Правовой статус судей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 15:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение понятия статуса судей, его конституционных принципов с точки зрения отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели мною были поставлены следующие задачи:
1.Изучить теоретические аспекты конституционно-правового статуса судей РФ;
2.Определить и исследовать содержание конституционно-правового статуса судей РФ.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС СУДЕЙ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
1.1 Понятие правового статуса судей
1.2 Элементы статуса судей
1.3 Конституционные принципы статуса судей как носителей судебной власти: независимость, несменяемость, неприкосновенность
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ КОНСТИТУЦИОННГО-ПРАВОВОГО СТАТУСА СУДЕЙ
2.1 Требования, предъявляемые к судьям. Порядок наделения судей полномочиями
2.2 Порядок приостановления или прекращения полномочий судьи
2.3 Проблемы дисциплинарной ответственности судей
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 38.12 Кб (Скачать файл)

Приостановление полномочий судьи, за исключением случая избрания ему в качестве меры пресечения заключения под стражу, не влечет за собой снижение уровня иных видов  материального и социального  обеспечения судьи и не лишает его гарантий неприкосновенности, установленных  законом о статусе судей.

Решение о возобновлении полномочий судьи  принимает квалификационная коллегия судей, приостановившая его полномочия".

Прекращение полномочий - это полное отстранение  судьи от исполнения должностных  обязанностей. Для него также установлен исчерпывающий перечень оснований (ст. 14 Закона "О статусе судей"):

1. письменное заявление судьи об  отставке;

2. ввиду неспособности по состоянию  здоровья или по иным уважительным  причинам в течение длительного  времени исполнять обязанности  судьи. Квалификационная коллегия  судей может прекратить полномочия  судьи по этим основаниям, однако  она не вправе принять такое  решение, если судья вернулся  к исполнению своих обязанностей;

3. письменное заявление судьи о  прекращении его полномочий в  связи с переходом на другую  работу или по иным причинам;

4. истечение срока полномочий судьи,  если они были ограничены определенным  сроком;

5. увольнение судьи военного суда  с военной службы по достижении  предельного возраста пребывания  на военной службе;

6. прекращение гражданства Российской  Федерации;

7. занятие деятельностью, не совместимой  с должностью судьи;

8. вступление в законную силу  обвинительного приговора суда  в отношении судьи либо судебного  решения о применении к нему  принудительных мер медицинского  характера;

9. совершение поступка, позорящего  честь и достоинство судьи  или умаляющего авторитет судебной  власти;

10. вступление в законную силу  решения суда об ограничении  дееспособности судьи либо признании  его недееспособным;

11. смерть судьи или вступление  в законную силу решения суда  об объявлении его умершим;

12. отказ судьи от перевода в  другой суд в связи с упразднением  или реорганизацией суда.

Полномочия  судьи прекращаются решением соответствующей  квалификационной коллегии судей, которое  может быть обжаловано судьей в Высшую квалификационную коллегию судей в  течение 10 дней со дня получения  копии решения. Решение Высшей квалификационной коллегии судей может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации  в тот же срок.

В случае отмены решения квалификационной коллегии судей о прекращении  полномочий судьи или отмены состоявшегося  о нем обвинительного приговора суда либо судебного решения, судья подлежит восстановлению в прежней должности с выплатой причитающейся ему заработной платы.

2.3 Проблемы дисциплинарной ответственности  судей

Общеизвестно, что судья должен быть терпимым, сдержанным и вежливым по отношению  к сторонам, присяжным, свидетелям, адвокатам, представителям сторон и  другим лицам, с которыми он сталкивается в ходе ведения дела. "Судья  при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло  бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать  сомнения в его объективности, справедливости и беспристрастности".

Несмотря  на то, что приведенные выше положения  давно отнесены к разряду простых  и непререкаемых, поток жалоб  на недопустимое поведение судей  в процессах, впрочем, как и на игнорирование ими этических (и не только) норм и правил вне работы, не прекращается. Подобные конфликтные ситуации - явление не единичное, в своей совокупности они представляют реальную опасность для авторитета правосудия, являющегося, как известно, самостоятельным видом государственной деятельности. Одной из наиболее распространенных форм разрешения конфликтных ситуаций является дисциплинарная ответственность судей.

Дисциплинарная  ответственность судей относится  к разряду видов юридической  ответственности, жестко регламентируемых государством, с привлечением для  решения и принципиальных, и процедурных  вопросов как представителей судейского сообщества, так и широкой общественности. Следовательно, необходим механизм, позволяющий оптимизировать процесс урегулирования противоречий, складывающихся между отдельными судьями и участниками процесса, между судьями и обществом, а также между судейским сообществом и его отдельными членами.

В этой связи выскажу главные, на мой  взгляд, соображения по упорядочению правового регулирования дисциплинарной ответственности судей.

