Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2014 в 20:37, курсовая работа
Цель - рассмотреть и проанализировать положения Конституции и иного российского законодательства, устанавливающего правовые основы федерализма в Российской Федерации
Чтобы достигнуть цели, необходимо решить следующие частные задачи:
Рассмотреть историю становления и развития федеративного устройства России
Дать понятие федерализма и выделить характерные признаки российского федерализма
Проанализировать конституционно-правовые основы федерального устройства Российской Федерации
Введение…………………………………………………………………………..
3
1.
Понятие и сущность федерализма – как формы государственного устройства.
5
2.
Становление конституционных основ современного российского федерализма
5
2.1
Декларация о государственном суверенитете……………………………
8
2.2
Подписание федеративного Договора……………………………………
10
2.3
Принятие Конституции 1993 года………………………………………..
13
3.
Актуальные проблемы российского федерализма……………………..
17
3.1
Неравноправие субъектов РФ…………………………………………….
17
3.2
Проблемы разделения властных полномочий по вертикали………….
20
4
Тенденции развития российского федерализма………………………….
24
Заключение……………………………………………………………………….
29
Список использованных источников………………………
Налицо прогресс в «создании юридических предпосылок интеграции федерального и регионального законодательства, укреплении единства государственной власти в Российской Федерации»21; с другой стороны, заметен дальнейший процесс централизации государственной власти и сужения прав субъектов РФ. В неразрывной связи с происходящими законодательными изменениями для современных исследователей естественным является вопрос о том, насколько в новых правовых условиях реализуется и обеспечивается баланс единства и плюрализма в системе разделения власти России как федеративного государства. Ответ на него зависит от того, насколько сильными и действенными станут совместные усилия Федерации и её субъектов. Бесспорно, конечной целью научного поиска должен стать ответ на вопрос, сохранит ли Россия федеративную форму государственного устройства.
Несмотря на процессы движения России по пути укрепления и совершенствования федеративного устройства, в научных и общественно-политических кругах всё чаще выдвигается позиция, отстаивающая унитарную Россию. В унитарной форме государственного устройства оппоненты федерализма видят гарантию стабильного и сильного государства. При этом высказываются мысли о том, что с реализацией президентских инициатив по укреплению государственности, Россия уже сейчас фактически естественным путём преобразуется в унитарное государство.
Унитарная Россия вряд ли имеет благополучное будущее. Это наглядно подтверждает то, что во всем мире на всех уровнях организации различных видов публичной власти растет популярность федеративной формы государственного устройства как способа регулирования отношений, по своей природе обеспечивающего гибкость и в то же время целостность объекта управления. Таким образом, разговоры об унитаризации России не только противоестественны требованиям эффективности власти, но и недемократичны по своей сути. Преимущество федерализма в том, что он способен предлагать различный уровень децентрализации власти в зависимости социально-политической, исторической и иной ситуации в стране. Суть федерализма – достижение гармонии между централизацией, децентрализацией и самоуправлением; достижение «компромисса между единством и разнообразием или, иначе говоря, – обеспечить единство в разнообразии»22.
Централизация правового регулирования неизбежна, но нельзя не указать на то, что централизм не должен переходить в унитаризм. То есть укрепление централизованной модели федерализма не должно достигать той грани, когда собственно федерализм уничтожается и образуется унитарное государство.
Одной из тревожных тенденций, направленных на нивелирование элементов федеративной государственности, является попытка создания весьма централизованной системы разграничения предметов ведения, полномочий и финансовых средств. Её смысл заключен в наделении центра дополнительными правами и укреплении его финансовой основы, с одной стороны, и расширении обязанностей без подкрепления соответствующими организационными и финансовыми ресурсами субъектов РФ – с другой. Подобное перераспределение противоречит самой сути федерализма, его принципам разграничения предметов ведения, и субсидиарности.
Следующей негативной тенденцией, создающей угрозу уничтожения федеративной системы разделения власти, является игнорирование федеральными органами государственной власти конституционных принципов федеративного устройства и конституционной системы разграничения предметов ведения и полномочий. С одной стороны, федеральное законодательство определяет, что по предметам совместного ведения издаются не только федеральные законы, но и законы субъектов РФ. С другой стороны, реально принимаемые федеральные законы всё больше и больше напоминают инструкции для субъектов РФ. Эти инструкции часто не учитывают особенности субъектов Российской Федерации. Наглядным примером является Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»23, изданный 12 июня 2002 г., регламентировавший порядок выборов в субъектах РФ и муниципальных образованиях. Данный Федеральный закон навязывает всем субъектам РФ смешанный принцип избрания в законодательные (представительные) органы государственной власти, когда не менее половины депутатских мандатов должны распределяться по партийным спискам (п. 16 ст. 35). Сложно представить, как эту норму можно воплотить в реальность, если в большинстве субъектов РФ в современный период отсутствуют развитые партийные системы, а кое-где о партиях вообще знают разве что из газет и телевизионных программ. Однако законодатель не спешит с отменой данной нормы, несмотря на негативное в целом отношение представителей субъектов РФ к ней и их неоднократные выступления по этому поводу.
Таким образом, перераспределение прав между Федерацией и её субъектами, полномочий и финансовых средств между их органами государственной власти должно осуществляться на основе федеративного характера связей. В связи с этим расширение элементов децентрализации государственной власти, самоуправления, кооперации и субсидиарности должно получить развитие как другая общая тенденция по мере совершенствования самой модели федеративного устройства и средств и способов её обеспечения. Совместная реализация публичной власти и сотрудничество на принципах федерализма – залог успеха российской государственности.
