Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 00:52, курсовая работа
Объектом исследования - правоспособность физических лиц в римском праве.
Предметом исследования – институт права и правоспособность, как структурный элемент всей правовой системы этого общества.
Цель исследования – анализ закономерности развития этого института в древнеримском обществе.
Введение………………………………………………………………………...…2
Глава I. Понятия «лиц» и правоспособности………………………………….3
Глава II. Правовое положение римских граждан…………………………….....5
Глава III. Отдельные категории населения……………………………………9
3.1. Правовое положение латинов и перегринов………………..………9
3.2. Правовое положение рабов………………………………….………11
3.3. Правовое положение вольноотпущенников…………………..……14
3.4. Правовое положение колонов……………………………….………15
Заключение…………………………………………………………………….....17
Список источников и литературы………………………………………………18
Правовое положение latini veteres не отличалось (в области имущественного права) от положения римских граждан; ius conubii они имели только в тех случаях, когда это право было специально предоставлено. С 268 г. до н.э. права латинского гражданства в этом виде уже не предоставлялись. Latini coloniarii не имели ius conubii; ius commercii , а также способность вести гражданский процесс (ius legisactionis ) эта категория латинов в большинстве случаев имела, но составлять завещание latini coloniarii не имели права.
Латинам была открыта возможность
легко приобретать права
Latini coloniarii получали права
римского гражданства разными
способами; в частности,
Перегринами назывались чужеземцы как не состоявшие в подданстве Рима, так и римские подданные, но не получившие ни римской, ни латинской правоспособности. Такие “чужаки” в древнейшую эпоху считались бесправными. С развитием хозяйственной жизни это бесправие стало нетерпимым и перегрины были признаны правоспособными по системе ius eentium.
В начале III в. Каракалла предоставил права римского гражданства всем подданным Римского государства.
3.2. Правовое положение рабов
С самых древних времен,
к которым относятся наши сведения
о Римском государстве, и вплоть
до конца его существования
Социальное положение рабов было неодинаковым на разных этапах римской истории. В древнейшую эпоху рабы в каждой отдельной семье были немногочисленны; они жили и работали совместно со своим хозяином и его подвластными и по бытовым условиям не очень резко отличались от них. По мере завоеваний число рабов сильно увеличилось, и рабство оставалось основой всего производства. Они стали жить отдельно от своих господ: не только исчезла прежняя патриархальность отношений, но осуществлялась беспощадная эксплуатация рабов. Раб исполняет огромную изнурительную работу, а содержится в самых тяжелых условиях; несколько сноснее были условия жизни рабов, принадлежащих самому государству. Произвол и эксплуатация со стороны рабовладельцев толкали рабов на восстания.
Правовое положение рабов определялось тем, что раб - не субъект права; он - одна из категорий наиболее необходимых в хозяйстве вещей, так называемых res mancipi , наряду со скотом или как привесок к земле.
Власть рабовладельца над рабом беспредельна; она является полным произволом; господин может раба продать, даже убить. Раб не может вступить в брак, признаваемый законом; союз раба и рабыни ( contubernium ) - отношение чисто фактическое.
Пекулий . Если тем не менее кое-какие проблески признания личности раба имели место, то это происходило в интересах самого рабовладельца, имело целью расширить и углубить эксплуатацию рабов.
На этой почве сложился институт рабского пекулия. Термином «пекулий», происходящим, вероятно, от слова pecus , скот, называлось имущество, выделяемое из общего имущества рабовладельца в управление раба.
Управлять имуществом невозможно
без совершения различных сделок
(купли-продажи, найма и др.). Поэтому,
не признавая раба правоспособным лицом,
признали, однако, юридическую силу
за совершаемыми им сделками, разумеется,
в таких пределах, какие соответствовали
положению пекулия как формы
эксплуатации. Именно рабы, имеющие
пекулий, признавались способными обязываться,
но приобретать для себя права
не могли; все их приобретения авто-матически
поступали в имущество
Таким образом, предоставление рабу пекулия и признание в известной мере юридической силы за действиями раба позволяли рабовладельцу шире эксплуатировать раба не только для выполнения различных физических работ, но и для совершения через его посредство юридических действий, а это было важно для рабовладельцев по мере развития рабовладельческого способа производства и роста товарно-денежных отношений.
Разумеется, такое примитивное построение - по сделкам раба права приобретаются господином, а обязанности ложатся на раба (с которого ввиду его неправоспособности получить нельзя) - не могло сохраниться с развитием торговли и с усложнением хозяйственной жизни. Желающих вступать в сделки с рабами при полной безответственности по этим сделкам самого рабовладельца нашлось бы немного. Правильно понятый интерес рабовладельца требовал, чтобы третьи лица, с которыми вступал в деловые отношения раб, могли рассчитывать на возможность осуществления своих прав по сделкам с рабами. Поэтому претор ввел ряд исков, которые давались как дополнительные (к неснабженному иском обязательству самого раба), против рабовладельца.
