Правовой статус казенных предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 08:41, курсовая работа

Краткое описание

Впервые такие унитарные предприятия были упомянуты в Указе Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 года № 1003 "О реформе государственных предприятий", в тексте которого в качестве одного из направлений реформы государственных предприятий предусматривалось создание на базе ограниченного круга ликвидируемых федеральных государственных предприятий хозяйствующих учреждений - казенных заводов, казенных фабрик и казенных хозяйств с закреплением за ними на праве оперативного управления всего имущества ликвидируемых федеральных государственных предприятий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Понятие и общие положения казенного предприятия
Определение казенного предприятия……………………………………
Общие положения. ………………………………………………………
ГЛАВА 2. Правовое положение казённых предприятий
2.1. Общий правовой статус казенного предприятия……………………
2.2. Правовой режим имущества казенного предприятия…………………
2.3. Проблемы государственного управления собственностью
2.4. Организация деятельности казенного предприятия………………………
2.5. Компетенция органов управления предприятием………………………
2.6. Ликвидация и реорганизация казенного предприятия……………
ГЛАВА 3.Устав казенного учреждения на примере ГКУ РС(Я) «Национальная библиотека РС(Я)»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………

СПИСОК ИСПОЛЬЗАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая оригинал.docx

— 58.39 Кб (Скачать файл)

Правительство Российской Федерации  наделялось правом изымать у казенного  предприятия не используемое им либо используемое не по назначению имущество.

Надо заметить, что ряд положений, содержащихся в Указе от 23 мая 1994 г. No. 1003, сделали невозможной его реализацию. В частности, законодательство (как ранее действовавшее, так и современное) исключает возможность ликвидации предприятия с переходом его прав и обязанностей к другому субъекту в порядке правопреемства. Удовлетворение требований кредитора ликвидируемого предприятия должно осуществляться за счет его имущества, а не за счет денежных средств собственника, не говоря уже о том, что такой способ расчетов с кредиторами ликвидируемого государственного предприятия является непосильной ношей для федерального бюджета. Наделение казенного предприятия правом оперативного управления закрепленным имуществом, идентичным тому, что имеют государственные учреждения, означало, что при недостатке денежных средств у казенного предприятия все расчеты с кредиторами должны были осуществляться за счет федерального бюджета.

Жизнь показала несостоятельность  таких подходов. Во всяком случае, нам неизвестны факты создания казенных предприятий на основе требований Указа No. 1003.

Модель казенного предприятия  по ГК РФ выглядит несколько по-иному. В соответствии со статьей 115 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, по решению Правительства Российской Федерации может быть образовано унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие). Это означает, что в качестве казенного предприятия может быть создано и вновь образованное предприятие. Кроме того, казенное предприятие может быть образовано путем реорганизации (в частности, преобразования) действующего федерального государственного предприятия. Возможность создания казенного предприятия путем ликвидации государственного предприятия ГК РФ исключает.

Учредительным документом казенного  предприятия является его устав, утверждаемый непосредственно Правительством Российской Федерации. При этом фирменное  наименование предприятия должно содержать  указание на то, что предприятие  является казенным. Исключительно Правительством Российской Федерации может быть принято решение о реорганизации либо ликвидации казенного предприятия.

В ГК РФ, так же как и в Указе  Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. No. 1003, казенное предприятие наделяется правом оперативного управления, закрепленным за ним имуществом. Однако право управления казенного предприятия значительно отличается от права оперативного управления, предоставленного учреждениям.

Суть права оперативного управления казенного предприятия заключается  в том, что такое предприятие  в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет права  владения, пользования и распоряжения в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей  деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Собственник имущества, закрепленного  за казенным предприятием, помимо прав, которыми он располагает в отношении  унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, наделен  правомочием по изъятию излишнего, не используемого либо используемого  казенным предприятием не по назначению имущества.

