Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 20:28, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение развития современного законодательства о благотворительной и добровольческой деятельности в России. В соответствии с поставленной целью при написании курсовой работы была предпринята попытка разрешения следующих задач:
определение правовых оснований, определяющих возникновение и прекращение благотворительной деятельности в России;
освещение форм добровольческой деятельности;
определение правового статуса лиц, осуществляющих добровольческую деятельность;
Введение 3
Глава 1. Правовые основания благотворительной деятальности 5
1.1. Понятие, цели и сущность благотворительной деятельности 5
1.2. Понятие и основные признаки благотворительных организаций, правовые основы их деятельности 10
Глава 2. Общая характеристика форм благотворительной деятельности 17
2.1. Дарение (пожертвование) 17
2.2. Грант 20
2.3. Добровольческий труд 23
2.4. Гуманитарная и техническая помощь 25
Заключение 31
Список использованных источников 33
В силу статьи 7 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» благотворительные организации создаются в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и в иных формах, предусмотренных федеральными законами для благотворительных организаций.
Не всегда нормы федерального законодательства
содержат прямые указания на этот счет.
Так, например, в федеральных законах
не говорится о возможности
Согласно статье 8 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» учредителями благотворительной организации в зависимости от ее формы могут выступать физические и (или) юридические лица. При этом Закон устанавливает дополнительные требования к субъектному составу учредителей благотворительных организаций. Во-первых, учредителями благотворительной организации не могут выступать органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения. Во-вторых, учредителями благотворительных учреждений могут быть исключительно благотворительные организации (статья 7 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»).
Цели и предмет деятельности некоммерческих, в том числе благотворительных, организаций должны быть указаны в их учредительных документах (пункт 2 статьи 52 ГК РФ). Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона «О некоммерческих организациях», характер деятельности некоммерческих организаций фиксируется в их наименовании. В некоторых случаях закон устанавливает дополнительные требования к наименованию некоммерческих организаций. Например, согласно статье 28 Федерального закона «Об общественных объединениях», наименование общественного объединения должно содержать указание на территориальную сферу его деятельности.
В силу пункта 1 статьи 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях» законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на виды деятельности, которыми вправе заниматься некоммерческие, в том числе благотворительные, организации. В качестве примера можно привести пункт 5 статьи 12 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», согласно которому благотворительная организация не вправе расходовать свои средства и использовать свое имущество для поддержки политических партий, движений, групп и кампаний.
Отдельные виды деятельности могут осуществляться некоммерческими (благотворительными) организациями только на основании специальных разрешений или лицензий (пункт 1 статьи 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях»). Например, в силу пункта 6 статьи 33 Закона РФ «Об образовании» право образовательного учреждения на ведение образовательной деятельности возникает с момента выдачи ему соответствующей лицензии.
Благотворительная организация ежегодно представляет в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, отчет о своей деятельности, содержащий сведения о финансово-хозяйственной деятельности, персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией; составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации и иные, указанные в пункте 2 статьи 19 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» сведения.
Орган, принявший решение о
Согласно пункту 1 статьи 49 ГК РФ некоммерческие (благотворительные) организации, в отличие от большинства коммерческих организаций, имеют специальную правоспособность, суть которой заключается в возможности некоммерческих организаций иметь лишь те гражданские права, которые соответствуют определенным учредительными документами целям деятельности некоммерческих организаций, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Специальная правоспособность некоммерческих
(благотворительных) организаций налагает
определенные ограничения на осуществляемую
ими предпринимательскую
Сделки, совершенные некоммерческой
(благотворительной) организацией с
выходом за пределы специальной
правоспособности, являются ничтожными
как несоответствующие
В случае систематического осуществления некоммерческой (благотворительной) организацией предпринимательской и иной деятельности, противоречащей ее уставным целям, указанная организация подлежит ликвидации (статья 61 ГК РФ).
