Правовой статус судей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 15:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение понятия статуса судей, его конституционных принципов с точки зрения отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели мною были поставлены следующие задачи:
1.Изучить теоретические аспекты конституционно-правового статуса судей РФ;
2.Определить и исследовать содержание конституционно-правового статуса судей РФ.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС СУДЕЙ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
1.1 Понятие правового статуса судей
1.2 Элементы статуса судей
1.3 Конституционные принципы статуса судей как носителей судебной власти: независимость, несменяемость, неприкосновенность
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ КОНСТИТУЦИОННГО-ПРАВОВОГО СТАТУСА СУДЕЙ
2.1 Требования, предъявляемые к судьям. Порядок наделения судей полномочиями
2.2 Порядок приостановления или прекращения полномочий судьи
2.3 Проблемы дисциплинарной ответственности судей
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 38.12 Кб (Скачать файл)

Не  менее важно обеспечить независимость  каждого судьи (и соответственно заседателя) внутри судейской коллегии. Не менее важно обратить внимание на порядок совещания судей (ст. 301 УПК), который в совокупности стайной  совещания гарантирует независимость  судей друг от друга (в том числе  арбитражных заседателей от - председательствующего, а присяжных - от старшины). Суть этого  порядка сводится к следующему:

· наличие запрета судьям (а также  соответствующим заседателям) воздерживаться от голосования;

· установление правила предписывающему  председательствующему ( а при совещании присяжных заседателей их старшине) подавать свой голос последним.

На  обеспечении независимости судей  нацелено и положение ч.2 ст.10 Закона о статусе судей, в соответствии с которыми судья ни кому не обязан давать какие либо объяснения по существу рассмотренных или находящихся в рассмотрении дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления, за исключением случаев предусмотренных процессуальным законом. Например: правом ознакомления с материалами рассмотренного уголовного дела наделены прокурор, осужденный, оправданный, их защитники и законные представители, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители.

Судьи, члены их семей, их имущество находятся  под особой защитой государства (ч.2 ст.9 Закона "О статусе судей").

В развитии этого положения принят специальный Федеральный закон "О  государственной защите судей, должностных  лиц правоохранительных и контролирующих органов" (СЗ РФ. 1995.№17.Ст1455). В свою очередь министр РФ принял приказ, специально посвященный мерам по реализации указанного Федерального закона, утвердил инструкцию о порядке обеспечения  государственной защиты судей, должностных  лиц правоохранительных и контролирующих органов до создания специальных  подразделений в органах внутренних дел по обеспечению безопасности защищаемых лиц.

Основанием  для принятия мер безопасности является наличие достаточных данных, свидетельствующих  о реальности угрозы безопасности защищаемого  лица.

2. Неприкосновенность судей

Гарантии  неприкосновенности судьи устанавливаются  Конституцией РФ (ст. 122) и Законом "О  статусе судей" (ст. 16).

Данный  принцип связан с особым порядком привлечения их к уголовной и  административной ответственности. Проблему неприкосновенности судьи не сводят к личности судьи. В этом законе указано, что неприкосновенность судьи включает в себя также неприкосновенность занимаемых ими жилых и служебных  помещений, используемых им личных и  служебных транспортных средств, принадлежащих  ему документов, багажа или иного  имущества, тайну переписки и  иную корреспонденцию. Неприкосновенность судей, прежде всего, состоит в том, что они не могут быть привлечены какой-либо ответственности (уголовной, административной, дисциплинарной) за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое решение, если в ступившим в законную силу решение суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении.

Кроме того, неприкосновенность обеспечивается установлением особого порядка  привлечения судьи к ответственности (уголовной, административной, дисциплинарной) за совершенные правонарушения и  с учетом этих соображений законом установлен ряд особенностей решения уголовно-правовых и уголовно-процессуальных вопросов, так или иначе связанных с обеспечением обоснованности привлечения судьи к ответственности.

Установлен  особый порядок решение вопроса  о возбуждении уголовного дела в  отношении судьи, либо о привлечении  его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу. Такое решение  может принять только Генеральный  прокурор РФ при условии, что предварительное  заключение о наличии признаков  преступления в действии судьи дала судебная коллегия в составе трех судей соответствующего суда и имеется  согласие соответствующей квалификационной коллегии судей.

Установлен  запрет на задержание судьи. При этом личный досмотр судьи не осуществляется, за исключением случаев, предусмотренных  федеральным законом в целях  обеспечения безопасности людей (ст.5 Закона "О статусе судей").

