Правовой статус Президента Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 19:31, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть порядок избрания и вступления в должность Президента РФ, а также показать специфическую роль института Президента в условиях формирования гражданского общества.
Цель конкретизируется в следующих задачах:
1) проанализировать имеющуюся литературу по теме исследования;
2) обобщить теорию в области изучения института Президента РФ

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………….......3
ГЛАВА 1.Место и роль Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти…………………………………….......................................................5
1.1 Становление института Президента в Российской Федерации…………………….…….5
1.2 Порядок выборов Президента Российской Федерации и его вступления в должность..7
ГЛАВА 2. Правовой статус Президента Российской Федерации..…..……………………..12
2.1 Полномочия Президента Российской Федерации……………………………………….14
2.2 Правовые акты Президента……………………………………………………………….19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………..21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………..22

Вложенные файлы: 1 файл

GMU_kontrolnaya.docx

— 37.76 Кб (Скачать файл)

Срок полномочий Президента РФ - четыре года.

Конституция предусматривает, что  одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд. Это установление имеет  цель воспрепятствовать формированию несменяемого клана управляющих  лиц, появлению и сохранению стойких  корпоративных групп, открыть пути притока в эшелоны власти свежих сил, политических деятелей и лидеров  нового поколения. Конституция предоставляет  способному политику, оправдавшему себя на должности Президента, право выдвижения на другой срок, кроме очередного.

После избрания Президента осуществляется предусмотренная Конституцией процедура  его вступления в должность, которое  происходит на 30-й день со дня официального объявления Центральной избирательной  комиссией о результатах выборов. Она заключается в принесении Президентом присяги в торжественной  обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной  Думы и судей Конституционного Суда РФ. Присяга приносится народу. Ее текст  установлен в ст. 82 Конституции. Он сформулирован  следующим образом: "Клянусь при  осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и  охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу" ."Конституция  Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2010 N 6-ФКЗ, от 30.12.2010 N 7-ФКЗ) опубликован в изданиях "Российская газета", N 7, 21.01.2009г..

Местопребыванием Президента, его  резиденцией является столица России - Москва, Кремль. Над зданием официального пребывания Президента поднимается  Государственный флаг России.

Символами президентской власти в  Российской Федерации являются штандарт (флаг) Президента Российской Федерации  и Знак Президента Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Статья 80 определяет, что Президент  Российской Федерации является главой государства.

В ранее действовавшей Конституции  устанавливалось, что Президент  является высшим должностным лицом  и главой исполнительной власти в  Российской Федерации.

Придание Президенту статуса главы  государства вызвано объективными причинами. Прежде всего этого требовало  повышение уровня персонифицированного представительства государства  как внутри страны, так и в международных  отношениях. Наиболее целесообразно, чтобы  вытекающие из этого функции выполнялись  главой государства, а не высшим должностным  лицом, входящим в систему исполнительной власти, что в меньшей мере соответствовало  бы высокому статусу государства  и, по существу, умаляло бы прерогативы  представительного органа государственной  власти Российской Федерации, ставило  бы исполнительную власть над законодательной.

Президент Российской Федерации является гарантом Конституции РФ, прав и  свобод человека и гражданина. Это  означает, что Президент несет  персональную ответственность за то, чтобы механизмы защиты Конституции  и прав человека и гражданина работали бесперебойно, чтобы не было сбоев  по тем или иным причинам в их реализации.

В установленном Конституцией порядке  Президент принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной  целостности, обеспечивает согласованное  функционирование и взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации.

В осуществлении этих функций Президент  может использовать только закрепленные за ним конституционные полномочия, действовать только в рамках Конституции.

Важным аспектом в характеристике статуса Президента является само место  в Конституции главы о Президенте. Она открывает перечень глав, посвященных  органам государственной власти Российской Федерации. В прежней  Конституции глава о Президенте следовала за главой о высших представительных органах. Это было закономерно, ибо  в ней Президент определялся  в качестве главы исполнительной власти.

