Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 18:48, реферат
Цель работы обусловливает следующие ее задачи:
Проанализировать основные источники правового регулирования международной торговли телекоммуникационными услугами - международные соглашения, а также внутреннее законодательство отдельных государств, обычаи делового оборота, судебные прецеденты (в тех странах, где они официально признаются источниками права), посвященные торговле телекоммуникационными услугами.
Выявить основные проблемы, связанные с практическим применением источников правового регулирования международной торговли телекоммуникационными услугами, определить возможные направления решения этих проблем.
Введение………………………………………………………………………..….…3
Глава 1 Особенности телекоммуникационных услуг как объекта торговли на внутренних и внешних рынках……………………………………………………5
Заключение……………………………………………………….………..………..18
Список литературы……………………………………………….……...………..20
Телекоммуникационная услуга (услуга
телекоммуникации, услуга
электросвязи) - это деятельность одного
лица по заказу другого лица,
заключающаяся в приеме, обработке, передаче
и доставке сообщений
проводной и беспроводной связи. Рынок
телекоммуникационных услуг
является одним из крупнейших сегментов
мирового рынка. По оценкам
Всемирной торговой организации (ВТО),
по величине оборота он уступает
только финансовому рынку. Число участников
международной торговли
телекоммуникационными услугами постоянно
растет, с развитием
информационных технологий появляются
новые виды телекоммуникационных услуг,
возрастает значение телекоммуникаций
как связующего звена между всеми отраслями
мирового хозяйства. Все эти обстоятельства
обусловили необходимость формирования
эффективной правовой базы для функционирования
мирового телекоммуникационного рынка.
Из сказанного можно сформулировать основную цель настоящего исследования: определить актуальные проблемы правового регулирования международной торговли услугами телекоммуникации, в том числе развития законодательства РФ, регулирующего внешнюю торговлю телекоммуникационными услугами, и указать возможные пути его совершенствования.
Цель работы обусловливает следующие ее задачи:
Научная новизна представленной работы определяется самой ее темой. Телекоммуникационные услуги связаны с новейшими достижениями науки и техники и играют одну из важнейших ролей в мировом хозяйственном обороте, однако проблемы их правового регулирования недостаточно теоретически исследованы.
После предварительных замечаний, сделанных в параграфе 1.1, можно перейти к определению телекоммуникационной услуги как объекта торговли вообще и как объекта международной торговли в частности.
Телекоммуникационным услугам присущи все родовые признаки услуги. А именно, услуги телекоммуникации представляют собой деятельность одних физических или юридических лиц по заказу других лиц и несут значимые последствия для заказчика (заказчик получает возможность свободного обмена информацией с любыми лицами). Телекоммуникационные услуги как объект торговли возмездны. Соответственно, для правового регулирования торговли телекоммуникационными услугами, если специально не предусмотрено иное, могут быть применимы нормы, регулирующие торговлю услугами в целом: например, нормы о возмездном оказании услуг (глава 39 ГК РФ). Помимо родовых признаков услуги, телекоммуникационные услуги как вид услуг имеют определенную специфику.
Непосредственными участниками правоотношений по поводу оказания телекоммуникационных услуг являются: в качестве заказчика — пользователь услуг (абонент); в качестве исполнителя — поставщик услуг (оператор связи; в зарубежной терминологии — провайдер). Взаимодействие между абонентом и оператором осуществляется на основе договора между ними, согласно которому оператор берет на себя обязательство оказывать пользователю телекоммуникационные услуги оговоренного вида и надлежащего качества, а основной обязанностью пользователя при этом является своевременная оплата оператору вознаграждения за оказанные услуги. Ю.М. Батурин (доктор юридических наук, профессор, один из ведущих экспертов Центра «Право и СМИ» - некоммерческой организации (ассоциации), членами которой являются специалисты в области правового регулирования информационного обмена, в том числе предоставления телекоммуникационных услуг) выделяет следующие виды телекоммуникационных услуг с точки зрения необходимости для функционирования хозяйства по мере их выхода на рынок:
1. Экстренные системы оповещения.
2. Телеграф.
3. Проводная телефонная связь.
4. Радио.
5. Эфирное телевидение.
6. Кабельное телевидение, спутниковая связь.
7. Мобильная (беспроводная) телефонная связь.
8. Средства глобальных информационных сетей (например, сети
Интернет).
9. Интеллектуальные услуги связи (видеоконференции и т.п.) .
Данную классификацию телекоммуникационных услуг можно назвать обобщенной, поскольку она составлена на основе Классификатора услуг, подготовленного ВТО на базе Единого классификатора ООН. Согласно классификации ВТО, услуги связи по разнообразию занимают третье место, уступая только «деловым» услугам (юридическим, информационным, консалтинговым, аудиторским и т.п.) и транспортным услугам. Согласно Классификатору услуг, всего насчитывается более 20 видов услуг связи, большинство из которых являются телекоммуникационными (фактически, телекоммуникационные услуги — это все услуги связи, кроме почтовых услуг)25.
Особенностью телекоммуникационных услуг, отличающих их от прочих видов услуг, является предмет, по поводу которого возникают отношения - связь. Для определения термина «связь» обратимся к Большому энциклопедическому словарю. Согласно БЭС, связь - это «передача и прием информации с помощью различных технических средств» . Из приведенного выше определения услуги телекоммуникации следует, что телекоммуникационные услуги являются разновидностью услуг связи. Поскольку п. 2 ст. 779 ГК РФ относит договор об оказании услуг связи к договорам о возмездном оказании услуг (то есть об оказании услуг, имеющих нематериальный результат), можно сделать вывод, что услуги телекоммуникации могут быть признаны услугами, имеющими нематериальный результат и, соответственно, к ним применимы нормы, регулирующие оказание услуг, имеющих нематериальный результат.
