Правовое регулирование телекоммуникационных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 18:48, реферат

Краткое описание

Цель работы обусловливает следующие ее задачи:
Проанализировать основные источники правового регулирования международной торговли телекоммуникационными услугами - международные соглашения, а также внутреннее законодательство отдельных государств, обычаи делового оборота, судебные прецеденты (в тех странах, где они официально признаются источниками права), посвященные торговле телекоммуникационными услугами.
Выявить основные проблемы, связанные с практическим применением источников правового регулирования международной торговли телекоммуникационными услугами, определить возможные направления решения этих проблем.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….…3
Глава 1 Особенности телекоммуникационных услуг как объекта торговли на внутренних и внешних рынках……………………………………………………5

Заключение……………………………………………………….………..………..18
Список литературы……………………………………………….……...………..20

Вложенные файлы: 1 файл

Osnovy_inf_prava.docx

— 41.23 Кб (Скачать файл)

Министерство почт и телекоммуникаций также отвечает за распределение между операторами частотного ресурса для передачи информации и регулярный контроль за осуществлением операторами своей деятельности по торговле телекоммуникационными услугами.

Значительное место в Законе о телекоммуникациях отводится вопросам подготовки кадров для работы в уполномоченных государственных органах (статья 22), функцией которых является регулирование рынка телекоммуникаций; создаются специальные профильные учебные заведения, готовящие специалистов в области правового регулирования телекоммуникаций, выпускники таких учебных заведений проходят аттестацию в установленном законом порядке и только после итоговой аттестации допускаются к работе в уполномоченных органах государственного регулирования торговли телекоммуникационными услугами. На взгляд диссертанта, эта мера может положительно сказаться на профессиональном уровне служащих государственных органов, отвечающих за регулирование рынка телекоммуникаций. Следовательно, физические и юридические лица - участники торговли телекоммуникационными услугами получат дополнительную гарантию компетентного рассмотрения споров в области оказания телекоммуникационных услуг на территории Франции.

Следует отметить, что Франция является одной из стран, не принявших в полном объеме Приложение по телекоммуникациям к ГАТС, в частности, возражающих против предоставления национального режима иностранным операторам, выходящим на национальный рынок услуг связи. Статья 6 Закона о телекоммуникациях говорит, что любому физическому лицу — гражданину иностранного государства, а также юридическому лицу, учрежденному за рубежом или имеющего определенную долю иностранного капитала (более 20%), не гарантируется выдача лицензии на использование частотного ресурса. Иными словами, вопрос о выдаче лицензии иностранным субъектам решается индивидуально с каждым лицом, желающим получить лицензию. Указанная процедура занимает продолжительный период времени, а также предоставляет регулирующим органам широкое поле для злоупотреблений своими полномочиями. Таким образом, на сегодняшний день нельзя говорить о завершенной фактической либерализации французского рынка телекоммуникационных услуг для иностранных операторов.

Законодательство ФРГ регламентирует торговлю телекоммуникационными услугами через целый ряд нормативных актов, основными из которых являются Федеральный закон о телекоммуникации (ЗТК) от 25 июля 1996 г. в редакции от 17 декабря 1997 г. и Федеральный закон об информационных и коммуникационных услугах (ЗИКУ) от 1 августа 1997г.

Цель Закона о телекоммуникациях определена как «содействие свободной конкуренции на телекоммуникационном рынке с помощью регулирования в области телекоммуникации и обеспечения соответствующих всеобъемлющих и достаточных услуг, а также определения порядка использования частоты»51. Согласно этому Закону, регулирование телекоммуникации и порядка предоставления частот относится к компетенции государства. Основными целями государственного регулирования телекоммуникационного рынка, в соответствии с параграфом 2 Закона, признаются соблюдение интересов пользователей услуг, обеспечение добросовестной конкуренции на рынке телекоммуникационных услуг, универсальный характер услуг (в том числе и доступность их наименее имущим слоям населения), обеспечение высокого качества предоставляемых услуг, защита интересов национальной и общественной безопасности.

Закон также устанавливает порядок выдачи и отзыва лицензии на оказание телекоммуникационных услуг (параграфы 6-16). Вид и срок выдачи лицензии при этом зависит от характера оказываемых услуг (в соответствии с чем лицензии разделены на четыре класса — лицензии на мобильную связь, на спутниковую связь, на телекоммуникационные услуги для общественности (универсальные услуги), на телефонную переговорную службу). При этом презюмируется, что если нет особых указаний органа, выдающего лицензию, то лицензия бессрочна. Закон делает оговорку, что лицензия может быть выдана на определенный срок в случае, когда это связано с ограниченностью частотного ресурса (нехваткой частот).