Место, которое занимает в ныне действующей Конституции глава  о Президенте, является правовым доказательством, подтверждающим в прямой форме то, что Президент не включается непосредственно  ни в одну из трех ветвей власти: ни в законодательную, ни в исполнительную, ни в судебную. Это является предпосылкой выполнения возложенной на Президента задачи обеспечивать согласованное  функционирование и взаимодействие органов государственной власти России. Баглай М.В. Конституционное  право Российской Федерации / Учебник  для юридических факультетов  вузов и факультетов. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, М, 2010

Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью (ст. 91 Конституции). Содержание неприкосновенности Президента в Конституции не раскрывается, в  отличие от неприкосновенности депутатов.

Такая формула свидетельствует  о высокой степени защиты Президента, который получил свои властные полномочия от народа на основе свободных выборов.

 

 

 

 

 

 

2.1 Полномочия Президента Российской  Федерации

 

Президент в соответствии с Конституцией обладает широким кругом полномочий, вытекающих из его статуса как  главы государства и обеспечивающих ему возможность выполнять закрепленные за ним функции.

Эти полномочия затрагивают по сути дела все стороны государственной  деятельности, их можно обобщить по следующим сферам. Полномочия, связанные  с:

1) формированием федеральных органов  государственной власти;

2) участием в законотворчестве;

3) функционированием исполнительных  органов государственной власти;

4) обеспечением осуществления полномочий  федеральной государственной власти  на всей территории Российской  Федерации;

5) внешней политикой и обороной;

6) иными сферами государственной  деятельности.

Рассмотрим эти основные сферы  полномочий Президента.

1. Важное значение имеют полномочия  Президента, связанные с участием  в формировании всех федеральных  органов государственной власти, посредством деятельности которых  реализуются функции государства.

Значительный объем такого рода полномочий Президента обусловлен следующими причинами:

1) поскольку путем всенародных  выборов программа лица, ставшего  Президентом, поддержана большинством  избирателей, он, естественно, должен  обладать определенным влиянием  на формирование федеральных  органов государственной власти;

2) составляющий одну из основ  конституционного строя Российской  Федерации принцип разделения  властей не допускает, чтобы  какой-либо орган государственной  власти Российской Федерации  был обязан своим "рождением" только одной ветви власти. Такой опыт, имевший место в недавней истории России, себя не оправдал;

3) в соответствии со ст. 80 Конституции  на Президента как гаранта  Конституции, прав и свобод  человека и гражданина возложено  обеспечение согласованного функционирования  и взаимодействия органов государственной  власти.

Поэтому в соответствии с Конституцией в формировании федеральных органов  государственной власти действуют  и Президент, и Федеральное Собрание - парламент. Это достигается двумя  путями: либо Президент назначает  определенных должностных лиц, а  парламент одобряет, либо парламент  назначает, а кандидатуры предлагает Президент.

В формировании органов исполнительной власти полномочия Президента наиболее широки, так как именно эти органы практически реализуют программу  Президента. Президент назначает  Председателя Правительства РФ с  согласия Государственной Думы, назначает  на должность заместителей Председателя Правительства и федеральных  министров по предложению Председателя Правительства, своим Указом устанавливает  структуру федеральных органов  исполнительной власти.

Президент представляет Совету Федерации  кандидатуры для назначения на должности  судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора. Назначает же перечисленных  судей и Генерального прокурора  Совет Федерации (ч. 1 ст. 128). В порядке, установленном федеральным законом, Президент назначает судей других федеральных судов.

2. На Президента возложен Конституцией  и ряд полномочий, связанных с  деятельностью парламента (ст. 84). Он  назначает выборы Государственной  Думы в соответствии с Конституцией  и федеральным законом; распускает  Государственную Думу в случаях  и порядке, предусмотренных Конституцией.

Президент подписывает и обнародует федеральные законы Российской Федерации, обладает правом отлагательного вето (ст. 107 Конституции).

При отклонении федерального закона мотивы принятого Президентом решения  должны быть сообщены обеим палатам  Федерального Собрания. Право вето Президент использовал многократно, преимущественно по мотивам несоответствия норм принятых законов положениям и  принципам Конституции, нарушения  этими законами прав и свобод человека и гражданина, противоречия другим законам.