Еще одно отличие правомочий казенного  предприятия как субъекта права  оперативного управления от правомочий унитарного предприятия, основанного  на праве хозяйственного ведения, заключается  в том, что согласие собственника требуется на совершение казенным предприятием любых сделок, связанных с отчуждением  либо распоряжением иным способом любым  имуществом, находящимся на балансе  предприятия (а не только недвижимостью, как это имеет место в случае с хозяйственным ведением).

Порядок распределения доходов, полученных казенным предприятием, определяется собственником имущества.

Казенное предприятие вправе реализовать  самостоятельно лишь произведенную  им продукцию, если законодательством  не установлено иное.

Особые полномочия собственника имущества  казенного предприятия в отношении  предприятия и его имущества, вплоть до изъятия этого имущества, сделали необходимым включение  в ГК РФ нормы, устанавливающей субсидиарную ответственность собственника - Российской Федерации по обязательствам казенного  предприятия (пункт 5 ст. 115). Однако в отличие от государственных учреждений, ответственность по долгам которых государство несет уже при отсутствии на текущем счете такой организации денежных средств, субсидиарная ответственность государства по обязательствам казенных предприятий возможна лишь при недостаточном имуществе предприятия для удовлетворения требований кредиторов. Кстати, именно поэтому в отношении казенного предприятия не может быть возбуждено дело в несостоятельности (банкротстве).

В настоящее время в отечественной экономике создается множество новых организационно-правовых форм коммерческих организаций.

Одной из таких форм является казенное предприятие. Правовым основанием формирования в нашей стране подобных предприятий является, прежде всего, Гражданский кодекс Российской Федерации (статьи 113, 115, 296, 297), в котором в обобщенной форме определены два вида унитарных предприятий, одним из которых является федеральное казенное предприятие.

 

Спецификой, выделяющей унитарное  предприятие из других организационно-правовых форм коммерческих организаций, является то, что: оно не наделяется правом собственности  на закрепленное имущество; его имущество  является неделимым, не распределяемым по вкладам (долям, паям).

Порядок создания (образования) казенных предприятий в перспективе предполагается осуществлять на основе закона о государственных  и муниципальных предприятиях. Однако пока такой закон не принят и создание казенных предприятий осуществляется на основе подзаконных актов. К ним относятся Указ Президента Российской Федерации № 1003 от 23 мая 1994 года "О реформе государственных предприятий" и постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 908 "Об утверждении типового устава казенного завода (казенной фабрики, казенного хозяйства), созданного на базе ликвидированного федерального государственного предприятия".

 Казенные предприятия могут создаваться на базе ликвидированных федеральных государственных предприятий различных отраслей экономики. Однако преобладающими отраслями, где могут быть созданы подобные предприятия, являются промышленность и сельское хозяйство. Для вынесения решения о ликвидации конкретного предприятия и создании на его базе казенного предприятия необходимо его соответствие следующим критериям:

Осуществляет свою деятельность исключительно  для государственных предприятий.

Преобладающим (более 50 процентов) потребителем его продукции (работ, услуг) является государство.

Относится к числу предприятий, приватизация которых запрещена  законодательством.

После установления названных критериев  определяется одно из оснований, согласно которому может быть принято соответствующее  решение правительства. К таким основаниям, перечень которых является исчерпывающим, относятся:

Нецелевое использование предприятием выделенных ему федеральных средств.

Отсутствие у него прибыльности по итогам последних двух лет.

Распоряжение недвижимым имуществом без разрешения уполномоченного  государственного органа (аренда, передача в пользование, продажа и т.д.).

В период создания конкретного казенного  завода действуют социально-экономические  гарантии, выражающиеся в установленных  правовых запретах:

Не допускается сокращение количества рабочих мест.

Запрещен отказ в приеме на работу работников ликвидированного предприятия.

Не допускается передача хотя бы части имущества ликвидированного предприятия юридическим или  физическим лицам.

Ликвидация предприятия и образование  на его базе федерального казенного  предприятия порождают возникновение  правопреемства, в соответствии с  которым вновь созданное предприятие  является правопреемником ликвидированного и, следовательно, несет ответственность  по всем ранее возникшим обязательствам.

