Принцип разделения властей в Конституции РФ 1993 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 19:51, контрольная работа

Краткое описание

Так в Греции существовало несколько политических институтов, которые не должны были позволить сосредоточения власти в одних руках. Таким образом после реформ Солона, Клисфена, Эфиальта и Перикла в стране образовались следующие взаимодействующие друг с другом органы. Народное собрание, обладающее законодательной инициативой. За ним следил суд Гелиэя, который к тому же обладал правом толкования законов. Исполнительную власть делили совет 500 и две коллегии - стратегов и архонотов. Контроль за всеми органами власти осуществляло так называемое особое народное собрание, которое собиралось раз в месяц и занималось проверкой деятельности властей и была ли эта деятельность правильной.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….2
1. Возникновение и развитие теории разделения властей………………………3
2. Разделение властей в парламентарных монархиях и республиках…………6
3. Разделение властей в Российской Федерации…………………………………13
4. Принцип разделения властей в Конституции РФ 1993 года………………..24
Заключение………………………………………………………………………….30
Список использованной литературы…………………………..………………….31

Вложенные файлы: 1 файл

разделение властей.docx

— 62.16 Кб (Скачать файл)

Особую  важную часть полномочий парламента составляет его участие в формирование других государственных органов  и контроль за деятельностью исполнительной власти. В странах с парламентарными формами правления представительный орган всегда имеет решающую роль в формировании правительства. Также правительство подотчетно перед парламентом. К числу наиболее распространенных и известных форм парламентского контроля за деятельностью исполнительной власти относятся устные и письменные вопросы депутатов, интерпелляции, контрольные и следственные комиссии, институт парламентской ответственности правительства.

Парламент также имеет ряд полномочий в  сфере внешней политики и обороны. К компетенции представительного  органа относятся вопросы войны  и мира. На основе закона осуществляется ратификация международных договоров  и соглашений.

Объем полномочий, осуществляемых высшим представительным органом во всех парламентских государствах. Остается весьма значительным. Парламент  повсеместно, несмотря на определенное ограничение его властных полномочий или их фактическое урезание, продолжает быть важнейшим элементом всей системы  разделения властей.

Носителем исполнительной власти во всех странах  с парламентской формой правления  является правительство. Независимо от названия - совет министров, кабинет, федеральный совет, государственный  совет и т. п. - оно всегда остается коллегиальным органом, осуществляющим функции управления государственными делами. Правительство должно обеспечить исполнение законов, и оно руководит государственными делами. Конечно, стратегические цели и задачи государства призван определять парламент. В настоящее время правительство, как правило, обладает законодательной инициативой. За правительством или даже за главой закрепляются также важнейшие полномочия, как выработка национальной политики и ее осуществление. В связи с этим многие исследователи предпочитают использовать термин не "исполнительная", а "правительственная" власть.

Современное правительство - важнейшая составная  часть механизма осуществления  власти. Правительство сосредотачивает  в своих руках ведущих политических деятелей, возглавляющих правящую партию или коалицию. Правительство и  особенно его глава играют решающую роль в разработке, формулировании и реализации внутренней и внешней  политике государства. "Правительство - гласит Конституция Испании, - руководит  внутренней и внешней политикой, гражданской и военной администрацией и обороны страны. Оно осуществляет исполнительную власть в соответствии с Конституцией и законами".

Обладая широкими полномочиями, правительство  всегда остается под контролем парламента и всегда во всех странах с парламентской  формой правления оно несет ответственность  перед парламентом. Как правило парламент может отправить правительство в отставку.

Только  хорошо отлаженная система сдержек  и противовесов, без которой не может функционировать механизм разделения властей, обеспечивает эффективную  и легитимную власть. Отыскания такого баланса институтов и интересов - одна из важнейших задач, стоящих  перед теми, кому доверил народ  конструирование и приведение в  действии сложного и многообразного механизма осуществления власти. 
 

3. Разделение властей в Российской Федерации.

"Государственная  власть в Российской федерации  осуществляется на основе разделения  на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны".

Конституция РФ ст. 10

Из российской истории. Принцип разделения властей  становится одним из эпицентров решения  вопроса о демократическом обустройстве общества Российского государства. В этих условиях чрезвычайно знать, в чем значимость его для сегодняшней  России, как он реализуется и почему его сохранение и реализация - одна из важнейших предпосылок продвижения  России по пути демократии.

