Пути преодоления недостатков в законодательстве по защите прав потребителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2012 в 16:21, курсовая работа

Краткое описание

В начале 30-х годов для защиты потребительского права в Америке, Англии, а позднее и в других странах, стали создаваться лиги покупателей (прообраз нынешнего общества потребителей). Основной целью этих организаций было формирование потребительской культуры, оказание воздействия, как на изготовителей, так и на продавцов товаров. Для этого правление лиги составляли т.н. «белые списки» предпринимателей, которые соблюдали определенные принципы во взаимоотношениях с потребителями. Это было определенным стимулом для других торговцев.

Содержание

ВСТУП
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ
Понятие качества товаров, робот, услуг
Основные права потребителя в отношении качества товаров, работ, услуг.
Гарантийные обязательства
2. ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ
2.1 Нормы потребительского законодательства
2.2. Правовое обеспечение защиты прав потребителей в Украине.
3. Пути преодоления недостатков в законодательстве по защите прав потребителя
3.1.
3.2.
ВЫСНОВОК
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Защита прав потребителя.docx

— 67.37 Кб (Скачать файл)

     Субъект второй - изготовитель, исполнитель  или продавец.

     Изготовитель - это предприятие, учреждение, организация  или гражданин-предприниматель, производящие товары для реализации.

     Исполнитель - предприятие, учреждение, организация  или гражданин-предприниматель, выполняющие  работы или оказывающие услуги.

     Продавец - предприятие, учреждение, организация  или гражданин-предприниматель, реализующие  товары по договору купли-продажи.

     Между потребителем и исполнителем (продавцом) заключается определенный договор - устное либо письменное соглашение о  качестве, сроках, цене и других условиях, согласно которым осуществляется купля-продажа, работы или услуги. Письменное соглашение может оформляться квитанцией, товарным либо кассовым чеком или другим документом. Из-за чего же у сторон возникает  спор? А спор, в основном, возникает  из-за обнаружения недостатков либо существенных недостатков.

     На основании Закона “ О защите прав потребителей ”, ст.16.1. Потребитель имеет право на то, чтобы товары (работы, услуги) при обычных условиях их использования, хранения и транспортирования были безопасными для его жизни, здоровья, окружающей природной среды, а также не причиняли вреда его имуществу.

     В случае отсутствия нормативных документов, содержащих обязательные требования к  товару (работе, услуге), использование  которого может нанести вред жизни, здоровью потребителя, окружающей природной  среде, а также имуществу потребителя, соответствующие органы государственной  исполнительной власти, осуществляющие государственную защиту прав потребителей, обязаны немедленно запретить выпуск и реализацию таких товаров (выполнения работ, оказание услуг).6

     Определив стороны и причины возможных противоречий,  рассмотрим общую систему прав потребителя. Итак, потребители, находящиеся на территории Украины, во время приобретения, заказа или использования товаров (работ, услуг) для удовлетворения своих бытовых нужд имеют право на гарантированный уровень потребления, который обеспечивается стимулированием производства товаров, выполнения работ и оказания услуг. Этот способ обеспечения уровня потребления выглядит несколько заоблачным, так как существующее экономическое положение говорит само за себя и поэтому, пока нельзя сказать, что государство так уж сильно стимулирует производство, сферу выполнения работ или оказания услуг.

     Вторым  способом обеспечения этого гарантированного уровня потребления является введением  в случае необходимости нормированного распределения товаров, если нет гарантий их свободного приобретения каждым потребителем. Иначе говоря, если что-то станет дефицитом, то государство обязуется обеспечить всех талонами на этот дефицит и каждый получит равную с другим долю этого товара.

     И третье - это введение компенсационных  выплат, различных видов пособий  и льгот гражданам. Эти льготы могут выражаться во внеочередном обслуживании участников ВОВ, а так же для некоторых  категорий граждан в специализированных отделах могут реализовываться  товары по льготным ценам, со скидкой  и т. д.

     Обеспечивает  защиту прав потребителей государство, которое обеспечивает гражданам  защиту их интересов как потребителей, предоставляет возможность свободного выбора товаров (работ, услуг), получение знаний и квалификации, необходимых для принятия самостоятельных решений во время приобретения и использования товаров (работ, услуг) в соответствии с их потребностями. Так же государство гарантирует приобретение или получение иными законными способами товаров (работ, услуг) в объемах, обеспечивающих уровень потребления, достаточный для поддержания здоровья и жизнедеятельности. Все эти блага обеспечивают компетентные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. Однако можно заметить, что все эти органы недостаточно рьяно исполняют свои функции, так как на рынке достаточно велик процент некачественных товаров (работ, услуг).