Во-первых, эта ответственность должна стать  полноценной компенсацией тех серьезных  исключений из общего конституционного принципа равенства всех перед законом, связанных с представлением судьям гарантий независимости и неприкосновенности, в том числе иммунитета от административной ответственности. Поэтому вместо расплывчатого, подлежащего субъективному толкованию термина "поступок, позорящий честь  и достоинство судьи или умаляющий  авторитет судебной власти", сохраняемого законопроектом, необходимо ввести (помимо должностного проступка) еще три  самостоятельных основания ответственности: занятие деятельностью, подпадающей  под должностные ограничения  и запреты; административное правонарушение; нарушение присяги судьи. Текст присяги при этом должен быть дополнен обязательствами по внеслужебному поведению и соблюдению Кодекса чести судьи.

Во-вторых, регулирование дисциплинарной ответственности  судей должно учитывать баланс публичных  интересов, предполагающих как их строгую  и неотвратимую ответственность  по широкому перечню оснований, так  и обеспечение гарантий самостоятельности, независимости и неприкосновенности.

В-третьих, чтобы дисциплинарная ответственность  эффективно выполняла функции превенции  проступков и очищения судейского корпуса  от лиц, недостойных в нем состоять, она должна быть урегулирована полно  и детально. Существующие и не устраненные законопроектом пробелы по правилам наложения взысканий, давностным срокам, процедурам дополнительной проверки и многим иным вопросам непростительны с точки зрения требований законного и обоснованного привлечения к любой юридической ответственности, а закладываемая проектом возможность аналогии здесь с общими нормами трудового права не учитывает специфики статуса судей и особенностей квалификационных коллегий как субъектов дисциплинарной власти.

Исходя  из изложенного, можно сделать вывод, что основания дисциплинарной ответственности  судей являются специфическими. На судью за нарушение норм Закона Российской Федерации "О статусе судей  в Российской Федерации" и положений  Кодекса судейской этики может  быть наложено дисциплинарное взыскание  в виде предупреждения или досрочного прекращения полномочий судьи. Провозглашенный  ст. 46 Конституции РФ принцип судебной защиты прав и свобод должен быть подкреплен соответствующей ответственностью судей за оставление без оценки доводов  сторон при рассмотрении судебных дел. Квалификационные коллегии судей должны формироваться на паритетных началах  из представителей всех ветвей власти. Судьи должны отвечать за свои действия перед обществом, а не только перед  самими собой.

Заключение

Рассмотрев  правовой статус судов и судей  в Российской Федерации, как один из основополагающих элементов к  пониманию принципа построения судебной системы в Российской Федерации, всех взаимоотношений в обществе, складывающихся в связи с отправлением правосудия, я могу сделать вывод, что правовой статус судей имеет  четко определенную, достаточно стабильную систему прав и гарантий, обеспечивающих отправление правосудия.

Знание  системы гарантий независимости  судей позволяет постичь многообразие правовых форм отправления правосудия, а также глубже узнать различия между статусом судей различных уровней судебной системы Российской Федерации.

Взаимосвязанность и взаимозависимость норм права, гарантирующих правовой статус судей, привносит в судебную систему  не только упорядоченность, но и позволяет  более точно и качественно  исполнять нормы законов о  судоустройстве.

Система прав и обязанностей судей - как субъектов  отправления правосудия в Российской Федерации, должна строится на объективной и научно упорядоченной основе. В конечном итоге - это будет способствовать становлению в России правового государства, подчиняющего все стороны своей жизни именно способам правового, а не "волюнтаристского" разрешения стоящих перед ним задач.

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации  (принята всенародным голосованием 12.12.1993) //"Российская газета", N 7, 21.01.2009.

2. Федеральный конституционный закон  от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной  системе Российской Федерации".

3. Федеральный конституционный закон  от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном  Суде Российской Федерации".

4. Федеральный конституционный закон  от 23.06.1999 N 1-ФКЗ "О военных судах  Российской Федерации".

5. Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе  судей в Российской Федерации".

6. Федеральный закон от 14.03.2002 N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества  в Российской Федерации".

7. Указ Президента РФ от 25.12.1993 N 2289 "О замещении вакантных должностей  федеральных судей".

8. Указ Президента РФ от 13.03.1995 N 263 "Об исчислении стажа работы  для кандидатов в судьи военных  судов".

Специальная литература

9. Правоохранительные органы. Учебник  для вузов.// К. Ф. Гуценко, М.  А. Ковалев., М., Зерцало, 2001 - 400с.

10. Правоохранительные органы. Учебник  для вузов.// Под ред. В. П.  Божьева., М., Спарк, 2002 - 400с.

11. Комментарий к законодательству  о судебной системе Российской  Федерации.// Лебедев В.М. Под ред.  Т.Г. Морщаковой. М.: Юристъ, 2003 - 217 с.


Информация о работе Правовой статус судей