3. Наибольший объем полномочий  закреплен за Президентом в  сфере, связанной не только  с формированием, но и с деятельностью  исполнительной власти.

Президент по Конституции не является главой исполнительной власти. Поэтому  действовавшая ранее конституционная  норма о том, что Президент "руководит  деятельностью Совета Министров", не воспринята в Конституции 1993 г. Однако специфика полномочий Президента и  Правительства, связь и соотношение  этих полномочий таковы, что делают неизбежными достаточно активные каналы влияния Президента на деятельность Правительства. Кроме решения вопросов о составе Правительства, Президент  имеет право председательствовать на его заседаниях, принимает решения  об отставке Правительства. Постановления  и распоряжения последнего в установленных  Конституцией случаях могут быть отменены Президентом. Перед вновь  избранным Президентом Правительство  слагает свои полномочия.

Президент в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами руководит деятельностью  целого ряда федеральных органов  исполнительной власти. Среди них: МВД, МЧС, МИД, Министерство обороны, Министерство юстиции, а также федеральные  службы: фельдъегерская; разведки; железнодорожных  войск; безопасности; налоговой полиции; охраны; пограничная; специального строительства  и некоторые иные органы: Управление делами Президента; Комитет Российской Федерации по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами; Главное управление специальных программ Президента, Государственная техническая комиссия при Президенте. Президент утверждает по представлению Председателя Правительства положения о них и назначает их руководителей, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации и Председатель Совета Безопасности. Правительство координирует деятельность названных органов. Аппарат Совета Безопасности является самостоятельным подразделением Администрации Президента и имеет статус главного управления Президента.

В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президенту предоставлено  право вводить на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации  и Государственной Думе (ч. 2 ст. 87 Конституции). С соблюдением последнего условия Президент Российской Федерации  уполномочен объявлять и о  введении на территории России чрезвычайного  положения (ст. 88 Конституции). Указы  о введении военного, а также чрезвычайного  положения подлежат утверждению  Советом Федерации.

Режим военного положения, обстоятельства и порядок введения чрезвычайного  положения определяются федеральными конституционными законами. К настоящему времени такого рода акт принят о  чрезвычайном положении (30 мая 2001 г.). В  нем конкретно определены цели введения чрезвычайного положения, содержание указа Президента, особенности деятельности Федерального Собрания РФ в этих условиях, срок действия чрезвычайного положения, меры и временные ограничения, принимаемые  при этом, содержание особого управления территорией, на которой введено  чрезвычайное положение и др. В  случае введения чрезвычайного положения  об этом уведомляются и информируются  ООН, Совет Европы, сопредельные государства.

Конституция отнесла к полномочиям  Президента право назначения всероссийского референдума (п. "в" ст. 84). По Конституции 1978 г. это полномочие было закреплено за законодательными органами. Верховный  Совет объявлял всероссийский референдум, назначенный по решению Съезда народных депутатов, или по требованию не менее  чем одного миллиона граждан, либо не менее одной трети от общего числа  народных депутатов Российской Федерации.

Президент, как отмечалось выше, назначает  референдум в соответствии с федеральным  конституционным законом, устанавливающим  круг субъектов, по инициативе которых  Президент может назначить референдум, и порядок назначения. Президент  не отнесен законом к числу  субъектов, могущих инициировать назначение референдума.

Для выполнения своих полномочий Президент  формирует Администрацию Президента Российской Федерации, что закреплено на конституционном уровне (п. "и" ст. 83). Ее статус, структура, задачи и  организация деятельности урегулированы  в Положении об Администрации  Президента Российской Федерации, утвержденном Указом Президента от 2 октября 1996 г. с  изменениями и дополнениями в  редакции от 7 августа 2000 г.

Администрация по своему правовому  статусу является государственным  органом, обеспечивающим деятельность Президента.

Информация о работе Правовой статус Президента Российской Федерации