Благотворительные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность как непосредственно, так и путем создания хозяйственных обществ (пункт 4 статьи 12 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»). Важно, что Закон допускает для благотворительных организаций только единоличное учредительство хозяйственных обществ. Создавать хозяйственные товарищества, а также участвовать в деятельности хозяйственных товариществ и обществ с другими лицами (в том числе в качестве вкладчиков) благотворительные организации не вправе.
Поскольку некоммерческие (благотворительные) организации ограничены в осуществлении приносящей доходы деятельности, закон устанавливает дополнительные источники формирования их имущества, не характерные для хозяйственных обществ и товариществ. Потребность в дополнительных источниках финансирования деятельности некоммерческих (благотворительных) организаций связана также с тем, что, по общему правилу, в составе их имущества отсутствует складочный капитал, образуемый за счет взносов участников (членов). С учетом этих обстоятельств закон предусматривает в качестве дополнительного источника формирования имущества некоммерческих (благотворительных) организаций денежные и иные пожертвования граждан и юридических лиц (пункт 1 статьи 582 ГК РФ).
Пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. В том случае, если пожертвование является целевым (то есть предназначенным для использования по определенному жертвователем назначению), некоммерческая (благотворительная) организация должна вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества (пункт 3 статьи 582 ГК РФ). При этом для благотворительной организации исключена возможность капитализации денежных пожертвований.
Достаточно важным источником формирования
имущества благотворительных
К числу источников формирования имущества
некоммерческих (благотворительных) организаций
относятся добровольные имущественные
взносы их участников (членов), внесение
которых предусмотрено для
По договору дарения одна сторона — даритель — безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне — одаряемому — вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
Договор всегда является безвозмездным.
Объектом договора дарения могут быть:
В договоре следует предусматривать способ передачи вещи: непосредственное вручение вещи, символическая передача вещи (например, передача ключа, вручение документов на вещь и т.д.).
Стороны в договоре дарения называются дарителем (в договоре пожертвования — жертвователь и благотворитель) и одаряемым (в договоре пожертвования — благополучатель).
В качестве сторон могут выступать не все субъекты гражданского права. Государство может быть одаряемым лишь в договоре пожертвования, а коммерческие организации не могут быть ни дарителями, ни одаряемыми.
Кроме того, даритель должен:
а) юридическое лицо, владеющее вещью на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, должно получить согласие ее собственника (пункт 1 статьи 570 ГК РФ);
б) супруг, желающий подарить имущество, являющееся общей собственностью супругов, должен получить согласие от другого супруга (пункт 2 статьи 570 ГК РФ);
в) малолетние в возрасте от 6 до 14 лет должны получить согласие на дарение мелких подарков от своих законных представителей (пункт 1 статьи 575 ГК РФ);
г) несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет должны получить в письменной форме согласие родителей или попечителей (это положение не распространяется на мелкие подарки — пункт 2 статьи 26, пункт 2 статьи 28 ГК РФ).
При наличии встречного исполнения договор не признается дарением. В случае консенсуального договора, когда имеет место обещание подарить, договор будет считаться заключенным, если соблюдена форма и указан конкретный объект дарения.
По общему правилу для заключения договора дарения движимого имущества достаточно устной формы, сопровождающей передачу предмета или его символа (ключ, правоустанавливающий документ).
Письменная форма необходима при дарении недвижимого имущества с последующей государственной регистрацией, а также в случае дарения движимого имущества, когда даритель — юридическое лицо и стоимость дара составляет более 3 тыс. руб.
Также письменная форма обязательна при консенсуальном договоре.
ГК РФ предусматривает несколько случаев запрета и ограничения дарения (за исключением подарков стоимостью менее 3 тыс. руб.).
Нельзя дарить:
Запрет на дарение лицам, указанным в последнем пункте, не распространяется на случаи дарения в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями. Подарки, которые получены вышеуказанными лицами и стоимость которых превышает 3 тыс. руб., признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта РФ или муниципальной собственностью и передаются служащим по акту в орган, в котором указанное лицо замещает должность.
Информация о работе Правовые формы благотворительной деятельности