Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:48, контрольная работа
Государство и его органы в различной степени регулируют различные стороны жизни общества. В первую очередь, это относится к экономике, внутренней и внешней политике, а также к культурной жизни, науке (хотя в данных областях влияние государства в настоящее время ощущается чуть меньше), к социальному обеспечению, здравоохранению, образованию.
Введение…………………………………………………………………… 3
1. Общая характеристика правоохранительной деятельности………………………………………………………………..…… 5
2. Основные направления правоохранительной деятельности, органы и организации, ее осуществляющие……………………………………………. 10
Заключение…………………………………………………………….… 19
Список использованных источников……………………………..…… 21
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Общая характеристика
правоохранительной
2. Основные направления
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………..…… 21
Введение
Государство и его органы в различной степени регулируют различные стороны жизни общества. В первую очередь, это относится к экономике, внутренней и внешней политике, а также к культурной жизни, науке (хотя в данных областях влияние государства в настоящее время ощущается чуть меньше), к социальному обеспечению, здравоохранению, образованию.
Одной из самых
важных задач государства и государств
Правоохранительные органы составляют определенным образом обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои четко определенные задачи. Эти задачи состоят:
1) либо в
восстановлении нарушенного
2) либо в
наказании правонарушителя,
3) либо в
восстановлении нарушенного
Решая эти задачи, правоохранительные органы защищают жизнь, здоровье, имущество граждан, их собственность, собственность государства, государственных, общественных и частных организаций, защищают государство и его институты, природу, животный мир и т. д.
1. Общая характеристика
правоохранительной
Российская Федерация, как это закреплено в Конституции РФ, - демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ст. 1). Фундаментальная роль права, зафиксированная Конституцией РФ, выражается в том, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ч. 2 ст. 17), а государство признает, соблюдает и защищает их носителя – человека как высшую ценность (ст. 2).
Основополагающие
Современное понимание правопорядка включает, в частности, такие компоненты, как верховенство Конституции, законов и соответствие им всех других нормативных правовых актов; соблюдение норм права всеми участниками общественных отношений (должностными лицами и гражданами); равная и реальная ответственность перед обществом и государством всех, кто нарушил закон, чьи-либо субъективные права или не исполнил субъективные обязанности; применение права и государственного принуждения уполномоченными органами и должностными лицами в целях предупреждения, пресечения и устранения нарушений.
Законность и правопорядок являются необходимыми условиями многосторонней деятельности государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений, а также соблюдения прав и свобод граждан. Отсюда следует, что реальное обеспечение мер по соблюдению законности и укреплению правопорядка как важнейшего фактора успешной практической работы в той или иной степени присуще всем участникам общественных отношений.
Президент России как глава государства является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, в рамках действующего законодательства обеспечивает суверенитет страны, ее независимость и государственную целостность, согласовывает функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ст. 80 Конституции РФ).
Вопросами законности и правопорядка, наряду с другими проблемами, занимается Федеральное Собрание РФ, которое принимает законы, в том числе и о правоохранительных органах. Совет Федерации назначает судей высших судов страны и Генерального прокурора (п. «ж» и «з» ч. 1 ст. 102). Государственная Дума назначает на должность Уполномоченного по правам человека, объявляет амнистию (п. «д» и «е» ч. 1 ст. 103).
Правительство РФ, наряду с выполнением основной функции -руководством политической, экономической и культурной жизнью государства, осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан и охране общественного порядка, борьбе с преступностью (п. «е» ч. 1 ст. 114).
Министерства, государственные комитеты, службы и другие органы отраслевого управления, наряду с выполнением своих основных функций, занимаются и вопросами обеспечения законности и правопорядка, прежде всего в порученной им сфере деятельности, включая и координацию работы с другими ведомствами. Так, например, п. 2 и 6 Положения о Министерстве экономического развития и торговли РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ № 488 от 26 октября 2000 г. в редакции от 15 марта 2002 г.1, обязывают Министерство при осуществлении хозяйственной и управленческой функций руководствоваться Конституцией РФ, обеспечивать исполнение федеральных законов, указов Президента России и постановлений Правительства РФ. Министерство вправе издавать нормативные правовые акты в соответствии с действующими правовыми нормами, в том числе и совместно с другими федеральными органами исполнительной власти.
