Правовые аспекты признания граждан безработными

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 23:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы изучить правовые аспекты признания граждан безработными.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить понятия и виды безработицы;
ознакомиться с проблемами регулирования занятости и пути их решения;
рассмотреть порядок и условия признания граждан безработными

Содержание

Введение 2
І Глава. Теоретико – методологические аспекты понятия безработицы 4
1.1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ БЕЗРАБОТИЦЫ 4
1.2. ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ И ИХ РЕШЕНИЯ 9
II Глава. Условия признания граждан безработными 13
2.1. ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ПРИЗНАНИЯ ГРЖДАН БЕЗРАБОТНЫМИ 13
2.2. ПРАВИЛА РЕГИСТРАЦИИ ГРАЖДАН В ЦЕЛЯХ ПОИСКА ПОДХОДЯЩЕЙ РАБОТЫ 14
III Глава. Практика деятельности служб занятости зарубежных стран 18
3.1. СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ ДРУГИХ СТРАН 18
3.2. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ СЛУЖБ ЗАНЯТОСТИ 20
Заключение 31
Список использованных источников 32

Вложенные файлы: 1 файл

1kursova__pravo_soc_obesp_490490.doc

— 211.00 Кб (Скачать файл)
  • обеспечение равных возможностей всем гражданам независимо от происхождения, социального и имущественного состояния, расовой и национальной принадлежности, пола, возраста, политических убеждений, отношения к религии, в реализации права на труд и свободный выбор вида деятельности;
  • содействие обеспечению эффективной занятости, которая предотвращает безработицу, создание новых рабочих мест и условий для развития предпринимательства;
  • добровольность труда, согласно которой занятость основана на свободном волеизъявлении граждан. В основу этого принципа, кроме права на труд, положены также другие гражданские права, которые расширяют свободу распоряжения работником своей рабочей силой [3, с. 98].

Во-первых, каждый трудоспособный гражданин должен иметь право самостоятельно решить вопрос: участвовать или нет в общественном труде. При этом легализованная добровольная незанятость исключает любые угрозы против этого вида свободы, если источник существования неработающего гражданина является законным.

Во-вторых, добровольность занятости предусматривает самостоятельный выбор работником меры труда, т.е. наиболее благоприятного для него (с учетом реальных возможностей) режима занятости. Речь идет о разнообразии форм организации рабочего дня, недели, всего периода трудовой жизни человека.

Третий важный элемент добровольного трудового образа жизни связан с предоставлением права свободного выбора географического места приложения труда.

В-четвертых, добровольный трудовой способ предполагает неограниченное право выбора работником сферы труда в любом из секторов экономики, создаваемых по признаку формы собственности, включая сферу исправительной труда;

  • содействие трудовой мобильности. Соблюдение этого принципа связано с развитием существующей системы общеобразовательной и профессиональной подготовки с учетом общих закономерностей динамики профессиональной структуры в эпоху научно - технической революции, новых требований к качествам работника в условиях рыночной экономики, а также с формированием в психологии людей ориентации на непрерывное совершенствование профессиональной мастерства, поиска наиболее подходящей сферы для приложения своих способностей, готовности к переобучению в случае необходимости;
  • единство ответственности. Означает наличие четырех условий: координация деятельности в области занятости с другими направлениями экономической и социальной политики, включая социальное обеспечение, рост и распределение доходов, предупреждение инфляции; сочетание самостоятельности местных органов власти в обеспечении занятости с централизованными мерами, участие профсоюзов и союзов работодателей в разработке и реализации мероприятий по обеспечению занятости во взаимодействии с органами государственного управления, международное сотрудничество в решении проблем занятости, включая профессиональную деятельность граждан за рубежом и трудовую деятельность иностранных граждан в стране7.

Выводы первому разделу: с целью создания условий для полного осуществления гражданами права на труд государство предусматривает: мероприятия инвестиционной и налоговой политики, направленные на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудящихся, создание новых технологий, поощрение предпринимательства; обеспечение прав и интересов работников, создание благоприятных условий на производстве, совершенствование законодательства о занятости населения и работе; проведение аналитических и научных исследований структуры экономики и прогнозирования следующих изменений качества и распределения рабочей силы; регулирование внешнеэкономической деятельности в части привлечения и использования иностранной рабочей силы в России на основе квотирования и лицензирования; содействие, в случае необходимости, созданию дополнительных рабочих мест предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности, а также улучшению условий труда в общественном производстве; организацию профессиональной ориентации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ІІ. УСЛОВИЯ ПРИЗНАНИЯ ГРАЖДАН БЕЗРАБОТНЫМИ

 

2.1. Порядок и условия признания граждан безработными

Согласно ст. 3 закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Решение о признании гражданина, зарегистрированным с целью поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании8.

При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.

Гражданин, относящийся к категории инвалидов, для решения вопроса о признании его безработным дополнительно предъявляет индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.