Ещё один важнейший аспект формирующихся тенденций развития федеративной государственности – учёт современных вызовов цивилизации, коснувшихся и России. В современных условиях человечество сталкивается с новыми вызовами не только в международных отношениях, политике и мировой экономике, но и в реализации федеративной идеи. Среди таких вызовов можно отметить: угроза терроризма, влияющего на безопасность и жизнь людей; опасность экологической катастрофы; рост миграции, вызывающей социально-экономическую напряженность и провоцирующей конфликты культур. Таким образом, учёт мнения субъектов РФ, подготовка совместных программ и реализация совместных действий по этим вопросам особенно важны в современный период. В этой связи необходимо искать дополнительные формы сотрудничества, совершенствовать и модернизировать соответствующие координационные структуры.
Заключение
Обобщая всё вышеизложенное, стоит отметить, что итоги, тенденции и перспективы развития России как федеративного государства свидетельствуют о сложном развитии нашего государства по пути утверждения основных ценностей федерализма.
В курсовой работе была предпринята попытка осветить состояние и пути развития современного российского развития. Также в работе были указаны проблемы становления и совершенствования конституционно-правовых основ российского федерализма.
Период государственного федеративного развития, прошедший после принятия 12 июня 1990 года Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации, позволяет говорить о фактическом становлении «федеративного правового государства с республиканской формой правления». Опыт федеративного строительства в постсоветские годы и особенности сложившихся к середине первого десятилетия политических реальностей дают возможность, оглядываясь в историю, дать углубленный анализ состояния и проблем государственного строительства в России, выявить политические и социально-экономические условия и проблемные факторы переходности.
В целом становление современного федерального государства прошло сложный и противоречивый путь, процесс реформирования и модернизации продолжается и по сей день. Это было отмечено Президентом РФ в его Послании Федеральному Собранию в 2008 г.
Основу российского федерализма в Конституции России составляют ряд принципов. Это такие принципы как государственная целостность, единство системы государственной власти, построение Федерации по смешанному национальному и территориальному принципу, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов, равноправия субъектов РФ и др.
В заключение считаю важным отметить, что определённые отступления от федерализма в последние годы не должны разрушить федерацию как таковую. Весьма важно своевременно устранить складывающийся дисбаланс в разделении власти по вертикали, установить дополнительные правовые гарантии эффективного и демократичного федерализма, адекватно отвечающего на проблемы и вызовы современности. Ответ на вопрос, будет ли это движение успешным в итоге, зависит от правильного выбора государственно-правовой политики Российской Федерации, её верности гуманистическим идеалам, выработанным мировым опытом и получившим закрепление в действующей Конституции РФ.
В конце моей курсовой работы хочется заметить, что судьба российского федерализма находятся в руках нынешнего и будущих поколений. Важно, чтобы стабильность, устойчивость принципов, провозглашенных в Конституции 1993 года, сочетались с динамизмом их реализации, гибкостью и подвижностью применяемых форм и методов. Федерализм, свободный от таких изъянов, способен выдержать испытания временем, а главное, улучшить жизнь людей. Многовековое сосуществование рядом бессчетного количества поколений этносов, составляющих Российскую Федерацию, каждый из которых имеет свою историю, свои богатые традиции, а главное, право жить в этой стране и управлять ею, - это и есть историческое достояние России.
Список использованных источников
1 Головистикова А. Н. Конституционное право России: учеб./ А. Н. Головистикова, Л. Ю. Грудцына ; под ред. : Н. А. Михалевой. - М.: Эксмо, 2010, с. 217
2 Головистикова А. Н. Конституционное право России, с. 219
3 История отечественного государства и права. Ч.2: Учебник \ под ред. Проф. О.И. Чистякова.- М.: Издательство БЕК, 2008 г., с. 168
4 История отечественного государства и права. Ч.2: Учебник \ под ред. О.И. Чистякова, с. 169
5 История отечественного государства и права. Ч.2: Учебник \ под ред. О.И. Чистякова, с. 171
6 URL: http://constitution.garant.ru/
7 История отечественного государства и права. Ч.2: Учебник \ под ред. О.И. Чистякова, с. 177
8 Умнова И.А. – Конституционные основы современного российского федерализма: Учеб.-практ. пособие – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Дело –2012 , с.115
9 История отечественного государства и права. Ч.2: Учебник \ под ред. О.И. Чистякова, с. 181
10 Умнова И.А. – Конституционные основы современного российского федерализма: с.115
11 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская Газета – 25 декабря – 1993г., ст. 76-77
12 Фарукшин М.Х. Федерализм: теоретические и прикладные аспекты. М.: Юристъ. 2009., с. 312
13 Фарукшин М.Х. Федерализм: теоретические и прикладные аспекты, с. 312
14 Пастухова Н.Б. Проблемы государственного суверенитета. М.: Норма, 2010, с.89
15 Фарукшин М.Х. Федерализм: теоретические и прикладные аспекты, с. 319
16 Пастухова Н.Б. Проблемы государственного суверенитета. М.: Норма, 2010, с.101
17 URL: http://base.garant.ru/
18 Чиркин В.Е. Контрольная власть // Государство и право. 1993. № 4. С. 10–18
19 Указ Президента РФ «О полномочном представителе президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13 мая 2000 г . № 849
20 Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации» от 10 августа 2000 г. № 1486
21 Конюхова И.А. – Современный российский федерализм и мировой опыт: Итоги становления и перспективы развития. – М.: ОАО «Издательский дом «Городец»»; «Формула права» - 2011, с. 255
22 Конюхова И.А., Современный российский федерализм и мировой опыт: Итоги становления и перспективы развития, с. 256
23 Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г.