Правовое регулирование отношений в сфере организации и деятельности средств массовой информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 16:24, доклад

Краткое описание

Подход к средствам массовой информации (далее — СМИ) как своеобразным выразителям мнений и инструментам получения и распространения общественно значимых све¬дений нашел свое отражение в Законе Республике Бела¬русь от 13 января 1995 г. № 3515-ХП «О печати и других средствах массовой информации» (далее - Закон о печа¬ти), который развивает и конкретизирует принцип свободы массовой информации. Названный закон является базовым в сфере правового регулирования отношений, возникающих по поводу организации деятельности средств массовой инфор¬мации, их отношений с гражданами и организациями, по¬рядка распространения массовой информации.

Содержание

5.1. Понятие средств массовой информации.
5.2. Организация деятельности средств массовой информации.
5.3. Распространение массовой информации.
5.4. Отношения средств массовой информации с гражданами и орга¬низациями.
5.5. Профессиональный статус журналиста.

Вложенные файлы: 1 файл

Tema_5.docx

— 42.52 Кб (Скачать файл)

4) тираж;

5) редакцию и ее адрес;

6) цену, либо пометку «Свободная  цена», либо пометку «Бесплатно».

Под средством массовой информации, специализирующемся на сообщениях и материалах эротического характера, понимается периодическое издание либо программы, полностью или систематически эксплуатирующие интерес к сексу.

Распространение выпусков специализированных радио-и телепрограмм эротического характера без кодированного  сигнала не допускается.

Розничная продажа средств  массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах эротического характера, допускается только в непрозрачных упаковках и в специально предназначенных для этого помещениях.

5.4. Отношения средств  массовой информации с гражданами  и организациями

Отношения средств массовой информации с гражданами строятся на основе предписаний, содержащихся в  гл. IV Закона о печати. В числе этих предписаний законодательство устанавливает права и обязанности редакции, которые они имеют в рамках взаимных отношений с гражданами и организациями по поводу получения информации, запроса и предоставления информации, опровержения не соответствующих действительности сведений, конфиденциальной информации, авторских произведений и писем.

Важнейшим правом редакции является ее право запрашивать информацию о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений и должностных лиц. Допускается устный и письменный запрос. Предоставлять запрашиваемую редакцией информацию обязаны руководители органов и организаций, их заместители, работники пресс-служб либо уполномоченные на это лица. Отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен по основаниям, установленным в ст. 33 Закона о печати, а именно по основаниям наличия в запрашиваемой информации сведений, составляющих государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну. Отказ оформляется уведомлением, которое вручается представителю редакции не позднее, чем в 10-дневный срок со дня получения письменного запроса.

Редакция обязана:

1) сохранять в тайне  источник информации и не вправе  называть лицо, предоставившее сведения  с условием неразглашения его имени, за исключением случая, когда соответствующие требования поступили от суда в связи с находящимся в его производстве делом;

2) соблюдать права на  используемые произведения, включая авторские права, издательские права, иные права на объекты интеллектуальной собственности.

Правам и обязанностям редакций корреспондируют взаимные права и обязанности граждан  и организаций.

Важнейшим правом граждан  является право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц, которые предоставляют указанные сведения средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочной и статистических материалов и в иных формах.

В соответствии со ст. 36 Закона о печати гражданин либо его законный представитель, организация или  учреждение, предприятие, государственный орган имеют право требовать от редакции средства массовой информации опровержения опубликованных сведений, если те не соответствуют действительности или унижают их честь и достоинство. Причем редакция должна доказать, что распространенные сведения соответствуют действительности. В противном случае она будет просто обязана опубликовать опровержение, поправку либо уточнение. Если же редакция докажет правдивость информации, содержащейся в публикации, то даже порочащий характер не будет основанием для публикации опровержения. Опровержение должно содержать информацию о том, какие именно сведения не соответствуют действительности, когда и как они были опубликованы данным средством массовой информации. Гражданин, организация или учреждение, предприятие, государственный орган, в отношении которых в средстве массовой информации опубликованы сведения, не соответствующие действительности или ущемляющие их права и законные интересы, имеют право на публикацию своего ответа в том же средстве массовой информации. Закон о печати содержит и такие понятия, как поправка и уточнение, не раскрывая, правда, их содержания и случаи применения.

Периодическое печатное издание  обязано напечатать опровержение или ответ в специально существующей рубрике либо на том же месте полосы, что и опровергаемые сообщение либо материал, в том же объеме и тем же шрифтом.

