой информации. Названный закон является базовым в сфере правового регулирования отношений, возникающих по поводу организации деятельности средств массовой информации, их отношений с гражданами и организациями, порядка распространения массовой информации.

В настоящий момент идет работа над проектом закона «О внесении изменений  и дополнений в Закон Республики Беларусь «О печати и других средствах  массовой информации», которым предполагается изложить закон в новой редакции. Это обусловлено большим количеством изменений, как содержательных, так и в структуре документа. Изменения должны коснуться также и названия закона, которое предполагается изложить следующим образом: «О средствах массовой информации». Такое название более корректно, так как и действующий закон, и законопроект регулируют деятельность всех СМИ, поэтому делать в названии акцент на один из видов СМИ было бы неправильным. Кроме этого, в законопроекте больше внимания уделено электронным СМИ, а также отдельная глава предположительно будет посвящена регулированию деятельности сетевых СМИ (Интернет), чего ранее не было.

Следуя современным тенденциям в нормотворческой деятельности разработчики предлагают закрепить в проекте закона принципы деятельности СМИ. Наряду с такими очевидно положительными принципами, как законность и равенство, в законопроекте предлагается закрепить принцип соблюдения норм профессиональной этики и общечеловеческих норм морали. Более того, разработчики проекта продублировали данную норму в статье, которая устанавливает статус журналиста.

Согласно ст. 1 Закона о  печати под средствам массовой информации понимаются периодические печатные издания, телерадиоорганизации, радио-, теле-, видео-, кинохроникальные программы, другая форма периодического распространения массовой информации.

Из данного определения  следует, что средство массовой информации в его легальной интерпретации  есть ни что иное, как одна из форм распространения информации. Таких  форм может существовать сколь угодно много, но наиболее значимые и известные из них законодатель выделил в отдельный перечень.

Это, прежде всего, периодическое  печатное издание, под которым понимается газета, журнал, брошюра, альманах, бюллетень, другое издание, имеющее постоянное название, порядковый номер и выходящее  в свет не реже одного раза в год, т.е. это своего рода материальный носитель с зафиксированной на нем информацией с определенными реквизитами.

Следующая форма распространения - это радио-, теле-, видео-, кинохроникальная программа, аудиовизуальные сообщения и материалы, имеющие постоянное название и выходящие в свет не реже одного раза в год.

В основу использования средств  массовой информации положен принцип  свободы массовой информации, который  получил правовое закрепление и  развитие в ст. 3 Закона о печати. Согласно названной статье данный принцип  позволяет свободно:

1) осуществлять поиск,  получение, производство и распространение массовой информации;

2) учреждать средства массовой  информации, владеть, пользоваться  и распоряжаться ими;

3) изготавливать, приобретать,  хранить и эксплуатировать технические устройства и оборудование, сырье и материалы, предназначенные для производства и распространения продукции средств массовой информации.

При этом законодатель счел необходимым провозгласить тезис о недопустимости злоупотребления свободой массовой информации. Этот тезис получил развернутое выражение в ст. 5 Закона о печати, которая запрещает использование средств массовой информации в целях:

— совершения уголовно наказуемых деяний;

— раскрытия сведений, составляющих государственную либо иную специально охраняемую законом тайну;

— призыва к захвату  власти, насильственному изменению конституционного строя, нарушению территориальной целостности республики;

— разжигания национальной, расовой, религиозной нетерпимости либо розни;

— пропаганды войны и агрессии;

— распространения порнографической продукции;

— посягательства на нравственность, честь и достоинство граждан;

— распространения сведений, порочащих честь и достоинство Президента Республики Беларусь, руководителей государственных органов, статус которых установлен Конституцией Республики Беларусь.

Важнейшей гарантией свободы  массовой информации выступает законодательно установленное правило о недопустимости цензуры массовой информации. Согласно ст. 4 Закона о печати цензура массовой информации — требование от редакции со стороны государственных органов, организаций, учреждений, общественных объединений, их должностных лиц предварительно согласовывать сообщения и материалы, а также требование снять с печати тот либо другой материал или сообщение - не допускается.

Не допускается создание и финансирование организаций, учреждений, органов либо должностей, в задачи или функции которых входит осуществление цензуры массовой информации.

5.2. Организация деятельности  средств массовой информации

Деятельность средств  массовой информации осуществляется после приобретения ими соответствующего правового статуса.

Прежде чем начать деятельность по распространению своей продукции, средство массовой информации согласно Закону о печати должно пройти стадии учреждения и регистрации, а в необходимых случаях и процедуру лицензирования.

Учреждение средства массовой информации является первой стадией  его формирования и легитимации. Правом на учреждение средств массовой информации согласно ст. 8 Закона о печати обладают граждане, группа граждан, политическая партия, иное общественное объединение, предприятие, учреждение, организация, государственный орган.

Не может выступать  в качестве учредителя:

1) гражданин, не достигший  18 лет, либо отбывающий наказание  в местах лишения свободы по  приговору суда, либо признанный  судом недееспособным;

2) политическая партия, общественное  объединение, деятельность которых  запрещена по закону;

3) гражданин другого государства  или лицо без гражданства, не проживающее постоянно в Республике Беларусь;

4) физическое или юридическое  лицо, ранее выступавшее в качестве учредителя средства массовой информации, деятельность которого запрещена, — в течение 2 лет со дня вступления в законную силу решения суда о прекращении деятельности средства массовой информации.