Нередко в объяснении трудностей, с которыми сталкиваются реформы в России, приводятся ссылки на отсутствие у страны демократических  традиций, особенности ее исторического  развития. В противовес этому порой  указывают на то, что зачатки демократической  организации власти были известны еще  в Древней Руси. В частности, договоры, которые заключались отдельными городами с княжескими дружинами, как  бы содержали в себе элементы разделения властей. Возможно, такие проявления ограничения княжеской власти действительно  имели место. Им можно найти подтверждение  и в стародавних летописях, и  в некоторых других источниках. К  сожалению, эти начинания не получили последующего развития. Княжеская междоусобица и вражда не способствовали к каким бы то ни было устремлениям к демократическому правлению. В еще большей мере не оставляло для этого возможностей татаро-монгольское иго. Объединение русских земель и последующее создание централизованного Русского государства происходило в условиях, требовавших максимальной концентрации власти. Утверждение русского самодержавия, даже если оно и было необходимым историческим этапом, также исключило возможность разделения властей.

В период смуты и после нее Россия могла  пойти по пути конституционной монархии, но народ так устал от постоянно  сменяющихся государей, что ему  уже было все равно, кто и на каких условиях возьмет власть в  свои руки.

Сейчас  немало авторов, которые считают, что  Александр II, не погибни от рук народовольцев, возможно, даровал бы стране конституционное правление. Возможно, а возможно и нет. Отнюдь не стал конституционным монархом и Николай I. Подписав знаменитый указ "Об усовершенствовании государственного порядка", он действительно даровал некоторые свободы. Он объявил о создании Государственной Думы, наделенной ограниченными законодательными полномочиями. Но надежды, естественно, не оправдались. Ни один закон не мог вступить в силу без высочайшего одобрения. Да и само существование Думы зависело от царского усмотрения или, точнее, произвола.

В российской истории было не так много примеров хотя бы частичной реализации теории разделения властей. До начала XX века трудно было говорить даже о разграничении полномочий между различными государственными органами, не говоря уже о разграничении власти между различными социальными силами. Всевозможные реформы системы государственных органов в лучшем случае приводили к весьма расплывчатому разграничению функций государства между его органами, о разделении же политической власти не шло и речи. Монарх считался абсолютным до 1905 года, когда вопрос о разделении властей встал с особой остротой. 1905 год - важный рубеж в истории России, помимо многих преобразований в жизни общества и государства, проведенных в результате революции, встал вопрос и о разделении властей в России. Как и в 18 веке во Франции, в России возникла новая социальная сила - буржуазия, которая стремилась освободиться от тормозящей развитие общества абсолютной монархии. В результате первой российской революции появился первый в России парламент - Государственная Дума. Безусловно, законодательные полномочия первых российских парламентов часто ставились монархом под сомнение, система "сдержек и противовесов" действовала лишь тогда, когда этого хотел император, но это был первый серьезный шаг на пути к реализации принципов теории разделения властей в России. Реальные шаги к воплощению концепции Монтескье в России были сделаны лишь в начале XX века, но теоретические обоснования необходимости реализации теории разделения властей можно найти в работах и более раннего периода, среди которых особенно можно выделить труды М. М. Сперанского, М. М. Ковалевского, А. И. Елистратова, Б. Н. Чичерина.

В феврале 1917 года монархия пала. 1 сентября 1917 года состоялось официальное провозглашение России республикой. Специальная комиссия при юридическом совещании Временного правительства начала подготавливать проект республиканской Конституции. Видимо, в ней впервые мог найти  отражение принцип разделения властей. Но в 1917 году к власти пришли большевики, и все планы временного правительства  рухнули. II Всероссийский съезд Советов, провозгласив в ночь с 7 на 8 ноября 1917 года переход всей полноты власти на всей территории бывшей Российской империи в руки Светов, положил начало существованию тоталитарного государства.

Разделение  властей было объявлено инструментом завоевания и осуществления власти буржуазией. Концепция разделения властей, как выражение интересов буржуазии, марксизмом отвергалось.

