Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 08:41, курсовая работа
Впервые такие унитарные предприятия были упомянуты в Указе Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 года № 1003 "О реформе государственных предприятий", в тексте которого в качестве одного из направлений реформы государственных предприятий предусматривалось создание на базе ограниченного круга ликвидируемых федеральных государственных предприятий хозяйствующих учреждений - казенных заводов, казенных фабрик и казенных хозяйств с закреплением за ними на праве оперативного управления всего имущества ликвидируемых федеральных государственных предприятий.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Понятие и общие положения казенного предприятия
Определение казенного предприятия……………………………………
Общие положения. ………………………………………………………
ГЛАВА 2. Правовое положение казённых предприятий
2.1. Общий правовой статус казенного предприятия……………………
2.2. Правовой режим имущества казенного предприятия…………………
2.3. Проблемы государственного управления собственностью
2.4. Организация деятельности казенного предприятия………………………
2.5. Компетенция органов управления предприятием………………………
2.6. Ликвидация и реорганизация казенного предприятия……………
ГЛАВА 3.Устав казенного учреждения на примере ГКУ РС(Я) «Национальная библиотека РС(Я)»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………
Директор казенного
8. Ликвидация и реорганизация казенного предприятия
Прекращение деятельности данного предприятия может происходить так же, как и любой коммерческой организации, путем его ликвидации либо реорганизации (слияние, присоединение, разъединение, выделение). Однако при реорганизации казенного предприятия имеется определенная специфика: правовой статус предприятия должен быть обязательно сохранен.
Рассмотренные вопросы, относящиеся к правовому статусу казенного предприятия, позволяют сказать, что данная организационно-правовая форма коммерческой организации является уникальной, т. к. сочетает в себе одновременно две организационно-правовые формы: самостоятельной коммерческой организации и учреждения. Уникальность данной формы предприятия определяется еще и тем, что количество таких предприятий в стране находится в минимальной пропорции к количеству коммерческих организаций всех остальных форм предприятий вместе взятых.
Создание в нашей стране казенных предприятий базируется на широко используемом опыте экономически развитых стран (Англия, Франция, ФРГ), где предприятия оборонных отраслей, связи, полиграфические и некоторые иные получают статус казенных. Но в отличие от наших предприятий они не имеют ни юридической, ни какой иной самостоятельности и представляют собой фактически подразделения, выступающие в правоотношениях от имени государства. По сравнению с ними отечественные аналогичные предприятия обладают большим кругом прав, однако объем этих прав гораздо уже, чем у обычной коммерческой организации. Достаточен ли объем предоставленных казенному предприятию прав, может показать только практика.
Заключение
Правовой статус казенного предприятия по Указу от 23 мая 1994 года № 1003 сводился к следующему: созданное в соответствии с Указом казенное предприятие является правопреемником ликвидированного государственного предприятия по ранее выделенным федеральным средствам, а также в части землепользования, природопользования, использования недр и предоставленных квот и лицензии; казенное предприятие вправе самостоятельно реализовывать производимую им продукцию, работы и услуги, использовать полученную прибыль. Правда, законодательством и уставом предприятия может быть предусмотрено иное.
Вместе с тем казенное предприятие не могло отчуждать закрепленное за ним недвижимое имущество, сдавать его в аренду или пользование, а также в залог без согласия Правительства либо уполномоченного им государственного органа. Право на получение кредитов таким предприятием обусловлено наличием гарантии Правительства. Согласие Правительства требовалось также во всех случаях создания казенным предприятием своих дочерних предприятий.
Правительство Российской Федерации наделялось правом изымать у казенного предприятия не используемое им либо используемое не по назначению имущество.
Надо заметить, что ряд положений, содержащихся в Указе от 23 мая 1994 года № 1003, сделали невозможной его реализацию. В частности, законодательство (как ранее действовавшее, так и современное) исключает возможность ликвидации предприятия с переходом его прав и обязанностей к другому субъекту в порядке правопреемства. Удовлетворение требований кредитора ликвидируемого предприятия должно осуществляться за счет его имущества, а не за счет денежных средств собственника, не говоря уже о том, что такой способ расчетов с кредиторами ликвидируемого государственного предприятия является непосильной ношей для федерального бюджета. Наделение казенного предприятия правом оперативного управления закрепленным имуществом, идентичным тому, что имеют государственные учреждения, означало, что при недостатке денежных средств у казенного предприятия все расчеты с кредиторами должны были осуществляться за счет федерального бюджета.
Жизнь показала несостоятельность таких подходов. Во всяком случае, нам неизвестны факты создания казенных предприятий на основе требований Указа № 1003.
Модель казенного предприятия по Гражданскому Кодексу Российской Федерации выглядит несколько по-иному.
В соответствии со статьей 115 Гражданского
Кодекса Российской Федерации в
случаях, предусмотренных законом
о государственных и
Учредительным документом казенного предприятия является его устав, утверждаемый непосредственно Правительством Российской Федерации. При этом фирменное наименование предприятия должно содержать указание на то, что предприятие является казенным. Исключительно Правительством Российской Федерации может быть принято решение о реорганизации либо ликвидации казенного предприятия.
В Гражданском Кодексе Российской Федерации, так же как и в Указе Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 года, № 1003, казенное предприятие наделяется правом оперативного управления, закрепленным за ним имуществом. Однако право управления казенного предприятия значительно отличается от права оперативного управления, предоставленного учреждениям.
Суть права оперативного управления
казенного предприятия
Собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием, помимо прав, которыми он располагает в отношении унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, наделен правомочием по изъятию излишнего, не используемого либо используемого казенным предприятием не по назначению имущества.
Еще одно отличие правомочий казенного предприятия как субъекта права оперативного управления от правомочий унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, заключается в том, что согласие собственника требуется на совершение казенным предприятием любых сделок, связанных с отчуждением либо распоряжением иным способом любым имуществом, находящимся на балансе предприятия (а не только недвижимостью, как это имеет место в случае с хозяйственным ведением).
Порядок распределения доходов, полученных казенным предприятием, определяется собственником имущества.
Казенное предприятие вправе реализовать самостоятельно лишь произведенную им продукцию, если законодательством не установлено иное.
Особые полномочия собственника имущества
казенного предприятия в
Однако в отличие от государственных
учреждений, ответственность по долгам
которых государство несет уже
при отсутствии на текущем счете
такой организации денежных средств,
субсидиарная ответственность государства
по обязательствам казенных предприятий
возможна лишь при недостаточном
имуществе предприятия для
Список используемой литературы:
Гражданский Кодекс Российской Федерации. Полный сборник кодексов Российской Федерации. – М.: Издательство Эксмо, 2005. – 1104 с.
Указ Президента РФ от 23 мая 1994 года № 1003 "О реформе государственных предприятий"
Указ Президента РФ от 10 июня 1994 года №1200 "О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой"
Указ Президента РФ от 24 декабря 1993
года «Об утверждении
5.Указ Президента РФ от 1 июля
1992 года N 721 "Об организационных
мерах по преобразованию
6.Распоряжение
Указ Президента РФ от 23 мая 1994 года № 1003 "О реформе государственных предприятий"