Установлены дополнительные гарантии защиты судей  от необоснованного осуществления  в отношении них уголовно-розыскных  мероприятий. После возбуждения  уголовного дела или привлечения  его в качестве обвиняемого по уголовному делу эти мероприятия  поводятся в порядке установленном  УПК РФ.

По  ходатайству судьи, заявленного  до начала судебного разбирательства, уголовное дело в отношении его  рассматривается Верховным Судом  РФ.

За  совершение дисциплинарного проступка  на судью Конституционного суда РФ по решению этого суда могут быть наложены такие же взыскания, как  на других судей (ст. 15 ФКЗ "О Конституционном  Суде Российской Федерации").

3. Несменяемость судей

Несменяемость судей - одна из гарантий независимости  судей, предусмотренная ст. 121 Конституции  РФ. Несменяемость судей заключается  в том, что полномочия судьи могут  быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и  по основаниям, предусмотренным федеральным  законом. Данная гарантия распространяется на всех лиц, наделенных в конституционном  порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющих свои обязанности  на профессиональной основе. Порядок  приостановления и прекращения  полномочий судьи в РФ определяется Законом РФ "О статусе судей  в Российской Федерации".

Несменяемость судей была известна еще феодальной Франции. Законодательство дореволюционной  России с 1864 г. также предусматривало  подобный принцип. Судья, однажды назначенный или избранный, занимал свой пост в течение срока, установленного законом, и не мог быть уволен, перемещен или переведен в др. местность против его воли. Судьи, назначавшиеся исполнительной властью, обычно занимали свою должность пожизненно; если судья избирался на срок, то несменяемость гарантировала пребывание его в должности до истечения срока службы.

"Согласно  ст. ст. 121, 122 Конституции Российской  Федерации судьи в Российской  Федерации несменяемы и неприкосновенны,  поэтому представляются принципиально  неприемлемыми предложения, направленные  на резкое снижение этих важнейших  гарантий независимости судьи.  Принятие в полном объеме предлагаемых  норм может привести к утрате  судами самостоятельности и к  их зависимости от органов  исполнительной власти всех уровней:  от районного звена до федеральных  округов".

ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО  СТАТУСА СУДЕЙ

2.1.Требования, предъявляемые к  судьям. Порядок наделения судей  полномочиями

правовой  судья полномочие ответственность

Требования, предъявляемые к кандидатам в  судьи, в большинстве своем сформулированы в Конституции РФ, Законе о судебной системе, Законе о статусе судей  и в других нормативно-правовых актах.

Универсальными  для кандидатов в судьи всех судов, в том числе на должности мировых  судей, являются требования:

1.Гражданство  Российской Федерации.

2.Высшее  юридическое образование, полученное  в государственном вузе с лицензией  и аккредитацией.

3.Достижение  кандидатом в судьи определенного  возраста. Для судов различного  уровня требования возраста кандидатов  и опыта их работы неодинаковы.  Для назначения в гражданские,  арбитражные, военные суды, а также  для избрания на должность  мирового судьи требуется, чтобы  кандидат достиг 25 лет. В Верховный  Суд РФ и Высший Арбитражный  Суд РФ - 35 лет, в Конституционный  Суд РФ - 40 лет.

Предельный  возраст для кандидата в судьи  формально ограничен - 70 лет (для  судьи военного суда - 60 лет).

4.Стаж  работы по юридической специальности.  Кандидаты в судьи высших судов  должны иметь не менее 10 лет  такого стажа (в Конституционном  Суде РФ - не менее 15 лет). В отношении  же кандидатов на судейские  должности во все другие суды  предусмотрено, что они должны  проработать по юридической специальности  не менее 5 лет (ст. 119 Конституции  РФ). Вместе с тем, в отношении  кандидатов в военные судьи  Указом Президента РФ от 13 марта  1995 года установлено изъятие. "При  назначении судей военных судов  в стаж работы по юридической  профессии кандидатам на эти  должности засчитывать срок их  военной службы на офицерских  должностях".

5.Положительные  характеристики

6.Отсутствие  медицинских противопоказаний для  работы судьи. "Для подтверждения  отсутствия у претендента на  должность судьи заболеваний,  препятствующих назначению на  должность судьи, проводится его  предварительное медицинское освидетельствование.  Перечень заболеваний, препятствующих  назначению на должность судьи,  утверждается решением Совета  судей Российской Федерации на  основании представления федерального  органа исполнительной власти  в области здравоохранения. Форма  документа, свидетельствующего об  отсутствии заболеваний, препятствующих  назначению на должность судьи,  утверждается федеральным органом  исполнительной власти в области  здравоохранения".

