Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 00:52, курсовая работа
Объектом исследования - правоспособность физических лиц в римском праве.
Предметом исследования – институт права и правоспособность, как структурный элемент всей правовой системы этого общества.
Цель исследования – анализ закономерности развития этого института в древнеримском обществе.
Введение………………………………………………………………………...…2
Глава I. Понятия «лиц» и правоспособности………………………………….3
Глава II. Правовое положение римских граждан…………………………….....5
Глава III. Отдельные категории населения……………………………………9
3.1. Правовое положение латинов и перегринов………………..………9
3.2. Правовое положение рабов………………………………….………11
3.3. Правовое положение вольноотпущенников…………………..……14
3.4. Правовое положение колонов……………………………….………15
Заключение…………………………………………………………………….....17
Список источников и литературы………………………………………………18
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава I. Понятия «лиц» и правоспособности………………………………….
Глава II. Правовое положение римских граждан…………………………….....5
Глава III. Отдельные категории населения……………………………………9
3.1. Правовое положение
латинов и перегринов………………..……
3.2. Правовое положение рабов………………………………….………11
3.3. Правовое положение вольноотпущенников…………………..……
3.4. Правовое положение колонов……………………………….………15
Заключение……………………………………………………
Список источников и литературы………………………………………………18
Введение
Римскому понятию права - ius - соответствует как смысл правовой нормы, правового порядка, так и представление о праве, принадлежащем отдельному лицу в силу предписаний общего права. Осуществление права состоит в совершении лицом действий, служащих для удовлетворения его положительных интересов, защищаемых правом, и в противодействии нарушению этих прав (imperare, vetare).
Каждый может пользоваться своим частным правом или отказываться от него. При осуществлении субъектом своих полномочий объективное право указывает ему на необходимость соблюдать границы своего права. Эти границы Гаи очерчивает в двух текстах. В одном, становясь на точку зрения полноты использования прав, он говорит: "Никто не считается поступающим злоумышленно, если он пользуется принадлежащим ему правом".
В другом он указывает, что это осуществление права должно находить границу в собственном разумном интересе управомоченного лица: "Мы не должны дурно пользоваться этим правом; на этом основании расточителям воспрещается управление их имуществом".
Объектом исследования - правоспособность физических лиц в римском праве.
Предметом исследования – институт права и правоспособность, как структурный элемент всей правовой системы этого общества.
Цель исследования – анализ закономерности развития этого института в древнеримском обществе.
Глава I. Понятия «лиц» и правоспособности
Рабовладельческое общество
признавало лицом (persona), т.е. существом,
способным иметь права, не каждого
человека. Это общество было особенно
наглядным свидетельством того, что
правоспособность (способность быть
субъектом, носителем прав) не есть
прирожденное свойство человека, а
представляет, как и само государство
и право, надстроечное явление на
базисе экономических отношений
общества. Другими словами, правоспособность
коренится в социально-
В Риме существовал многочисленный класс людей - рабы, которые были не субъектами, а объектами прав. Варрон (I в. до н.э.) делит орудия на немые (например, повозки); издающие нечленораздельные звуки (скот) и одаренные речью (рабы). Раб называется instrumentum vocale, говорящим орудием.
С другой стороны, современное различие лиц физических (т.е. людей) и юридических (т.е. различного рода организаций, наделенных правоспособностью) в Риме разработано не было, хотя и было известно в практике.
Тому, что теперь называется правоспособностью, в Риме соответствовал термин caput. Полная правоспособность слагалась из трех основных элементов или состояний (status):
1) status libertatis - состояние свободы,
2) status civitatis - состояние гражданства,
3) status familiae - семейное состояние.