 Правовой статус казенного  предприятия условно можно подразделить  на следующие блоки прав и  обязанностей: определяющие общий  правовой статус; устанавливающие  правовой режим имущества; регламентирующие  организацию деятельности; определяющие  компетенцию органов управления; устанавливающие порядок ликвидации  и реорганизации. 

Он предполагает, что данное предприятие  создается в качестве юридического лица, ему предоставляется право  иметь расчетный или текущий  бюджетный счет в банке. В связи с тем, что казенное предприятие относится к категории коммерческих организаций, оно должно иметь фирменное наименование, право на которое возникает с момента государственной регистрации предприятия. Право на фирменное наименование является личным неимущественным правом, которое не может быть использовано кем-либо без согласия предприятия. В случае же нарушения этого права казенное предприятие, как и любая коммерческая организация, может требовать от причинителя вреда прекращения использования наименования и возмещения убытков.

Помимо фирменного наименования к  личным неимущественным правам казенного  предприятия относятся права  на товарный знак и знак обслуживания. Данные права возникают у предприятия с момента его регистрации в Государственном патентном ведомстве Российской Федерации и действуют в течение десяти лет, по прошествии которых могут продлеваться каждый раз на этот же срок.

В случае нарушения прав на товарный знак, знак обслуживания они подлежат защите в том же порядке, что и  права, связанные с фирменным  наименованием. Несмотря на то, что казенное предприятие не является собственником имущества, закрепленного за ним, оно определено в качестве хозяйствующего учреждения (коммерческой организации), самостоятельно несущего ответственность по своим обязательствам. На собственника данного предприятия, то есть государство, может быть возложена лишь субсидиарная ответственность, но лишь в том случае, если недостаточно средств предприятия.

Являясь юридическим лицом, казенное предприятие может осуществлять деятельность, связанную с производством  продукции, выполнением работ, оказанием  услуг. Объем этой деятельности определяет Правительство Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Правовое положение казенных предприятий.

 

Собственником имущества данного  предприятия является государство (Российская Федерация). Предприятию же предоставляется право оперативного управления закрепленным за ним имуществом, означающим владение, пользование и распоряжение имуществом в целях выполнения поставленных перед предприятием задач. Государство-собственник может изъять лишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество, закрепленное за казенным предприятием.

Существенно ограничены правомочия казенного  предприятия по распоряжению имуществом. Так, оно не вправе отчуждать или иным образом распоряжаться имуществом без согласия Госкомимущества. В то же время предприятию предоставлено право самостоятельно реализовывать производимую продукцию (если не установлены правовые ограничения).

Формирование имущества казенного  предприятия происходит из нескольких источников. Первоначально, как правило, ему передают имущество ликвидированного предприятия, которое и составляет его основную имущественную базу. Затем финансовые и иные материальные ресурсы поступают вследствие осуществления предприятием самостоятельной хозяйственной (предпринимательской) деятельности. Источником являются и финансовые средства, выделяемые из бюджета либо внебюджетных федеральных фондов.

Организация деятельности казённого  предприятия осуществляется на основе предоставленных предприятию прав юридического лица, в целях выполнения поставленных перед предприятием задач (по производству, работам, услугам). Одним из основных элементов организации деятельности является вопрос о порядке распределения и использования прибыли, полученной в процессе хозяйственной деятельности предприятия. Данный вопрос решается с учетом специфики конкретного предприятия и на основе Порядка планирования и финансирования деятельности казенного предприятия, утверждаемого Правительством Российской Федерации. Варианты же распределения прибыли, если она имеется, могут быть самые разнообразные. Она может полностью оставаться у предприятия и расходоваться на его развитие. Возможно и перечисление части прибыли в бюджет.

Организация деятельности казенного  предприятия предполагает, что многие вопросы этой деятельности должны быть согласованы с Правительством Российской Федерации. В частности, цены на продукцию (работы, услуги) устанавливаются в порядке, определяемом правительством. При получении кредитов предприятием необходима гарантия Правительства Российской Федерации.

Информация о работе Правовой статус казенных предприятий