Законодательство  предусматривает и иные требования, предъявляемые к кандидатам на судейские  должности. Формально эти требования не являются обязательными, поскольку  для того, чтобы стать кандидатом, по букве закона достаточно соответствовать  тем, что перечислены выше. Но фактически иные требования тоже учитываются при  отборе кандидатов. К их числу относятся прежде всего те требования, которые установлены для лиц, уже ставших судьями и исполняющих их обязанности. Судья, скажем, обязан избегать всего того, что может умалить авторитет судебной власти, достоинства судьи, или вызвать сомнение в его объективности и справедливости. Кодекс чести судьи требует, чтобы на должность судьи назначались лица, не совершившие порочащих проступков. Но они не указывают, какие действия судьи или кандидата на должность судьи следует считать порочащими проступками. Определение степени тяжести проступка лежит на квалификационной коллегии судей.

В соответствии с Законом о статусе  судьи, судья не может быть депутатом, принадлежать к политическим партиям  и движениям.

Законы, регламентирующие организацию и  деятельность специализированных судов, могут предусматривать требования, специфические для таких судов.

Закон содержит также ряд прямых запретов, адресованных судьям и имеющих значение при отборе кандидатов на их должности. Отбор кандидатов в судьи в  соответствии со ст. 5 Указа Президента РФ от 25 декабря 1993 г. N 2289 предусматривает: "отбор кандидатов на должность  судьи осуществляется на конкурсной основе. Любой гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое  образование и достигший 25-летнего  возраста, имеет право быть допущенным к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи. Квалификационный экзамен на должность судьи принимается  состоящей при органе юстиции  экзаменационной комиссией, персональный состав которой утверждается квалификационной коллегией судей. Квалификационный экзамен сдает лицо, не являющееся судьей. Результаты квалификационного  экзамена действительны в течение  трех лет с момента его сдачи  и на протяжении всего времени  работы в должности судьи. Каждый гражданин Российской Федерации, отвечающий требованиям, предъявляемым к кандидату  на должность судьи соответствующего суда, имеет право обратиться в  квалификационную коллегию судей с  заявлением о рекомендации на эту  должность. Квалификационная коллегия судей в пределах своей компетенции  рассматривает заявление лица, претендующего  на соответствующую должность судьи, и с учетом результатов квалификационного  экзамена дает заключение о рекомендации данного лица либо об отказе в ней. Повторное обращение в квалификационную коллегию судей допускается не ранее  чем через год со дня дачи заключения".

Представление о назначении судей гражданских  судов общей юрисдикции и судей  арбитражных судов субъектов  РФ получают дальнейшее продвижение  только после согласования с соответствующими местными законодательными (представительными) органами. Ч.3 ст.6 Закона "О статусе  судей" требует, чтобы кандидаты  на должности тех судей, которым  предстоит работать в субъектах  Федерации, были согласованы с названными органами. Учет их мнения обязателен.

В конечном счете представление о назначении всех судей судов общей юрисдикции направляется в Администрацию Президента РФ Председателем Верховного Суда РФ, о судей арбитражных судов - Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ. Там они передаются в Комиссию Совета по кадровой политике при Президенте Российской Федерации для предварительного рассмотрения кандидатур на должности судей федеральных судов. В соответствии с положением об этой Комиссии она выносит свое заключение о рекомендации Президенту назначить соответствующих судей или отказать в этом.

2.2 Порядок приостановления или  прекращения полномочий судьи

Законом предусмотрены как возможность  временного приостановления полномочий судьи, так и порядок их полного  прекращения. Приостановление полномочий (ст.13 Закона "О статусе судей") - это временное отстранение судьи  от исполнения им своих обязанностей. Законодательство дает четкий и исчерпывающий  перечень случаев, когда такое отстранение  возможно:

1. признание судьи безвестно отсутствующим  решением суда, вступившим в законную  силу;

2. согласие квалификационной коллегии  судей на привлечение судьи  к уголовной ответственности  или заключение его под стражу;

3. участие судьи в предвыборной компании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации;

4. избрание судьи в состав органа  законодательной (представительной) власти Российской Федерации  или органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации.

Судья, полномочия которого приостановлены в  соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 1 настоящей статьи или которому отказано в приостановлении полномочий, может обжаловать это решение  в Высшую квалификационную коллегию судей в течение 10 дней со дня  получения копии решения. Решение  Высшей квалификационной коллегии судей  может быть обжаловано в Верховный  Суд Российской Федерации в тот  же срок.

Приостановление полномочий судьи, за исключением случая, когда ему в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, не влечет за собой прекращение выплаты  судье, а если он признан безвестно  отсутствующим - его семье заработной платы или уменьшение ее размера.

Информация о работе Правовой статус судей