Правовые формы благотворительной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 20:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение развития современного законодательства о благотворительной и добровольческой деятельности в России. В соответствии с поставленной целью при написании курсовой работы была предпринята попытка разрешения следующих задач:
определение правовых оснований, определяющих возникновение и прекращение благотворительной деятельности в России;
освещение форм добровольческой деятельности;
определение правового статуса лиц, осуществляющих добровольческую деятельность;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Правовые основания благотворительной деятальности 5
1.1. Понятие, цели и сущность благотворительной деятельности 5
1.2. Понятие и основные признаки благотворительных организаций, правовые основы их деятельности 10
Глава 2. Общая характеристика форм благотворительной деятельности 17
2.1. Дарение (пожертвование) 17
2.2. Грант 20
2.3. Добровольческий труд 23
2.4. Гуманитарная и техническая помощь 25
Заключение 31
Список использованных источников 33

Вложенные файлы: 1 файл

Правовые формы благотворительной деятельности.docx

— 70.53 Кб (Скачать файл)

Гуманитарная  помощь преследует следующие основные цели:

  • обеспечить спасение и выживание наибольшего числа людей, пострадавших при стихийном бедствии, техногенной катастрофе или вооруженном конфликте, сохранить их здоровье, насколько это возможно, в условиях чрезвычайной ситуации;
  • восстановить экономическую самостоятельность всех групп населения и работу служб жизнеобеспечения в кратчайшие сроки, уделяя особое внимание наиболее нуждающимся;
  • отремонтировать и восстановить пострадавшую инфраструктуру и возродить экономическую деятельность.

Все действия по оказанию гуманитарной помощи базируются на отношениях двух ее сторон - субъектов и объектов.

Субъектами  гуманитарной помощи являются организации  системы ООН, другие международные  гуманитарные организации, благотворительные организации и страны-доноры. Последние являются решающим звеном системы гуманитарной помощи, поскольку именно их материальные и финансовые ресурсы служат ее источником.

Право получать или предлагать гуманитарную помощь - одно из основополагающих гуманитарных прав, которое должно принадлежать всем людям. Поэтому необходимость  получения беспрепятственного доступа  к пострадавшим от бедствия имеет важное значение для успеха предоставления гуманитарной помощи.

При этом в роли объектов гуманитарной помощи, в основном, выступают граждане государств, терпящих бедствие в результате чрезвычайных ситуаций природного и  техногенного характера, вооруженных  конфликтов, чрезвычайных социально-экономических  обстоятельств. Кроме того, помощь может  оказываться органам местного самоуправления и организациям, осуществляющим жизнеобеспечение населения в зонах чрезвычайных ситуаций. При необходимости оказание гуманитарной помощи осуществляется на всех этапах ликвидации чрезвычайной ситуации.

При внезапно возникшей чрезвычайной ситуации гуманитарная помощь, прежде всего, преследует цели материальной и неотложной медицинской  помощи во имя спасения и сохранения человеческих жизней. Кроме того, она  позволяет пострадавшим удовлетворить  свои основные потребности в медицинском  обслуживании, крове, одежде, воде и  пище, включая средства для ее приготовления.

В случае возникновения гражданского или международного конфликта, целью  гуманитарной помощи является не только обеспечение, но и защита гражданского населения, которая осуществляется чаще всего под эгидой соответствующих  структур ООН и во взаимодействии с Международным Комитетом Красного Креста в соответствии с международными соглашениями.

Нормативными  правовыми основами международной  гуманитарной деятельности Российской Федерации и, в частности МЧС  России, являются соответствующие международные  правовые акты и законодательство нашей  страны.

МЧС России на международной арене функционирует  в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами в области природной и техногенной  безопасности, а также другими  нормативными правовыми документами, затрагивающими эти проблемы. Особо следует подчеркнуть, что указанная деятельность строится с учетом положений и на базе строгого соблюдения требований Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 года и Дополнительных протоколов к ним. Кроме того, она регламентируется указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и другими актами.