Безработными не могут быть признаны граждане9: не достигшие 16-летнего возраста; которым назначена трудовая пенсия по старости, в том числе досрочно, либо пенсия, либо пенсия по старости или за выслугу лет; отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы; не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный для регистрации их в качестве безработных; осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы; представившие документы, содержащие заведомо ложные сведений; занятые граждане.

Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.

 

2.2. Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. №891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы"10 при регистрации безработных граждан государственные учреждения службы занятости населения осуществляют постановку на регистрационный учет, ведение регистрационного учета и снятие с регистрационного учета.

Регистрации подлежат граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы, в отношении которых государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения о признании их безработными.

Постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется путем внесения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений о признании указанных граждан безработными.

При постановке на регистрационный учет безработных граждан государственные учреждения службы занятости населения письменно (под роспись) уведомляют их о признании безработными и постановке на регистрационный учет.

Постановка на регистрационный учет безработных граждан не осуществляется в следующих случаях11:

а) отказ гражданина от 2 вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, в течение 10 дней со дня постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы;

б) два отказа гражданина, впервые ищущего работу  и при этом не имеющего профессии, от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера;

в) неявка гражданина без уважительных причин в течение 10 дней со дня постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы;

г) неявка гражданина в срок, установленный для принятия решения о признании его безработным;

д) представление гражданином документов, содержащих заведомо ложные сведения.

Подбор подходящей работы зарегистрированным гражданам и безработным гражданам осуществляется исходя из сведений о свободных рабочих местах и вакантных должностях, содержащихся в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения - работодателей.

Подбор подходящей работы осуществляется с учетом профессии, должности, вида деятельности, уровня профессиональной подготовки и квалификации, опыта и навыков работы, размера среднего заработка, исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы гражданина, заключения о рекомендуемом характере и условиях труда, транспортной доступности рабочего места, а также требований работодателя к кандидатуре работника, содержащихся в сведениях о свободных рабочих местах и вакантных должностях12.

Для зарегистрированных граждан (в т.ч. впервые ищущих работу, но имеющих профессию), вставших на регистрационный учет в течение 12 месяцев после увольнения по любым основаниям, подходящей считается работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня профессиональной подготовки, условиям последнего места работы, состоянию здоровья граждан и транспортной доступности рабочего места.

Зарегистрированным гражданам, впервые ищущим работу, ранее не работавшим и при этом не имеющим профессии, выдается не более 2 предложений профессиональной подготовки или направлений на оплачиваемую работу, включая работу временного характера, требующую или не требующую предварительной подготовки.

Оплачиваемая работа считается подходящей для зарегистрированных граждан и безработных граждан13:

а) уволенных более 1 раза в течение года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

б) прекративших индивидуальную предпринимательскую, вышедших из членов крестьянского хозяйства;

в) стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более 1 года) перерыва;

г) направленных государственными учреждениями службы занятости населения на обучение и отчисленных за виновные действия;

д) отказавшихся повысить квалификацию, получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первого периода выплаты пособия по безработице;

е) состоящих на учете в государственных учреждениях службы занятости населения более 18 месяцев;

ж) более 3 лет не работавших;

з) обратившихся в государственные учреждения службы занятости населения после окончания сезонных работ.

Выводы ко второму разделу: условия и порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы предусмотрены и регламентируются ст. 3 закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. №891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы".

ІІІ. ПРАКТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБ ЗАНЯТОСТИ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

 

3.1. Службы занятости других стран

Повышение уровня занятости населения, улучшения ее качественных характеристик является важной предпосылкой экономического развития страны, катализатором хода экономических процессов, как на региональном, так и на государственном, а также на международном уровне. В связи с этим развитые страны и международные организации относят проблемы занятости к тем, решение которых влияет на обеспечение социально - экономической стабильности общества. Следовательно, занятость как социально - экономическое явление является предметом государственного регулирования14. В разных странах существуют свои отличия в реализации политики занятости населения.

В каждой из стран существует собственная модель регулирования занятости, под которой понимают предпочтение проведения активной или пассивной политики занятости, степень централизации рынка труда и законодательства по вопросам занятости, участие в решении проблемных аспектов профсоюзов, организаций работодателей и т.п.15 В соответствии с этим, развитыми странами используются различные по своей сути и характеру методы регулирования занятости.

В целом в мировом опыте хозяйствования относительно занятости выделяют пять доминирующих моделей: американскую, немецкую, английскую, шведскую и японскую16.

Рассматривая американскую модель, заметим, что регулирование занятости представлено системой из трех составляющих: государственные предприятия, связанные с наймом рабочей силы; финансово-кредитная политика, с помощью которой происходит регулирование спроса на рабочую силу, и непосредственное регулирование занятости с помощью штатной системы законодательства. Регулирующими рычагами являются: осуществление широкомасштабных мероприятий по: созданию новых дополнительных рабочих мест; перераспределению трудовых нагрузок, сохранению рабочих мест, в частности национализации предприятий с этой целью17.

Информация о работе Правовые аспекты признания граждан безработными