Правовой статус Конституционного Суда и его место в системе органов государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 10:29, курсовая работа

Краткое описание

Конституционный суд России является одним из ведущих элементов механизма правовой охраны Конституции Российской Федерации и важным звеном системы сдержек и противовесов.

Содержание

Введение
Глава 1. Основные положения о Конституционном суде РФ
1.1 История возникновения и развития Конституционного суда
1.2 Место Конституционного суда в системе органов государственной власти
Глава 2. Правовой статус Конституционного суда РФ
2.1 Полномочия и состав суда
2.2 Организация работы и аппарат суда
2.3 Судебная статистика
Заключение.
Источники и литература.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Орлова.docx

— 53.84 Кб (Скачать файл)

24 декабря 1993 г. Указом Президента РФ N 2288 Закон от 12 июля 1991 г. отменен и работа над проектом нового Закона о Конституционном Суде РФ значительно активизировалась. 21 июля 1994 г. этот проект после одобрения Федеральным Собранием и подписания Президентом РФ стал федеральным конституционным законом, в котором решены все основные вопросы организации и деятельности данного суда в целом он состоит из 115 статей, переходных положений и положений, касающихся вступления закона в силу.7

 

1.2 Место Конституционного  суда в системе органов государственной  власти

 

Исходя из установленного Конституцией РФ принципа разделения властей, система  органов государственной власти по функциональному принципу делится  на органы законодательной, исполнительной и судебной власти

Органы законодательной власти - Федеральное Собрание РФ в составе  двух палат - Государственной Думы и  Совета Федерации, парламенты - законодательные  и представительные органы республик  в составе Российской Федерации: Государственный Совет Татарстана, Народный Хурал Бурятии, Государственное  Собрание (Курултай) Башкортостана  и т.д.; законодательные представительные органы других субъектов Федерации (краевые, областные, городские думы или законотворчества собрания и  т.д.). Основная их функция - осуществление общефедерального или регионального законодательства, принятие законов. Все органы законодательной власти являются выборными, т.е. формируются на самой демократической основе путем всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. На общефедеральном уровне орган законодательной власти представляет население всей страны, а законодательные органы субъектов Федерации представляют население только этих субъектов.

Органы исполнительной власти - это  Правительство РФ, Правительства  республик в ее составе, Правительства  в ряде субъектов (Москва, Санкт-Петербург  и другие), администрации краев, областей, автономных округов. Кроме того, к  ним относятся министерства, государственные  комитеты и иные органы исполнительной власти, включая их подразделения  в субъектах Федерации, а также  комитеты, отделы, управления и другие подразделения исполнительной власти в субъектах Федерации.

Основное назначение органов исполнительной власти - деятельность по организации  исполнения Конституции, других законов  и иных правовых нормативных актов, исполнение государственного бюджета, программ экономического и социального  развития, а также решение различных  оперативных вопросов, входящих в  компетенцию органов исполнительной власти. Эти органы обладают также  полномочиями распорядительного характера, т.е. могут распоряжаться материальными, финансовыми и иными ресурсами, управлять государственным имуществом и т.д.

К числу федеральных органов  исполнительной власти относятся федеральные  министерства, государственные комитеты, федеральные комиссии, федеральные  службы, российские агентства, федеральные  надзоры России и иные федеральные  органы исполнительной власти. Структура  федеральных органов исполнительной власти устанавливается указом Президента РФ, и указом же Президента в эту  структуру могут вноситься необходимые  изменения по предложению председателя Правительства.

По Конституции РФ третьей отраслью власти по является судебная, которая осуществляется только судами на основе закона. Создание чрезвычайных судов запрещено. Судебная власть независима от законодательной и исполнительной отраслей власти и осуществляется несколькими видами судопроизводства - конституционным, гражданским, административным, уголовным. Сама судебная система устанавливается Конституцией РФ (гл. 7 "Судебная власть"), федеральным конституционным законом "О судебной системе в Российской Федерации" 1996 г. и другими федеральными законами.

В соответствии с законом судебная система РФ включает в себя Конституционный  Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, одноименные  суды республик в составе РФ, краевые, областные суды и арбитражные  суды края, области, суды и арбитражные  суды городов федерального значения, автономной области и автономных округов, а также районные суды, мировые  суды и военные суды.

Судьи Конституционного Суда РФ, Верховного и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются  на должность Советом Федерации  по представлению Президента РФ, а  судьи других федеральных судов  назначаются Президентом РФ. Должности  мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ создаются  и упраздняются законами субъектов  РФ. Но в соответствии с нормами  закона никакой суд не может быть упразднен, если вопросы, которые входят в его ведение при осуществлении  правосудия, не были переданы в юрисдикцию другого суда.

Таким образом, Конституционный суд  РФ – это орган судебной власти РФ, при этом судебная власть независима от законодательной и исполнительной отраслей власти. Судебная система  устанавливается Конституцией РФ (гл. 7 "Судебная власть"), федеральным  конституционным законом "О судебной системе в Российской Федерации" 1996 г. и другими федеральными законами.

В следующей главе будет рассмотрены  полномочия и состав суда, организация  работы и аппарат суда, а так  же судебная практика.

 

 

Глава 2. Правовой статус Конституционного суда РФ

 

2.1 Полномочия  и состав суда

 

Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством  конституционного судопроизводства.

Федеральный конституционный  закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» четко определяет характер, сущность и место Конституционного суда в системе органов государственной  власти. Следовательно, Конституционный  суд - прежде всего - составная часть  судебной власти России, предназначенная  для того, чтобы удерживать все  ветви власти в рамках права.