Российское  нормативное правовое регулирование  участия России в международной  гуманитарной деятельности дополняется  за счет соответствующей договорно-правовой базы по вопросам международного сотрудничества с другими государствами, союзами  государств, международными организациями. При этом происходит конкретизация  сфер сотрудничества, в том числе  в области гуманитарного реагирования, обмен научно-технической информацией  и опытом действий по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Техническая помощь может предоставляться для двух основных целей:

  • для поддержки экономической и социальной реформ;
  • для осуществления разоружения (в частности, путем проведения радиационно-экологических мероприятий, исследований, обучения, обмена специалистами, передачи опыта и технологий, поставок оборудования или других материально-технических средств).

Различают два основных вида технической  помощи.

1. Международная техническая помощь - консалтинговые и другие профессиональные услуги, оказываемые за счет международных правительственных и неправительственных организаций предприятиям и организациям зарубежных стран.

2. Внутренняя техническая помощь - консалтинговые и другие профессиональные услуги, оказываемые за счет различных правительственных и неправительственных организаций предприятиям и организациям своей страны. Этот вид помощи чаще всего оказывается предприятиям малого бизнеса и некоммерческим организациям.

Получатель технической помощи должен обосновать содержательную сторону  своего интереса к ее получению.

Эта помощь представляет собой внедрение  знаний и навыков, а не финансирование деятельности предприятия и организации. Это означает, что подобранные  финансирующей стороной специалисты  будут вырабатывать решения по управлению и организации деятельности объекта  помощи. При этом, поскольку проект будет финансироваться не им, а  третьей стороной, то у получателя помощи будет меньше возможностей оказывать  влияние на консультантов, работающих на предприятии, чем при обычном  консалтинговом проекте.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Произведенный в настоящей работе анализ правовых особенностей благотворительности  и ее субъектов, выступающих в  лице благотворительных организаций, позволяет сделать следующие  выводы:

Гражданско-правовое понятие благотворительности  сформировалось гораздо позднее  ее социологической концепции, в  связи с этим не все формы благотворения  получили адекватную правовую регламентацию. Так, например, практически, не регулируется гражданским правом личная благотворительность, в виду присущего ей спонтанного характера и негласности. В такой ситуации особое значение приобретает организованная благотворительность, осуществляемая посредством создания благотворительных организаций, правовой статус которых, в отличие от правового статуса субъектов других форм благотворения, детально урегулирован гражданским правом.

Правовая модель юридических лиц, действующих в сфере организованной благотворительности, впервые появилась  в римском праве, причем существенное воздействие на процесс формирования составляющих эту модель организационно-правовых форм оказала христианская Церковь. Действительно, в связи с тем, что благотворительность как общественное явление зародилась в недрах христианской Церкви, появление первых благотворительных организаций было связано с деятельностью ранних христианских общин и церквей.

В настоящее время благотворительная  деятельность осуществляется, главным  образом, в рамках благотворительных  организаций, правовой статус которых  сравнительно недавно был определен  и в действующем российском законодательстве. В нормах Федерального закона «О благотворительной деятельности» гражданско-правовая модель благотворительных организаций институирована применительно к правовому статусу некоммерческих образований, так что соответствующие нормы данного закона имеют, как правило, отсылочный характер. В такой ситуации правовое своеобразие благотворительных организаций Российской Федерации сводится исключительно к общеполезному характеру преследуемых ими целей, что нельзя признать справедливым. Существенным недостатком действующего законодательства о благотворительности является также то, что правовой статус благотворительных организаций не определен в ГК РФ и в Федеральном законе «О некоммерческих организациях».