Федеральный закон о телекоммуникации// Собрание законодательства Федеративной 70 Характерной особенностью ЗТК ФРГ является отсутствие регламентации сроков действия лицензии. В соответствии с параграфом 8 Закона, компетентный государственный орган определяет срок действия лицензии (в случае, если требуется выдача срочной лицензии) индивидуально для каждого заявителя. Данное положение было введено в закон в качестве превентивной меры, направленной на защиту интересов национальной безопасности. В то же время презумпция бессрочности лицензии делает рынок телекоммуникаций ФРГ привлекательным для новых операторов, поскольку им удается избежать значительного числа повторяющихся формальностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Направления совершенствования законодательства России, регулирующего общие вопросы торговли услугами

До конца 2003 года в РФ в законодательстве о торговле услугами применялся термин «возмездное оказание услуг», отличный от принятого в международных соглашениях термина «торговля услугами». Применение двойной терминологии приводило к тому, что как в науке, так и на практике возникали споры о возможности применения норм международных соглашений общего характера, регулирующих торговые отношения, к отношениям возмездного оказания услуг с участием иностранного элемента.

В конце 2003 года с принятием ФЗ РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» №164-ФЗ от 8 декабря 2003 г. термин «торговля услугами» в России был легализован. Закон вступил в силу 8 июня 2004 года, через 6 месяцев после его официального опубликования (согласно ст. 54 данного Закона).

В ст.2 Закона дается определение внешнеторговой деятельности: «внешнеторговая деятельность — деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами информацией и интеллектуальной собственностью». Согласно той же статье, под внешней торговлей услугами понимается «оказание услуг (выполнение работ). включающее в себя производство, распределение, маркетинг, доставку услуг (работ) и осуществляемое способами, указанными в статье 33 настоящего Федерального закона».

Из определений, данных в Законе, можно сделать несколько важных выводов.

Закон не только вводит в российское законодательство официальный термин «торговля услугами». Согласно Закону, под торговлей понимается возмездная передача (с уплатой денежного эквивалента или посредством бартера) любых благ, будь то товары, услуги, информация или объекты интеллектуальной собственности.

Несмотря на то, что в других нормативных актах Российской Федерации, в частности, в ГК РФ, сохраняется термин «возмездное оказание услуг», вступление в силу данного Закона позволяет употреблять термины «торговля услугами» и «возмездное оказание услуг» как синонимы: согласно данному в ст.2 определению, под торговлей услугами понимается возмездное оказание услуг.

Термин «торговля услугами» включает в себя и возмездное оказание услуг, и выполнение работ. Новый Закон при этом не содержит норм, указывающих на различие между работами и услугами. В соответствии с господствующим в доктрине мнением, приведенным в главе 1 настоящей работы, деятельность по оказанию услуг и по выполнению работ принципиально отличается только материальностью результата. Следовательно, представляется возможным использование термина «услуги» применительно и к услугам, и к работам, с подразделением услуг на услуги, имеющие материальный результат (т.е. работы), и услуги, имеющие нематериальный результат. А именно, предлагается изменить название главы ПС РФ «Возмездное оказание услуг» (в действующей редакции — глава 39) на «Обязательства в сфере торговли услугами (возмездное оказание услуг)».

С целью отказа от термина «работа» с объединением одним термином «услуга» действий (деятельности), имеющих как материальный, так и нематериальный результат, представляется целесообразным расположить названную главу ПС РФ перед главами об отдельных видах услуг (главами 37, 38, 40, 41, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 53 ПС РФ) с соответствующим изменением нумерации указанных глав. Предложено также внести в текст главы «Обязательства в сфере торговли услугами (возмездное оказание услуг)» некоторые изменения и дополнения:

- изменить номер главы 39 ПС РФ  на номер 37, соответственно изменить  номер главы «Подряд» на номер 38, номер главы «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических  работ» на номер 39, при этом в названии и по тексту главы 39 заменить слово «работы» на слово «разработки»;

- изложить п. 1 ст. 779 ПС РФ в  следующей редакции: «По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность, имеющую значимые для заказчика последствия, выражающиеся в материальной или нематериальной форме (материальный или нематериальный результат)), а заказчик обязуется оплатить эти услуги»;

112 - изложить п. 2 ст. 779 ГК РФ в  следующей редакции: «Правила настоящей главы применяются к договорам об оказании услуг, имеющих материальный результат, за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным главами 38 и 39 настоящего Кодекса, а также к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных услуг, имеющих нематериальный результат, за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным главами 40, 41, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 53 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации». Таким образом, законодательно закрепляется отнесение телекоммуникационных услуг (как вида услуг связи) к услугам, имеющим нематериальный результат.