С точки зрения status libertatis,
различались свободные и рабы;
с точки зрения status civitatis, - римские
граждане и другие свободные лица
(латины, перегрины); с точки зрения
status familiae, - самостоятельные (sui iuris) отцы
семейств (patres familias) и подвластные
какого-либо paterfamilias (лица alieni iuris, "чужого
права"). Таким образом, полная противоположность
предполагала: свободное состояние,
римское гражданство и
Изменение в каком-либо из статусов носило название capitis demi-nutio. Изменение в status libertatis называлось сapitis deminutio maxima (наивысшее, наиболее существенное); изменение status cfivitatis называлось capitis familiae обозначалось как capitis deminutio minima (наименьшее).
Регламентация правоспособности
не была одинаковой во все периоды
римской истории. Вместе с развитием
экономических отношений шло
развитие и правоспособности свободных
людей. По мере превращения Рима из
небольшой сельскохозяйственной общины
в огромное государство с развитой
внешней торговлей пестрые
Обладание тем или иным статусом могло быть предметом спора. На этой почве появились специальные средства защиты правоспособности - так называемые статутные иски (например, иск о признании лица вольноотпущенником, предъявляемый против того, кто задерживает этого человека как раба, и т.п.).
Глава II. Правовое положение римских граждан
Римское гражданство приобреталось, прежде всего, путем рождения (в законном браке) от римских граждан, затем - путем отпущения на свободу из рабства, а также посредством дарования римского гражданства иностранцу.
Прекращалось римское гражданство или смертью, или в результате capitis deminutio maxima. Эта последняя (после различных исторических изменений) в эпоху Юстиниана наступала в случае присуждения к наиболее тяжелым уголовным наказаниям и пр., в случаях захвата римского гражданина во власть врагов или по крайней мере недружественного народа (впрочем, в случае последующего возвращения на римскую территорию такое лицо восстанавливалось во всех правах; это называлось ius postliminii ).
Правоспособность римского гражданства в области частного права слагалась из двух основных элементов: ius conubii, т.е. права вступать в законный брак, при котором дети получали права римского гражданства, а отцу принадлежала власть над детьми, и ius commercii - по определению Ульпиана (Regulae 19,3) emendi vendendique invicem ius , т.е. право торговать, совершать сделки, а следовательно, приобретать и отчуждать имущество.
Существенное значение имело деление римских граждан на свободнорожденных и вольноотпущенников (libertini); последние не только находились в зависимости от своих патронов (т.е. отпустивших их на свободу), но нередко и эксплуатировались ими.
В III в. н.э. формально было
провозглашено равенство в
В действительности полного уравнения не произошло. В частности, неравенство вызывалось образованием в период империи сословий, которое сопровождалось прикреплением к профессиям. Различались следующие сословия: сенаторы,1 всадники, военное сословие, городские декурионы или куриалы, торговцы, ремесленники, крестьяне.
Сословные и иные социальные
различия особенно сильно давали себя
знать в области налогового обложения
и вообще в публичном праве; но
они сказывались и в области
частного права, например не допускался
брак между сенатором и
В современном праве различают правоспособность и дееспособность (т.е. способность совершать действия с соответствующими юридическими последствиями). Римское право не знало соответствующих категорий, однако и в Риме не за каждым лицом признавалась способность совершать действия с юридическими последствиями.
Дееспособность человека всегда и везде зависит, прежде всего, от возраста, так как понимание смысла совершаемых действий и способность владеть собой и трезво принимать то или иное решение приходит лишь с годами. В Римском праве различались: infantes (до 7 лет) - вполне недееспособные; impuberes (мальчики от 7 до 14 лет, девочки от 7 до 12 лет).
Impuberes признавались способными
самостоятельно совершать
Если несовершеннолетний совершал сделку без разрешения опекуна, она юридически обязывала его только в пределах полученного от нее обогащения. Следующую ступень возраста составлял период с 14 (для женщин с 12) до 25 лет. В этом возрасте лицо было дееспособно. Но по просьбе таких лиц претор (в последние годы республики) стал давать им возможность отказаться от заключенной сделки и восстановить то имущественное положение, какое было до свершения сделки так называемая реституция, restitutio in integrum. Co II в.н.э. за лицами, не постигшими 25 лет, стали признавать право испросить себе куратора (попечителя). Источники римского права дают материал для того, чтобы определить, чем попечительство отличается от опеки. Исторически эти два института сложились так, что опека назначалась над несовершеннолетними, а также (вплоть до классического периода) над женщинами независимо от возраста; попечительство же устанавливалось в отношении совершеннолетних, не достигших 25 лет, а также в отношении душевнобольных.