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции  РФ на всей территории Конституционный  суд РФ:

1. Решать дела о соответствии  Конституции Российской Федерации:

- федеральных законов, нормативных  актов Президента России, Совета  Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

- конституций республик, уставов,  а также законов и иных нормативных  актов субъектов Российской Федерации;

- договоров между органами государственной  власти России и органами государственной  власти субъектов Российской  Федерации, а также взаимных  договоров между последними;

- еще не вступивших в силу  международных договоров Российской  Федерации;

2. Разрешать споры о компетенции:

- между федеральными органами  государственной власти;

- между органами государственной  власти РФ и органами государственной  власти субъектов РФ;

- между высшими государственными  органами субъектов Российской  Федерации;

3. Проверять конституционность  закона, применяемого или подлежащего  применению в конкретном деле, по жалобам на нарушения конституционных  прав граждан и по запросам  судов;

4. Давать толкование Конституции  РФ;

5. Давать заключение о соблюдении  установленного порядка выдвижения  обвинений в адрес Президента  России в государственной измене  или совершении другого тяжкого  преступления;

6. Выступать с законодательной  инициативой по вопросам своего  ведения;

7. Осуществлять иные полномочия, предоставленные ему Конституцией  РФ, Федеративным договором и  федеральными конституционными  законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со статьей 11 Конституции РФ договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права. Конституционный  Суд РФ при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.8

Полномочия Конституционного Суда РФ не ограничены определенным сроком.9

Согласно действующему законодательству Конституционный Суд РФ состоит  из 19 судей, назначаемых на должность  Советом Федерации по представлению  Президента РФ. Конституционный Суд  РФ вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе  не менее 3/4 от общего числа судей.10 Представление Президента РФ готовится и вносится с соблюдением установленного порядка. Основные положения такого порядка определены в ст. 9 Закона о Конституционном Суде. Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда РФ могут вноситься Президенту РФ членами (депутатами) Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов РФ, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.

Совет Федерации рассматривает  вопрос о назначении на должность  судьи Конституционного Суда РФ в  срок не позднее четырнадцати дней с момента получения представления  Президента РФ. Каждый судья Конституционного Суда РФ назначается на должность  в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность  судьи Конституционного Суда РФ считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации.

В случае выбытия судьи  из состава Конституционного Суда РФ представление о назначении другого  лица на вакантное место судьи  вносится Президентом РФ не позднее  месяца со дня открытия вакансии.

Судья Конституционного Суда РФ, срок полномочий которого истек, продолжает исполнять обязанности судьи  до назначения на должность нового судьи или до принятия итогового  решения по делу, начатому с его  участием. 11

Федеральным конституционным  законом о Конституционном Суде устанавливается, что судьей Конституционного Суда может быть квалифицированный  юрист с безупречной репутацией в возрасте не моложе 40 лет и со стажем работы по юридической профессии  не менее 15 лет. Судья Конституционного Суда назначается на срок 12 лет. Назначение на эту должность на второй срок не допускается. Предельный возраст  пребывания в должности судьи - 70 лет. Судья Конституционного Суда РФ считается вступившим в должность  с момента принесения им присяги. Его полномочия прекращаются в последний  день месяца, в который истекает срок его полномочий или в котором  ему исполняется семьдесят лет. Судью никто не вправе сменить, никто  не вправе прервать его полномочия иначе как в порядке и по основаниям, установленным этим Законом. Федеральный Конституционный Закон предусматривает полные гарантии независимости судей.12

Судья считается ушедшим  или удаленным в отставку, если его полномочия прекращены по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 3 и 9 части 1 и частью 2 ст. 18 Федерального закона о Конституционном Суде РФ. На пребывающего в отставке судью Конституционного Суда РФ распространяются также иные положения статуса судьи, пребывающего в отставке, установленные Федеральным законом о Конституционном Суде РФ.13

 

2.2 Организация  работы и аппарат суда

 

Конституционный Суд РФ рассматривает  и разрешает дела в пленарных  заседаниях и заседаниях палат Конституционного Суда. Конституционный Суд состоит  из двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей Конституционного Суда. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом  Конституционного Суда.

В пленарных заседаниях участвуют  все судьи Конституционного Суда, в заседаниях палат - судьи, входящие в состав соответствующей палаты.14

Персональный состав палат  не должен оставаться неизменным более  чем три года подряд. В состав одной и той же палаты не могут  входить председатель и заместитель  председателя Конституционного Суда.

Очередность исполнения судьями, входящими в состав палаты, полномочий председательствующего в ее заседаниях определяется на заседании палаты.

Конституционный Суд вправе рассмотреть в пленарном заседании  любой вопрос, входящий в его компетенцию. Исключительно в пленарных заседаниях Конституционный Суд: разрешает дела о соответствии Конституции РФ конституций республик уставов субъектов РФ; дает толкование Конституции РФ; дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; принимает послания Конституционного Суда; решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

Конституционный Суд на пленарных  заседаниях также избирает Председателя, заместителей Председателя, судью-секретаря  Конституционного Суда; принимает Регламент Конституционного Суда и вносит в него изменения и дополнения; устанавливает очередность рассмотрения дел в пленарных заседаниях, а также распределяет дела между палатами; принимает решения о приостановлении или прекращении полномочий судьи Конституционного Суда, а также о досрочном освобождении от должности председателя, заместителя Председателя и судьи-секретаря Конституционного Суда.

В заседаниях палат Конституционный  Суд разрешает дела, отнесенные к  ведению Конституционного Суда и  не подлежащие рассмотрению в пленарных  заседаниях. В их число входят дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

Информация о работе Правовой статус Конституционного Суда и его место в системе органов государственной власти