Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 10:29, курсовая работа
Конституционный суд России является одним из ведущих элементов механизма правовой охраны Конституции Российской Федерации и важным звеном системы сдержек и противовесов.
Введение
Глава 1. Основные положения о Конституционном суде РФ
1.1 История возникновения и развития Конституционного суда
1.2 Место Конституционного суда в системе органов государственной власти
Глава 2. Правовой статус Конституционного суда РФ
2.1 Полномочия и состав суда
2.2 Организация работы и аппарат суда
2.3 Судебная статистика
Заключение.
Источники и литература.
а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
б) законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
г) не вступивших в силу международных договоров РФ.
Конституционный Суд в заседаниях палат разрешает также споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
в) между высшими государственными органами субъектов РФ.
Конституционный Суд в заседаниях палат по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.15
Правила проведения заседаний суда (пленарных и в составе палат) в соответствии с Законом о Конституционном Суде в основном одинаковы.
Как в пленарных заседаниях,
так и в заседаниях в составе
палат центральной фигурой
Активная роль в судебных заседаниях отведена и лицам, выполняющим функции председателей (председательствующим). Как отмечалось, в этой роли на пленарных заседаниях должны выступать: Председатель Конституционного Суда РФ, а в случае его отсутствия - заместитель Председателя; на заседаниях в составе палат - один из судей данной палаты в порядке очередности. В соответствии со ст.58 Закона о Конституционном Суде председательствующий наделен рядом полномочий, которые необходимы для обеспечения нормального хода заседания. Он, в частности, во время заседания принимает меры к обеспечению установленного порядка разбирательства, его полноты и всесторонности, фиксации его хода и результатов; предоставляет слово судьям и участникам процесса, может прерывать их выступления, если они отходят от существа рассматриваемого дела, либо при определенных условиях лишить слова. Лица, нарушающие порядок в заседании и не подчиняющиеся распоряжениям председательствующего, могут быть решением Суда подвергнуты штрафу в размере до десяти минимальных месячных размеров оплаты труда.
При характеристике организации Конституционного Суда РФ необходимо особо подчеркнуть то ответственное положение, которое занимает Председатель этого Суда.16
В пленарном заседании Конституционного Суда судьи тайным голосованием большинством от общего числа судей избирают из своего состава в индивидуальном порядке сроком на три года Председателя, заместителя Председателя и судью-секретаря Конституционного Суда.
Председатель Конституционного Суда РФ:
-руководит подготовкой
пленарных заседаний
-вносит на обсуждение
Конституционного Суда вопросы,
-представляет Конституционный
Суд в отношениях с
-осуществляет общее
-осуществляет другие
полномочия в соответствии с
действующим законодательством
и Регламентом
Председатель Конституционного Суда издает приказы и распоряжения.17
Заместитель Председателя Конституционного Суда осуществляет по уполномочию Председателя Конституционного Суда отдельные его функции, а также выполняет свои обязанности, возложенные на него Конституционным Судом.18
Судья-секретарь
Председатель, заместитель
председателя, судья-секретарь
Важную роль в организации
деятельности Конституционного Суда РФ
призван играть разрабатываемый
и принимаемый этим Судом Регламент,
в котором устанавливаются: порядок
определения персонального
В аппарате Суда можно выделить две составные части. Одна из них - это так называемый аппарат судей. При каждом судье состоят три работника, призванных помогать непосредственно ему и ему подчиненных (аппарат Председателя Суда, его заместителя и судьи-секретаря по численности несколько больше).
Вторая часть - это секретариат,
состоящий из ряда управлений, названия
которых говорят сами за себя (например,
Управление Конституционного права, Управление
конституционных проблем
Секретариат, осуществляет
организационное, научно-аналитическое,
информационно-справочное и иное обеспечение
Суда. Он проводит прием посетителей,
рассматривает в
Руководители Секретариата
и его подразделений
В составе аппарата Конституционного
Суда РФ возрожден существовавший до
1917г. институт судебных приставов. На них
возлагается поддержание
В целом аппарат Конституционного Суда РФ укомплектован специалистами высокой квалификации. В нем трудится немало правоведов, хорошо зарекомендовавших себя на научном и практическом поприще.