Действительно, данные нормативные  акты, игнорируя тот факт, что, в  соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», благотворительные организации представляют собой особую разновидность некоммерческих образований, не содержит указания на то, что некоммерческие организации могут выступать в форме благотворительных. Таким образом, действующее законодательство Российской Федерации, практически, не отграничивая благотворительные организации от прочих некоммерческих структур, содержит лишь общую модель юридических лиц, преследующих благотворительные цели. Между тем, общеполезный характер деятельности, специфический круг участников, а также иные особенности благотворительных организаций обуславливают необходимость более четкой и детальной регламентации их правового статуса.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

Нормативно-правовые документы

 

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // «Собрание законодательства Российской Федерации». – 26.01.09. - № 4.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1: Федеральный закон от 30.11.94 № 51-ФЗ // «Российская газета». – 08.12.94. - № 238-239.
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.98 № 145-ФЗ // «Российская газета». –12.08.98. - № 153-154. – Ст.
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1: Федеральный закон от 31.07.98 № 146-ФЗ // «Российская газета». – 06.08.98. - № 148-149.
  5. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2: Федеральный закон от 05.08.00 № 117-ФЗ // «Собрание законодательства Российской Федерации». – 07.08.00. - № 32. – Ст. 3824.
  6. Федеральный закон Российской Федерации от 11.08.95 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» // «Российская газета». – 17.08.95. - № 159.
  7. Федеральный закон от 19.05.95 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // «Российская газета». – 25.05.95. - № 100.
  8. Федеральный закон от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // «Российская газета». – 24.01.96. - № 14.
  9. Федеральный закон от 13.03.06 № 38-ФЗ «О рекламе» // «Российская газета». – 15.03.06. - № 51.
  10. Федеральный закон  от 23.08.96 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» // «Российская газета». – 03.09.96. - № 167.
  11. Федеральный закон  от 26.09.97 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» // «Российская газета». – 01.10.97. - № 190.
  12. Федеральный закон от 28.06.95 № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» // «Российская газета». – 04.07.95. - № 127.
  13. Закон Российской Федерации от 10.07.92 № 3266-1 «Об образовании» // «Российская газета». – 23.01.96. - № 13.
  14. Закон города Москвы от 05.07.95 № 11-46 «О благотворительной деятельности» // «Тверская,13». – 09.08.95. - № 19.

 

Специальная литература

 

  1. Абросимов Е.А. Благотворительные организации в Российской Федерации. Автореферат. - 2004. – 140 с.
  2. Автономов А.С. К вопросу о правовом регулировании добровольческой деятельности. Институт сравнительной политологии РАН. - 2001. – 207 с.
  3. Барова В.В. Добровольцы в социальных учреждениях. - 2010. – 157 с.
  4. Власов В.П. Благотворительность и милосердие в России. - 2008. – 128 с.
  5. Кудринская Л.А. Добровольческий труд: сущность, функции, специфика. Социологические исследования. - 2006. № 5. – с. 45 – 71.
  6. Меньшиков В.В. Благотворительность вчера и сегодня. - 2010. – 311 с.
  7. Суханов Е.А. Гражданское право. Учебник. - 2012. - 285 с.
  8. Шлихтер А.А. Некоммерческие организации и добровольческий труд. Труд за рубежом. - 2000. № 4. – 135 с.

1 «Третий сектор» – это понятие, обобщающее в себе весь спектр существующих некоммерческих организаций. В одних странах их называют неправительственными, в других общественными, в третьих - добровольными, благотворительными, неприбыльными.

2 Федеральный закон от 19.05.95 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»  // «Российская газета». – 25.05.95. - № 100; Федеральный закон от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // «Российская газета». – 24.01.96. - № 14; Федеральный закон от 11.08.95 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» // «Российская газета». – 17.08.95. - № 159.

3 Федеральный закон от 13.03.06 № 38-ФЗ «О рекламе» // «Российская газета». – 15.03.06. - № 51.

4 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30.11.94 № 51-ФЗ // «Российская газета». – 08.12.94. - № 238-239; Федеральный закон от 23.08.96 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» // «Российская газета». – 03.09.96. - № 167.

5 пункт 1 статьи 10 Федерального закона от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // «Российская газета». – 24.01.96. - № 14.

 


Информация о работе Правовые формы благотворительной деятельности