Факты выделения имущества
в самостоятельное управление раба
стали с развитием
Если господин назначил раба приказчиком ( institor ) в своём торговом предприятии или вообще приставил его к такому делу которым неизбежно связано совершение сделок, рабовладелец отвечает по сделкам, относящимся согласно общепринятым взглядам к кругу деятельности данного приказчика и т. п. Например, если раб-приказчик закупил товар для предприятия и не расплатился за него, господин несет ответственность по actio institoria в размере стоимости товара, но если раб по просьбе покупателя принял от него вещи на хранение, господин по этой сделке, как не относящейся к сфере полномочий приказчика, не отвечает (если раб был поставлен шкипером на корабле, иск назывался actio exercitoria ).
Наконец, если господин просто уполномочил раба на совершение той или иной сделки (т. е. дал распоряжение, iussus ), контрагент раба получал против господина actio quod iussu . Если раб совершит правонарушение (например, уничтожит или повредит чужие вещи), к рабовладельцу потерпевший мог предъявить actio noxalis (поха - вред). В этом случае рабовладелец был обязан или возместить причиненный вред, или выдать виновного раба потерпевшему для отработки суммы причиненного вреда.
Рабство устанавливалось следующими способами:
Прекращалось рабство манумиссией (отпущением на свободу).
В некоторых случаях раб, отпущенный на свободу, возвращался обратно в состояние рабства (например, вследствие проявления грубой неблагодарности в отношении лица, отпустившего его на свободу).
3.3. Правовое положение вольноотпущенников
В классическом римском праве правовое положение вольноотпущенника определялось в зависимости от прав лица, отпускавшего на волю: например, раб, отпущенный на свободу квиритским собственником, приобретал права римского гражданина, а отпущенный на свободу лицом, право собственности которого опиралось не на цивильное право, а на преторский эдикт, приобретал только латинское гражданство. При Юстиниане эти различия были сглажены: если манумиссия выполнена в соответствии с законом, вольноотпущенник становился римским гражданином.
Однако, даже приобретая римское
гражданство, вольноотпущенник (или
либертин) по своему правовому положению
не вполне приравнивался к
В области частного права
существовали, во-первых, некоторые
специальные ограничения
Так, патрон имел право:
а) на obsequium , почтительность либертина в отношении патрона; это имело, например, практическое значение в том отношении, что вольноотпущенник не мог вызвать патрона на суд и, следовательно, был беззащитен против произвола патрона;
б) на орегае, выполнение услуг
для патрона (это по существу моральная
обязанность, но она обыкновенно
подкреплялась договором и
в) на b о n а, т.е. патрону в известной мере принадлежало право на наследование после вольноотпущенника, а также право на алименты со стороны вольноотпущенника.
Такое право принадлежало в случае нужды не только самому патрону, но и его детям и родителям.
3.4. Правовое положение колонов
Под именем колона в классическую
эпоху подразумевали арендатора
земли (мелкого фермера), формально
свободного, хотя экономически зависимого
от землевладельца. Распространение
мелкой земельной аренды было вызвано
экономическим положением Римского
государства. С прекращением завоевательных
войн, дававших Риму огромные массы
рабов, прилив рабской силы приостановился,
а невыносимые условия, которых
содержались рабы, приводили к
тому, что их смертность значительно
превышала рождаемость. Рабской
силы перестало хватать для
Эти обстоятельства приводили к тому, что, с одной стороны, землевладелец зорко следил за тем, чтобы его неоплатный должник-арендатор не уходил с участка, а, с другой стороны, и государство было озабочено тем, чтобы земли не оставались без обработки и чтобы налоги с земли и подати с самого колона поступали исправно. На этой почве фактическое бесправие колонов стало превращаться в юридическое путем издания соответствующих постановлений. В IV в. н. э. закон запретил свободным арендаторам, сидящим на чужих землях, оставлять арендуемые участки, а землевладельцам было запрещено отчуждать свои земли отдельно от колонов, сидящих на них. В результате колоны из свободных (хотя бы формально-юридически) людей превращаются в крепостных, в «рабов земли». Колонат в этом смысле был зародышем феодализма.
На положение крепостных переводились иногда покоренные народы, переселявшиеся на римскую территорию. В некоторых провинциях (например в Египте) подобного рода отношения были известны еще до завоевания этих провинций Римом. В колонат перерастало иногда также и пользование пекулием со стороны рабов, которые прикреплялись в этих случаях к земельным участкам. Последнее обстоятельство еще более стирало различия между рабом и крепостным колоном. Колон становится лицом хотя и свободным, но очень близким по социальному и юридическому положению к рабу. Колон становится связанным с землей, которую он сам по своей воле не может оставить и от которой не может быть оторван против своей воли. Колон имеет право вступать в брак, иметь собственное имущество. Но он прикреплен к земле, притом не только лично: дети его также становятся колонами. Подобно рабам колоны могли в отдельных случаях отпускаться на свободу, но это освобождение означало для них и «освобождение» от земельного участка, которым они кормились.
Заключение
Полная правоспособность
человека в области частноправовых
отношений, в свою очередь, складывались
из двух элементов: право вступать в
регулируемый римским правом брак,
создать римскую семью, а также
право быть субъектом всех имущественных
правоотношений и участником соответствующих
сделок. Правоспособность признавалась
возникшей в момент рождения человека,
удовлетворявшего указанным выше требованиям
и прекращалось с его смертью.
Но, с точки зрения своего правового
положения даже римские граждане
делились на две большие группы:
свободнорожденные и
Информация о работе Правоспособность физических лиц в римском праве