Статус учредителя определен  в ст. 19 Закона о печати путем закрепления  за ним ряда специальных полномочий, пределы которых жестко ограничены нормой, запрещающей учредителю вмешиваться в деятельность средства массовой информации за исключением случаев, предусмотренных Законом о печати, уставом редакции, договором между учредителем и редакцией. Так, учредитель вправе обязать редакцию поместить бесплатно и в указанный срок сообщение или материал от своего имени.

Учредитель наделен правом утверждать устав редакции и заключать  договор с редакцией средства массовой информации. Учредитель вправе выступать в качестве редакции, издателя, распространителя, собственника имущества.

Второй стадией жизненного цикла средства массовой информации выступает его регистрация. Процедура регистрации определена в ст.ст. 9—17 Закона о печати. Сразу следует сделать оговорку об относительной независимости процедур регистрации средства массовой информации' и регистрации редакции как юридического лица.

Процедура регистрации начинается с момента подачи заявления о регистрации. Указанное заявление подлежит подаче в один из регистрирующих органов.

Требования к содержанию и форме заявления о регистрации определены в ст. 10 Закона о печати, в частности, должны быть указаны:

— учредитель;

— название и вид средства массовой информации;

— язык;

— адрес редакции;

— форма периодического распространения;

— предполагаемая территория распространения;

— примерная тематика или  специализация;

— источники финансирования;

— сведения о том, является ли заявитель учредителем, главным  редактором, издателем и распространителем  других средств массовой информации;

— периодичность издания.

К заявлению прилагаются  устав редакции, решение о ее создании, документы об уплате регистрационного сбора и о согласовании размещения данного средства массовой информации с соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами.

Предъявления иных требований при регистрации средства массовой информации запрещается.

Отказ в регистрации средства массовой информации возможен только по исчерпывающему перечню оснований, содержащемуся в ст. 13 Закона о печати. К числу таких оснований отказа отнесены следующие:

1) заявление подано от  имени гражданина, группы граждан, политических партий либо иного общественного объединения, не обладающих правом на учреждение средства массовой информации;

2) указанные в заявлении  сведения не соответствуют действительности;

3) название, примерная тематика  или специализация средства массовой  информации противоречит требованиям Закона о печати;

4) государственным органом  ранее зарегистрировано средство массовой информации с таким же названием;

5) заявление подано до  истечения 2 лет со дня вступления  в законную силу решения о  прекращении деятельности средства  массовой информации.

Извещение об отказе в регистрации  направляется заявителю в письменной форме с указанием оснований отказа.

Средство массовой информации считается зарегистрированным со дня выдачи свидетельства о регистрации. Факт выдачи свидетельства о регистрации влечет ряд юридических последствий:

1) редакция средства массовой  информации может начинать свою деятельность;

2) со дня выдачи свидетельства  о регистрации учредитель в течении одного года сохраняет за собой право приступить к производству продукции средства массовой информации;

3) налагается запрет на  повторную регистрацию средства массовой информации в том же или ином органе.

Свидетельство о регистрации  средства массовой информации может быть признано недействительным исключительно судом в порядке гражданского судопроизводства по заявлению регистрирующего органа. Основания признания свидетельства о регистрации недействительным исчерпывающим образом определены в ст. 15 Закона о печати. К ним отнесены случаи, когда:

1) свидетельство получено  обманным путем;

2) имела место повторная  регистрация данного средства массовой информации.

Деятельность средства массовой информации может быть прекращена только по решению учредителя или судом  в порядке гражданского судопроизводства по иску регистрирующего органа либо прокуратуры.

5.3. Распространение  массовой информации

Распространение массовой информации законодатель связывает с распространением продукции средства массовой информации. Согласно ст. 1 Закона о печати под распространением продукции средства массовой информации понимается продажа, подписка, доставка, раздача периодических печатных изданий, аудио- либо видеозаписей программ, трансляция и ретрансляция радио-, телепрограмм, демонстрация кинохроникальных программ.

Распространение считается  коммерческим, если за него взимается  плата. Продукция, предназначенная  для некоммерческого распространения, должна иметь пометку «Бесплатно».

Розничная продажа, в том  числе с рук, тиража периодических печатных изданий не подлежит ограничениям, за исключение случаев, предусмотренных Законом о печати.

Наиболее обширный перечень требований определен законодательством  в отношении распространения  периодических печатных изданий. Это прежде всего требования, касающиеся выходных данных, тиража, обязательных экземпляров печатных изданий.

Под выходными данными  понимается перечень установленных законом обязательных сведений, которые должен содержать каждый выпуск периодического печатного издания:

1) название издания;

2) учредитель;

3) имя и фамилия редактора  либо его заместителя;

4) порядковый номер выпуска  и дата его выхода в свет, а для газет — также время  подписания в печать;

5) цена номера;

6) тираж;

7) индекс;

8) полные адреса типографии  и редакции;

9) регистрационный номер.

Требования к обязательным экземплярам периодических печатных изданий определены в ст. 27 Закона о печати, а именно, обязательные бесплатные экземпляры периодических печатных изданий сразу после напечатания рассылаются учредителю, регистрирующему органу, Национальной книжной палате Беларуси, Национальной библиотеке Беларуси, библиотеке Академии наук Беларуси им. Я. Коласа и Президентской библиотеке Республики Беларусь.

Ряд других требований сформулированы законодательством в отношении иных, чем периодические печатные издания, форм распространения информации. Так, каждая копия аудио-, видео- или кинохроникальной программы должна содержать в качестве выходных данных следующие сведения:

1) название программы;

2) дату выхода в свет  и номер выпуска;

3) фамилию, инициалы главного  редактора;

Информация о работе Правовое регулирование отношений в сфере организации и деятельности средств массовой информации