Большинство действующих в РФ нормативно-правовых актов признает информационные услуги (деятельность по обмену информацией) видом услуг (в частности, прямое указание на это содержится в п.2 ст. 779 ГК РФ). В новом законе торговля информацией выделяется как особый вид торговли, поскольку и ГК РФ, и отраслевое законодательство РФ об информации и информационном обмене признает информацию особым объектом права. В соответствии со ст.2 нового Закона, торговля информацией может выступать не только как торговля услугами, но и как составная часть торговли товарами, если информация сопровождает товар, или торговли интеллектуальной собственностью, если информация сопровождает объект интеллектуальной собственности. Итак, поскольку торговля телекоммуникационными услугами тесно связана с передачей информации, к ней применимы не только нормы о торговле услугами, но и нормы, регулирующие информационный обмен.

Иностранный участник, выходя на рынок телекоммуникаций отдельного государства, сталкивается с необходимостью определения применимого права и его содержания. Право какой страны подлежит применению к международной торговле телекоммуникационными услугами? Каковы границы его применения?

Нормы общего характера о возмездном оказании услуг с участием иностранного элемента содержатся в разделе VI части III ГК РФ «Международное частное право».

П.1 ст. 1211 ГК РФ определяет, что при отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве к договору применяется право страны, «с которой договор наиболее тесно связан». Согласно п. 2 ст. 1211 ГК РФ, таким правом считается, если иное не вытекает из закона, условий или существа договора либо совокупности обстоятельств дела, право страны, где находится место жительства или основное место деятельности стороны которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора.

Перечень договоров с указанием стороны, чье исполнение по договору является решающим при определении применимого права, содержится в п.З ст. 1211 ГК РФ. ГК РФ не содержит норм, определяющих право, применимое к договору о возмездном оказании услуг с участием иностранного элемента в случае, если такое право не определено сторонами в договоре между ними. Но в соответствии с перечнем, приведенным в п.З ст. 1211 ГК РФ, определяется сторона, чье исполнение имеет решающее значение для содержания договоров об оказании отдельных видов услуг. Для договора хранения такой стороной является хранитель, для договора перевозки — перевозчик, для договора подряда - подрядчик и т.п. П.2 ст. 779 ГК РФ указывает, что все перечисленные договоры являются договорами об оказании услуг (выполнении работ). Все перечисленные лица (хранитель, перевозчик, подрядчик) являются по соответствующим договорам исполнителями.

Следовательно, можно предположить, что к договору возмездного оказания телекоммуникационных услуг в международных отношениях должно применяться право страны места жительства или основной деятельности исполнителя, или услугодателя (lex domicilii). Это означает, что к договору об оказании телекоммуникационных услуг с участием иностранного элемента должно применяться право страны, являющейся местом жительства или основным местом деятельности (соответственно для физического и юридического лица) оператора связи. Данная точка зрения высказывалась известными юристами-экспертами в области правового регулирования оказания телекоммуникационных услуг (например, Ю.М. Батуриным) .

Как определить место основной деятельности оператора связи, если он ведет свою деятельность в нескольких странах?

Законодательство о международном частном праве и судебная практика разных стран решает этот вопрос неоднозначно. В праве Англии и США таким местом признается место учреждения услугодателя (исполнителя). Во Франции и ФРГ под местом основной деятельности понимается место, где находится правление или иной высший исполнительный орган услугодателя85. Можно с большой вероятностью утверждать, что закрепление в международных соглашениях о торговле телекоммуникационными услугами принципа определения применимого права как закона места основной деятельности оператора связи вызовет споры и разногласия между участниками международной торговли телекоммуникационными услугами из стран с разными правовыми системами.

 

 

 

 

Заключение

Автором отмечается, что Приложение по телекоммуникациям не содержит норм, регулирующих международную торговлю вещательными услугами. Этим объясняется актуальность разработки нового приложения к ГАТС - Приложения по вещательным и связанным с ними услугам. Необходимость принятия такого Приложения продиктована широкой распространенностью услуг телевизионного вещания и радиовещания на мировом рынке телекоммуникационных услуг и их важной общественно-политической ролью. В условиях отсутствия нормативной базы мировой рынок вещательных услуг отличается большим количеством правовых споров, возникающих в ходе торговли вещательными услугами.

Информация о работе Правовое регулирование телекоммуникационных услуг