Как и при Верховном Суде РФ и Высшем Арбитражном Суде РФ, при Конституционном Суде РФ образуется Научно-консультативный совет из числа ученых и практикующих специалистов в области права. Его персональный состав и положение о нем утверждается Судом. Основная задача этого Совета - обсуждение сложных проблем, возникающих перед Судом, и дача рекомендаций.
Конституционный Суд РФ издает "Вестник Конституционного Суда РФ", в котором публикуются решения, принимаемые этим Судом, особые мнения судей, высказанные при вынесении решений по конкретным делам, и иные материалы.22
2.3 Судебная статистика
конституционный суд власть правовой
Возобновление деятельности Конституционного Суда РФ привлекло внимание широких кругов населения России, и особенно юридической общественности. В значительной степени это определено теми ожиданиями, которые господствуют в обществе относительно возможностей Конституционного Суда в обеспечении соблюдения Конституции, охране прав и свобод граждан, укреплении правопорядка.23
Выступать хранителем Конституции государства, обеспечивать соответствие законов и иных нормативных актов Основному закону - основная задача Конституционного Суда.
Прежде всего, следует отметить, что в период с января 1995 года по май 2009 года из 218 обращений в 67 случаях запросы судов принимались к рассмотрению и по ним были вынесены постановления Конституционного Суда Российской Федерации. Основная масса рассмотренных запросов исходила от федеральных судов общей юрисдикции (53). При этом Верховный Суд Российской Федерации обращался с запросом в 12 случаях (в том числе Президиум Верховного Суда Российской Федерации и Судебная коллегия по гражданским делам), 2 запроса поступило от военных судов.
Арбитражные суды обращались с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации в 14-ти случаях, в том числе Высший Арбитражный Суд Российской Федерации обратился с запросом дважды.
От конституционных (уставных)
судов субъектов Российской Федерации
в анализируемом аспекте
Преобладающее большинство оспариваемых в постановлениях Конституционного Суда норм по запросам судов относилось к праву социального обеспечения и трудовому праву (12), уголовно-процессуальному праву (11) и конституционному праву (10). В 8 запросах оспариваемые нормы касались деятельности правоохранительных органов.
В принятых в связи с запросами судов постановлениях также были рассмотрены вопросы о конституционности норм гражданского права (9), налогового права (4), финансового права (4), таможенного права (3), уголовного права (3), административного права (3), гражданско-процессуального (2) и арбитражно-процессуального права (2), жилищного права (2), муниципального права (1) и основ законодательства о нотариате (1).
Подавляющее большинство, 138 из 151 определений, принималось на основании подготовленного заключения судьи (предварительное изучение судьями-докладчиками).
Несмотря на преобладающую практику предварительного изучения поступающих запросов судов судьями Конституционного Суда Российской Федерации, 13 определений из общего числа были приняты на основании предварительного изучения управлениями Конституционного Суда Российской Федерации.
При этом из указанных 13 определений запросы исходили от районных, городских судов -7, областного суда – 2, мировых судей – 2, окружного военного суда - 1 и в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации и жалобами ряда граждан – 1.
Следует отметить, что в
целом основная масса запросов судов
в указанный период исходила от федеральных
судов общей юрисдикции (106). При
этом Верховный Суд Российской Федерации
обращался с запросом в Конституционный
Суд Российской Федерации в 8 случаях,
а военные суды - в 6 случаях. Арбитражные
суды обращались в 30 случаях, в том
числе Высший Арбитражный Суд
Российской Федерации - в 2 случаях. Мировые
судьи, относящиеся к судам общей
юрисдикции субъектов Российской Федерации,
обращались с запросом в 7 случаях. Кроме
того, 7 обращений в анализируемом
аспекте поступило от конституционных
(уставных) судов субъектов Российской
Федерации. Причем показательным является
тот факт, что запросы органов
конституционной юстиции