Таким образом, достигается  принцип восстановления репутации  в глазах того же круга лиц, которые  ознакомились с лживыми и порочащими измышлениями. Для достижения этой же цели детализируются сроки опубликования опровержений различными СМИ. Законом о печати предусматривается возможность отказа в публикации опровержения или ответа. Редакция вправе отказать в публикации опровержения либо публикации ответа в следующих случаях:

— если это нарушит принцип  свободы массовой информации или противоречит вступившему в законную силу решению суда, или является анонимным, или ранее опровергнутым;

— если спорные сообщения  присутствовали в обязательных (официальных) сообщениях;

— были получены от информационных агентств или получены в ответ на запрос, или содержались в материалах пресс-служб государственных органов, организаций, учреждений, предприятий, органов общественных объединений; или же если они являются дословным воспроизведением каких-либо выступлений, сообщений или текстов.

К вопросу о защите деловой  репутации необходимо также сказать  о положении Закона Республики Беларусь от 18 февраля 1997 г. № 19-3 «О рекламе». Статья 20 данного Закона обязывает виновного при обнаружении нарушения законодательства Республики Беларусь о рекламе осуществить контррекламу, т.е. опубликовать своеобразное опровержение информации, которая нанесла вред деловой репутации потерпевшего. При этом нарушитель несет расходы по опровержению рекламы в полном объеме. Требования к порядку опубликования и содержанию контррекламы сходны с обычным опровержением, о котором говорилось выше.

Если информация была передана по радио или телевидению, опровержение передается в то же время суток и в той же передаче, что и опровергаемые сообщения либо материал.

Опровержение должно быть опубликовано:

1) в средствах массовой  информации, выходящих в свет  не реже одного раза в неделю, — не позднее 10 дней со дня  поступления требования об опровержении  или его текста;

2) в других средствах  массовой информации - в очередном выпуске.

Если отказано в опровержении, то заинтересованная сторона может  обратиться в суд.

Гражданин или организация, в отношении которых в средстве массовой информации распространены сведения, не соответствующие действительности, имеют право на ответ в том же средстве массовой информации.

5.5. Профессиональный  статус журналиста

Главой V Закона о печати устанавливается  профессиональный статус журналиста, под которым понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором и подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию.

Профессиональный статус журналиста предполагает наличие у него ряда прав, предоставленных ему по закону, а также возложенных законом обязанностей.

Журналист имеет право:

1) собирать, запрашивать,  получать и распространять информацию;

2) обращаться в государственные  органы и организации, предприятия  и учреждения, органы общественных  объединений либо их пресс-службы;

3) присутствовать в районах  стихийных бедствий, аварий и  катастроф, военных действий, местностях, где объявлено чрезвычайное положение,  на митингах и демонстрациях,  на месте других общественно  важных событий и передавать оттуда информацию;

4) получать доступ к  документам и материалам, за исключением тех, которые содержат сведения, составляющие государственную, коммерческую либо иную специально охраняемую законом тайну;

5) копировать, публиковать  либо воспроизводить иным способом  документы и материалы;

6) делать записи, в том  числе с использованием средств  аудиовизуальной техники, кино- и  фотосъемок, за исключением случаев, предусмотренных законом;

7) обращаться к специалистам  при проверке фактов и обстоятельств в связи с поступившими материалами;

8) высказывать свои личные  мнения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью;

9) снять свою подпись  под материалом либо сам материал, содержание которого, по его мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки;

10) распространять подготовленные  им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом либо без подписи, оговаривать в случае необходимости сохранение тайны авторства;

11) на установку квартирного  телефона в течение года со  дня подачи заявления;

12) на внеочередное приобретение  проездных документов на все виды транспорта и размещение в гостинице, если он находится в служебной командировке.

Журналист пользуется также  иными правами, вытекающими из настоящего Закона и других актов законодательства Республики Беларусь.

Журналист обязан:

1) соблюдать требования  устава редакции;

2) проверять достоверность  полученных им сведений;

3) представлять для публикации  объективную информацию;

4) указывать по желанию  лиц, представляющих информацию, их авторство;

5) сохранять конфиденциальность  информации и ее источники;

6) получать согласие (за  исключением случаев, если это  необходимо для защиты общественных  интересов) на распространение  в средстве массовой информации  сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина либо его законного представителя;

7) при получении информации  от граждан и должностных лиц сообщать им о проведении аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемок;

8) отказаться от данного  ему редакцией (редактором, главным  редактором) задания, если оно  либо его выполнение связаны с нарушением законодательства.

Журналист исполняет также  иные обязанности, вытекающие из Закона о печати и других актов законодательства Республики Беларусь.

Гарантии социальной защиты журналиста. В случае гибели при осуществлении служебной деятельности журналиста — сотрудника средства массовой информации, одним из учредителей которого являются государственные органы, семье погибшего либо его иждивенцам выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания погибшего из средств соответствующего бюджета, а при причинении журналисту менее тяжких, тяжких телесных повреждений ему выплачиваются единовременное пособие в размере трехлетнего денежного содержания, а также разница между размерами его должностного оклада и пенсии в случае ее установления на период ее выплаты.

 


Информация о работе Правовое регулирование отношений в сфере организации и деятельности средств массовой информации