Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 19:31, контрольная работа
Цель работы: рассмотреть порядок избрания и вступления в должность Президента РФ, а также показать специфическую роль института Президента в условиях формирования гражданского общества.
Цель конкретизируется в следующих задачах:
1) проанализировать имеющуюся литературу по теме исследования;
2) обобщить теорию в области изучения института Президента РФ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………….......3
ГЛАВА 1.Место и роль Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти…………………………………….......................................................5
1.1 Становление института Президента в Российской Федерации…………………….…….5
1.2 Порядок выборов Президента Российской Федерации и его вступления в должность..7
ГЛАВА 2. Правовой статус Президента Российской Федерации..…..……………………..12
2.1 Полномочия Президента Российской Федерации……………………………………….14
2.2 Правовые акты Президента……………………………………………………………….19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………..21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………..22
Срок полномочий Президента РФ - четыре года.
Конституция предусматривает, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд. Это установление имеет цель воспрепятствовать формированию несменяемого клана управляющих лиц, появлению и сохранению стойких корпоративных групп, открыть пути притока в эшелоны власти свежих сил, политических деятелей и лидеров нового поколения. Конституция предоставляет способному политику, оправдавшему себя на должности Президента, право выдвижения на другой срок, кроме очередного.
После избрания Президента осуществляется
предусмотренная Конституцией процедура
его вступления в должность, которое
происходит на 30-й день со дня официального
объявления Центральной избирательной
комиссией о результатах
Местопребыванием Президента, его резиденцией является столица России - Москва, Кремль. Над зданием официального пребывания Президента поднимается Государственный флаг России.
Символами президентской власти в Российской Федерации являются штандарт (флаг) Президента Российской Федерации и Знак Президента Российской Федерации.
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 80 определяет, что Президент Российской Федерации является главой государства.
В ранее действовавшей
Придание Президенту статуса главы
государства вызвано
Президент Российской Федерации является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Это означает, что Президент несет персональную ответственность за то, чтобы механизмы защиты Конституции и прав человека и гражданина работали бесперебойно, чтобы не было сбоев по тем или иным причинам в их реализации.
В установленном Конституцией порядке
Президент принимает меры по охране
суверенитета Российской Федерации, ее
независимости и
В осуществлении этих функций Президент
может использовать только закрепленные
за ним конституционные
Важным аспектом в характеристике
статуса Президента является само место
в Конституции главы о
Место, которое занимает в ныне действующей Конституции глава о Президенте, является правовым доказательством, подтверждающим в прямой форме то, что Президент не включается непосредственно ни в одну из трех ветвей власти: ни в законодательную, ни в исполнительную, ни в судебную. Это является предпосылкой выполнения возложенной на Президента задачи обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти России. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации / Учебник для юридических факультетов вузов и факультетов. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, М, 2010
Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью (ст. 91 Конституции). Содержание неприкосновенности Президента в Конституции не раскрывается, в отличие от неприкосновенности депутатов.
Такая формула свидетельствует о высокой степени защиты Президента, который получил свои властные полномочия от народа на основе свободных выборов.
2.1 Полномочия Президента
Президент в соответствии с Конституцией
обладает широким кругом полномочий,
вытекающих из его статуса как
главы государства и
Эти полномочия затрагивают по сути дела все стороны государственной деятельности, их можно обобщить по следующим сферам. Полномочия, связанные с:
1) формированием федеральных
2) участием в законотворчестве;
3) функционированием
4) обеспечением осуществления
5) внешней политикой и обороной;
6) иными сферами государственной деятельности.
Рассмотрим эти основные сферы полномочий Президента.
1. Важное значение имеют
Значительный объем такого рода полномочий Президента обусловлен следующими причинами:
1) поскольку путем всенародных
выборов программа лица, ставшего
Президентом, поддержана
2) составляющий одну из основ
конституционного строя
3) в соответствии со ст. 80 Конституции
на Президента как гаранта
Конституции, прав и свобод
человека и гражданина
Поэтому в соответствии с Конституцией в формировании федеральных органов государственной власти действуют и Президент, и Федеральное Собрание - парламент. Это достигается двумя путями: либо Президент назначает определенных должностных лиц, а парламент одобряет, либо парламент назначает, а кандидатуры предлагает Президент.
В формировании органов исполнительной
власти полномочия Президента наиболее
широки, так как именно эти органы
практически реализуют
Президент представляет Совету Федерации
кандидатуры для назначения на должности
судей Конституционного Суда, Верховного
Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального
прокурора. Назначает же перечисленных
судей и Генерального прокурора
Совет Федерации (ч. 1 ст. 128). В порядке,
установленном федеральным
2. На Президента возложен
Президент подписывает и обнародует федеральные законы Российской Федерации, обладает правом отлагательного вето (ст. 107 Конституции).
При отклонении федерального закона
мотивы принятого Президентом решения
должны быть сообщены обеим палатам
Федерального Собрания. Право вето
Президент использовал
3. Наибольший объем полномочий
закреплен за Президентом в
сфере, связанной не только
с формированием, но и с
Президент по Конституции не является
главой исполнительной власти. Поэтому
действовавшая ранее
Президент в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами руководит деятельностью целого ряда федеральных органов исполнительной власти. Среди них: МВД, МЧС, МИД, Министерство обороны, Министерство юстиции, а также федеральные службы: фельдъегерская; разведки; железнодорожных войск; безопасности; налоговой полиции; охраны; пограничная; специального строительства и некоторые иные органы: Управление делами Президента; Комитет Российской Федерации по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами; Главное управление специальных программ Президента, Государственная техническая комиссия при Президенте. Президент утверждает по представлению Председателя Правительства положения о них и назначает их руководителей, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации и Председатель Совета Безопасности. Правительство координирует деятельность названных органов. Аппарат Совета Безопасности является самостоятельным подразделением Администрации Президента и имеет статус главного управления Президента.
В случае агрессии против Российской
Федерации или непосредственной
угрозы агрессии Президенту предоставлено
право вводить на территории страны
или в отдельных ее местностях
военное положение с
Режим военного положения, обстоятельства и порядок введения чрезвычайного положения определяются федеральными конституционными законами. К настоящему времени такого рода акт принят о чрезвычайном положении (30 мая 2001 г.). В нем конкретно определены цели введения чрезвычайного положения, содержание указа Президента, особенности деятельности Федерального Собрания РФ в этих условиях, срок действия чрезвычайного положения, меры и временные ограничения, принимаемые при этом, содержание особого управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение и др. В случае введения чрезвычайного положения об этом уведомляются и информируются ООН, Совет Европы, сопредельные государства.
Конституция отнесла к полномочиям Президента право назначения всероссийского референдума (п. "в" ст. 84). По Конституции 1978 г. это полномочие было закреплено за законодательными органами. Верховный Совет объявлял всероссийский референдум, назначенный по решению Съезда народных депутатов, или по требованию не менее чем одного миллиона граждан, либо не менее одной трети от общего числа народных депутатов Российской Федерации.
Президент, как отмечалось выше, назначает
референдум в соответствии с федеральным
конституционным законом, устанавливающим
круг субъектов, по инициативе которых
Президент может назначить
Для выполнения своих полномочий Президент
формирует Администрацию
Администрация по своему правовому статусу является государственным органом, обеспечивающим деятельность Президента.
Информация о работе Правовой статус Президента Российской Федерации