Если совершеннолетний, не достигший 25 лет, испрашивал назначения попечителя, он становился ограниченным в своей дееспособности в том смысле, что для действительности совершаемых им сделок, с которыми связано уменьшение имущества, требовалось согласие (consensus) попечителя, которое могло быть дано в любое время (заранее или при совершении сделки, или в виде последующего одобрения). Молодые люди в возрасте 14 (12) - 25 лет могли без согласия попечителя совершать завещание, а также вступать в брак.
На дееспособность физического лица влияли также всякого рода душевные болезни. Душевнобольные и слабоумные признавались недееспособными и находились под попечительством. Телесные недостатки влияли только в соответствующей сфере деятельности; например, так как договор стимуляции совершался в форме устного вопроса и ответа, то его не могли совершать ни немые, ни глухие и т.п.
Ограничивались в
В течение ряда веков существовали
серьезные ограничения
В республиканском римском
праве женщины находились под
вечной опекой домовладыки, мужа, ближайшего
родственника. В конце классического
периода было признано, что взрослая
женщина, не состоящая под властью
ни отца, ни мужа, самостоятельна в управлении
и распоряжении своим имуществом,
но не вправе принимать на себя в
той или иной форме ответственность
по чужим долгам. В праве Юстиниановой
эпохи ограничения
В качестве обстоятельства, отражавшегося на правовом положении римского гражданина, следует упомянуть еще умаление чести. Одной из самых серьезных форм умаления чести была infamia, бесчестье. Infamia наступала: а) как следствие осуждения за уголовное преступление или за особо порочащее частное правонарушение, в результате присуждения по искам из таких отношений, где предполагается особая честность (например, из договора поручения, товарищества, хранения, см. ниже, разд. VII), из отношения по поводу опеки и т. п.; б) непосредственно в силу нарушения некоторых правовых норм, касающихся брака (считалась за infamis вдова, вступившая в новый брак до истечения года после смерти первого мужа), или ввиду занятия позорной профессией (например, сводничеством и т. п.). В классическом праве ограничения, связанные с infamia, были довольно значительны. Personae infames не могли представлять других в процессе, а также назначить процессуального представителя себе; таким лицам не разрешалось вступать в законный брак с лицом свободнорожденным, они были ограничены в области наследственного права.
От personae infames отличались personae turpes - это лица, которые признавались общественным мнением бесчестными по общему характеру своего поведения. Наиболее существенным ограничением personae turpes было ограничение в области наследования.
Имела немаловажное значение и такая форма бесчестья, как intestabilitas. Еще в законах XII таблиц было постановление, что лицо, участвовавшее в сделке в качестве свидетеля и отказавшееся потом дать на суде показание по поводу этой сделки, признается intestabilis , т.е. неспособным так или иначе участвовать (ни в качестве стороны, ни в качестве свидетеля) в совершении сделок, требующих участия свидетелей (например, не способно составить завещание).
Глава III. Отдельные категории населения
3.1. Правовое положение латинов и перегринов
Патинами первоначально назывались жители Пациума, получившие латинское гражданство до середины III в.н. э. (это latini veteres , древние латины). Затем также стали называть членов колоний, образованных Латинским Союзом, и колоний, устроенных Римом на завоеванных территориях (latini coloniarii ). После союзнической войны (90—89 гг. до н э.) ius latini право латинского гражданства стали понимать как технический термин, обозначавший определенную категорию правоспособности. Такая последовательность предоставлялась («жаловалась») отдельным лицам и целым областям.
Информация о работе Правоспособность физических лиц в римском праве