Органы государственной власти субъектов РФ на своей территории осуществляют полномочия, связанные с обеспечением законности, правопорядка и общественной безопасности (п. «б» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ).
К предметам ведения местного самоуправления, в числе других, в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции от 4 августа 2000 г.2 отнесены охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальной милиции, муниципальной пожарной службы и ряд других функций.
Особо отметим участие граждан и их общественных объединений в обеспечении законности и правопорядка. Согласно Конституции РФ, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45). Обращаясь в суд за защитой субъективных трудовых, жилищных, имущественных, семейных и других прав, добиваясь устранения допущенных нарушений закона, гражданин тем самым по существу участвует в выполнении функции охраны права в целом. Характерно, что закон (ст. 14 Гражданского кодекса РФ) допускает самозащиту гражданских прав способом, который должен быть соразмерным нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения. Важное значение в обеспечении участия граждан в борьбе с правонарушениями имеет их право обратиться с заявлением в суд в соответствии с Законом РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» в редакции от 14 декабря 1995 г.3.
Изложенное выше применимо и к деятельности многочисленных общественных объединений граждан, которые в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» в редакции от 19 мая 1998 г.4 создаются на добровольной основе для защиты общих интересов и достижения общих целей. Меры, принимаемые для защиты интересов членов объединений, включая и обращения в суд, способствуют укреплению законности и правопорядка.
Таким образом, как явствует из изложенного, все упомянутые выше органы и организации выполняют функции по охране правопорядка в той мере, которая требуется для решения стоящих перед ними иных задач в сферах экономического, социального, культурного строительства, вопросов науки, образования, обороны, внешних сношений и т.д.
Для того чтобы из названных
органов выделить те, основная деятельность
которых заключается именно в
обеспечении правопорядка и законности,
т.е. относящихся к
Прежде всего, для правоохранительной
деятельности характерным является
применение мер юридической
Применение мер юридической
ответственности может
Правоохранительная
Существенный признак
Таким образом, правоохранительная деятельность – это деятельность государственных и общественных организаций, которая осуществляется с целью охраны права специально на то уполномоченными органами и общественными формированиями, путем применения мер юридической ответственности, в соответствии с законом и с соблюдением установленных процедур.
Из приведенного определения следуют два общих положения.
Во-первых, в связи с многообразием задач и особенностями статуса правоприменителя правоохранительная деятельность может осуществляться как государственными структурами (органы юстиции, внутренних дел и т.д.), так и негосударственными организациями (адвокатура, частные охранные организации); в рамках как сугубо централизованных подсистем (прокуратура, Госнаркоконтроль), так и действующих автономно (суд, органы охраны порядка местного самоуправления); не только гласно, но и с использованием негласных методов работы (оперативно-розыскная деятельность).
Во-вторых, при многообразии организационных
форм и методов работы во всех случаях
и для всех органов и организаций,
осуществляющих правоохрану, незыблемым
остается неукоснительное соблюдение
конституционных принципов
принцип законности, в силу которого Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации, а органы государственной власти и местного самоуправления, должностные лица, граждане и их общественные объединения обязаны соблюдать конституционные нормы и законы (ст. 15 Конституции РФ);
приоритет прав и свобод человека и гражданина включает обязанность государства обеспечивать соблюдение политических, экономических, социальных прав человека как высшей ценности государства (ст. 2 и гл. II Конституции РФ);
равенство граждан и юридических лиц перед законом. В отношении граждан этот принцип обеспечивается независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям (ст. 19 Конституции РФ). В отношении юридических лиц речь идет о государственных гарантиях единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг, финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности, признания и защиты равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ст. 8 Конституции РФ).
2. Основные
направления
Информация о работе Правоохранительная деятельность в России на современном этапе