Другой  период нашей истории, на который  следует обратить внимание в связи  с исследованием разделения властей  в нашей стране - это советский  период. С установлением советской  власти надежды сторонников теории разделения властей на скорое ее воплощение в России стали менее оправданы. Сначала была провозглашена диктатура пролетариата, что прямо противоречило идее разделения властей, позже в социалистической доктрине все более укреплялся принцип-лозунг: "Вся власть Советам!". Вообще, концепция единства власти была воспринята всеми авторитарными режимами. При фашизме ее олицетворял фюрер, в теократическом Иране - руководитель государства. С момента появления особых органов - Советов... сложился взгляд на их полновластие. Только Советам принадлежала полнота власти, а другие органы являлись органами управления, правосудия, исполнительно-распорядительными органами государственной власти... В узкой трактовке государственная власть неразделима, хотя на практике Советы были полновластными органами лишь в течение небольшого периода после революции. Не имея материальной базы, финансов, местные Советы зависели от ведомств, от расположенных на их территории предприятий. Несмотря на то, что в СССР провозглашалось полновластие Советов, о Совете Министров говорилось как о высшем органе исполнительно-распорядительной власти, то есть теоретически принцип единовластия Советов был небезупречен. В сложившейся обстановке начала резко усиливаться исполнительная власть, которая порой подменяла две другие ветви власти. Законодательная база советского права в первые десятилетия была очень слаба и далека от совершенства, в то время как огромное значение носили правовые акты исполнительной власти. Судебные органы часто подменяли всевозможные "двойки", "тройки" (чрезвычайные суды), которые формировались из представителей партии и исполнительной власти. Должность Генерального Секретаря КПСС была куда более значительной, нежели должность председателя Президиума Верховного Совета СССР, который формально считался главой государства. Вообще не удивительно, что слияние партийного и государственного аппарата оказало негативное влияние на реализацию принципов концепции разделения властей в нашей стране, поскольку система партийных органов (по крайней мере, с точки зрения Ленина) должна быть жестко централизованной, подготовленной к борьбе за власть, в системе же органов государства в XX веке во всем мире наблюдались объективные тенденции к демократизации, к усилению власти на местах. Таким образом, слияние партийного и государственного аппаратов внесло новые принципы в организацию системы государственных органов, которые явно не соответствовали теории разделения властей. Если в той или иной стране, как, скажем, в СССР, при определенных исторических обстоятельствах сложилась однопартийная система, то от нее надо отказаться, а принцип разделения властей должен быть дополнен более общим принципом строгого разграничения функций партии и государства. Это обеспечит суверенитет государства и недопустимость его подмены властью любого партийного органа, подчиняющего себе административные органы государства, что фактически превращает законодательную и судебную власть, а потому и право в придаток идеологизированной бюрократической системы управления, которую возглавляет или представляет партийный лидер и его ближайшее окружение. Именно пренебрежение к разделению властей и функций привело, помимо прочего, к отчуждению трудящихся от политической власти, к сталинщине.

Реформа системы государственных органов, которая началась во второй половине 80-х годов, явилась частью перестройки  всех сфер жизни общества и государства. Узловым требованием современных преобразований аппарата государственного управления выступает приведение его структур в наиболее полное соответствие с объективно необходимым в новых социально-экономических условиях содержанием управленческой деятельности. (1988 год). Переходный период в нашей стране заставил многих переосмыслить принцип разделения властей и буржуазный парламентаризм. Рассмотрим, к примеру, реформу представительной системы. На XIX Всесоюзной Конференции КПСС в качестве задач были поставлены ограничение власти исполнительных органов и утверждение полновластия Советов, создание механизма, исключающего возможность узурпации власти каким-либо органом государства или каким-либо должностным лицом партии или государственного аппарата. Реально эти решения воплотились в следующее: учреждение Съезда народных депутатов СССР как органа высшей государственной власти, функция законодательствования была распределена между Съездом народных депутатов СССР и Верховным Советом СССР, учрежден пост председателя Верховного Совета СССР - высшего должностного лица в государстве, сочетающего полномочия главы государства и спикера парламента, Президиум Верховного Совета СССР утратил право принимать указы, вносящие изменения в законы, были проведены некоторые другие изменения. Результаты же были весьма посредственные: не заработала предполагаемая система "сдержек и противовесов", "в целом не оправдал себя институт председателя Верховного Совета СССР... он оказался юридически немощным при решении в оперативном порядке важных государственных и политических проблем, идея конституционного закрепления руководящей роли КПСС как ядра государственных и общественных органов окончательно выявила свою несостоятельность.

Таковы  были первые шаги в перестройке представительной системы России. Одним из самых  значительных изменений в системе  органов исполнительной власти стало учреждение института президентства. М. С. Горбачев сказал, что "предназначение президентской власти в том, чтобы повысить эффективность функционирования не только высшего эшелона, но и всей системы государственного управления. "("Известия", 1990, 29 марта). Однако, президентская власть начала все более усиливаться. В 1991 году был издан закон "О Президенте РСФСР", который, по сути, совместно с изменениями в Конституции, установил суперпрезидентскую форму правления. В ноябре 1991 года Президент был наделен полномочиями издавать указы, имеющие силу законов, по вопросам экономической реформы. Принцип разделения властей был подвергнут серьезнейшему испытанию после 21 сентября 1993 года. Сам факт, что в Положении о федеральных органах власти, на переходный период, подменившем действовавшую Конституцию, не было норм о статусе Президента, свидетельствовал, что власть его становилась неограниченной.

Информация о работе Принцип разделения властей в Конституции РФ 1993 года