Другой отличительной особенностью телекоммуникационных услуг является применение при их оказании специальных технических средств — электронных средств обмена информацией (таких, как оптический кабель, различные электронные аппараты и т.п.). Это к тому же отличает телекоммуникационные услуги от другого вида услуг связи - почтовых услуг, хотя в последнее время все большее распространение получает так называемая «электронная почта», т.е. система обмена корреспонденцией при помощи электронных средств связи. В силу сложности устройства этих средств большинство стран мира признает необходимость их сертификации, что находит отражение в законодательстве о связи этих стран. Так, закон Франции «О телекоммуникациях» предусматривает, что оборудование, используемое в сфере телекоммуникаций в масштабах всей страны, должно быть протестировано и сертифицировано уполномоченными
Большой Энциклопедический словарь, http://dictionnrics.rin.ni. государственными органами перед его вводом в эксплуатацию (ст. L.34-9). Сертификация телекоммуникационного оборудования обеспечивает безопасность применения оборудования и его совместимость с другими действующими электронными системами, что в целом влияет на качество оказания телекоммуникационных услуг.
Особенностью телекоммуникаций как вида услуг является также использование для их оказания ограниченных национальных ресурсов. К таким ресурсам относится радиочастотный спектр. Под радиочастотным спектром, согласно Федеральному закону от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи», понимается совокупность радиочастот в установленных Международным союзом электросвязи пределах, которые могут быть использованы для функционирования радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств (ст.2). Ограниченность ресурсов для оказания телекоммуникационных услуг, а также высокая технологичность телекоммуникационной отрасли вызывают необходимость государственного вмешательства в сферу телекоммуникаций. Это проявляется, в частности, в том, что, несмотря на существующую тенденцию к формированию единого свободного мирового информационного пространства, ряд государств (например, Франция) настаивают не просто на сохранении, а даже на усилении государственного вмешательства в деятельность рынка телекоммуникаций.
Однако контролировать национальный рынок телекоммуникационных услуг государство может только учитывая, что одной из важнейших его функций является охрана правопорядка, что предполагает обеспечение соблюдения общепризнанных прав и свобод человека. Об этом пишут многие ученые-теоретики государства и права (B.C. Нерсесянц, С.С. Алексеев, А.Б.Венгеров, М.Н. Марченко и другие). Ученые выделяют в самостоятельную функцию государства функцию защиты прав и свобод человека27. Правовое регулирование телекоммуникаций должно осуществляться с соблюдением основополагающих прав и свобод человека. Это предопределяет границы права человека на свободу информационного обмена.
Всеобщая декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 г., называет одним из основополагающих прав человека «право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ» (ст. 19).
Принципы Декларации получили закрепление и развитие в Международном пакте о гражданских и политических правах (1966), Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966) и многих других международных и национальных актах. Во многих из них говорится о праве человека иметь собственное мнение, а также праве «на свободное выражение своего мнения. Это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи» (см., например, ст. 19 Пакта о гражданских и политических правах).
Сходные определения содержатся в нормативных актах Совета Европы (в 1950 году членами Совета Европы была принята Конвенция о защите прав человека и основных свобод), а также в конституциях большинства стран мира. Конституция РФ гласит: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом» (п. 4 ст. 29). Данное положение почти дословно повторяет формулировку ст. 19 Всеобщей декларации прав человека и ст. 19 Пакта о гражданских и политических правах.
Для выявления наиболее значимых тенденций в развитии внутреннего законодательства зарубежных стран о международной торговле телекоммуникационными услугами, следует проанализировать основные положения как законодательства развитых стран (Франции, ФРГ, США, Великобритании), так и законодательства стран, недавно ставших активными участниками международной торговли телекоммуникационными услугами.
Во Франции в настоящий момент действует Закон о телекоммуникациях № 96-659 от 26 июля 1996 г. В силу особенностей французского законодательства, основной ролью данного Закона является внесение изменений в действующий Почтовый и Телекоммуникационный Кодекс. Закон о телекоммуникациях дает определение телекоммуникационной услуги как услуги, представляющей собой передачу данных с использованием средств телекоммуникации»50. Статья 2 Закона устанавливает правила предоставления телекоммуникационных услуг, основными из которых являются свобода телекоммуникационного рынка, гарантии безопасности и высокого качества предоставляемых услуг.
Функции государственного регулирования рынка телекоммуникаций при этом возлагаются на Министерство почт и телекоммуникаций и подчиненные ему специальные органы. Согласно статье 3 Закона, Министерство почт и телекоммуникаций осуществляет регулирование торговли телекоммуникационными услугами путем выдачи юридическим лицам (операторам) лицензий на предоставление телекоммуникационных услуг. В соответствии со статьей 6 Закона, лицензия операторам телекоммуникаций выдается на пятнадцать лет. Закон регламентирует порядок выдачи лицензий на предоставление телекоммуникационных услуг, описывая пошаговую схему действий оператора, решившего получить лицензию, а также наличие единого срока действия лицензий на предоставление любых телекоммуникационных услуг. Это в значительной степени облегчает задачу, стоящую перед оператором при первоначальном получении лицензии.
Информация о работе Правовое регулирование телекоммуникационных услуг