      Законом предусмотрено право потребителя  на надлежащее качество товаров (работ, услуг). Это значит, что потребитель имеет право требовать от продавца (изготовителя, исполнителя), чтобы качество приобретенного им товара (выполненной работы, оказанной услуги) отвечало требованиям нормативных документов, условиям договора, информации о товаре (работе, услуге), предоставляемой продавцом (изготовителем, исполнителем), а продавец (изготовитель, исполнитель), в свою очередь, обязан передать товар (работу, услугу), отвечающий этим требованиям. Требования к товару (работе, услуге) относительно его безопасности для жизни, здоровья и имущества потребителей, а также окружающей природной среды устанавливаются нормативными документами, а в отношении отдельных групп товаров (работ, услуг) указанные требования устанавливаются законодательными актами Украины. На товары, ввозимые на территорию Украины, должен быть предусмотрен действующим законодательством документ, подтверждающий их надлежащее качество.

     Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечить возможность использования товара (результатов выполненной работы) по назначению в течение срока его службы, предусмотренного нормативным документом или установленного им по договоренности с потребителем, а в случае отсутствия таких сроков - в течение 10 лет. Также изготовитель обязан обеспечить техническое обслуживание и гарантийный ремонт товара, а также выпуск и поставку для предприятий, осуществляющих техническое обслуживание и ремонт, в необходимых объемах и ассортименте запасных частей в течение всего срока его производства, а после снятия с производства - в течение срока службы, а в случае отсутствия такого срока - в течение 10 лет.

     Кроме этого согласно статьи 13 Закона « О защите прав потребителя» изготовитель (исполнитель) обеспечивает нормальную работу (применение, использование) товара (работы, услуги), в том числе комплектующих изделий, в течение гарантийного срока, установленного законодательством, а в случае его отсутствия - договором. Гарантийные сроки на комплектующие изделия должны быть не меньше гарантийного срока на основное изделие, если иное не предусмотрено законодательством или договором.

     Поскольку по содержанию ст. 13 Закон изготовитель (исполнитель) обязан обеспечить в течение  гарантийного срока нормальную работу товара, в том числе комплектующих  изделий, то специальная установка (подключение или сборка), техническое  обслуживание (наладка и др.), ремонт в этот период должны производиться  без дополнительной оплаты.

     Гарантийный срок должен указываться в паспорте на товар (работу, услугу) либо на этикетке или в любом другом документе, прилагаемом к товару (работе, услуге).

     Для медикаментов, пищевых продуктов, изделий  бытовой химии, парфюмерно-косметических  и других товаров, потребительские свойства которых могут со временем ухудшаться и представлять опасность для жизни, здоровья, имущества и окружающей природной среды, устанавливается срок годности, который указывается на этикетках, упаковке или в других документах, прилагаемых к ним при продаже, и который считается гарантийным сроком. Срок годности исчисляется от даты изготовления, которая также должна быть указана на этикетке или в других документах, и определяется или временем, в течение которого товар пригоден к использованию, или датой, до наступления которой товар пригоден к использованию. Продажа товаров, срок годности которых истек, запрещается. 

3. ПУТИ  ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕДОСТАТКОВ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ В ОТНОШЕНИИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ

    3.1. Правила и порядок  выполнения торговой  деятельности и  торгового обслуживания

    Проанализировав Закон «О защите прав потребителя», можно сделать вывод, что наряду с положительными моментами, в Законе присутствуют определенные недостатки, которые проявляются при ближайшем рассмотрении.

    В первую очередь следует обратить внимание на статьи, содержащие нормы  об ответственности за нарушение  прав потребителей7.

      Например, при продаже товаров  с недостатками потребитель, в соответствии с п. 1 ; 2 ст. 14 Закона, предъявить требования  к продавцу или организации, выполняющей функции продавца на основании договора с ним. На практике такие иски никогда не предъявляются к владельцам магазинов. Поэтому они не несут никакой ответственности. Это представляется не совсем правильным, поскольку зачастую продавец вынужден продавать товар ненадлежащего качества, так как на него оказывает давление администрация магазина. Тем не менее, не предлагается исключить ответственность продавца; в дополнение к ней следует ввести и ответственность владельца магазина.

    Следующее предложение касается общественных объединений потребителей. Поскольку  общественные объединения – это  некоммерческие организации, они не преследуют цель извлечения прибыли. В соответствии со ст. 25 ; 25 Раздела ІІІ Закона  «Об общественных объединениях» имущество общественного объединения формируется на основе вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом; добровольных взносов и пожертвований; других не запрещенных законом поступлений. В связи с этим представляется целесообразным обязать организации и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере торговли и бытового и иного обслуживания населения, перечислять некоторый процент от совокупного дохода организации в пользу потребительской организации, находящейся по месту государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя.

    И, по моему мнению, вполне обоснованно  будет включение в данную статью положения о взыскании судами штрафов в случае совершения противоправного  действия в пользу соответствующего бюджета, а если в деле участвует  общественная организация потребителей, - 50 % штрафа должно  взыскиваться в  пользу этой организации. 

3.2.Права потребителя в случае нарушения исполнителем условий договора о выполнении работ и оказании услуг.

     Прежде  всего, нужно определить, что такое услуга и что такое работа. В результате работы по заказу потребителя и с последующей оплатой исполнитель производит новую вещь, которая переходит в собственность потребителя. Примером может служить договор,  в результате которого строительная организация построит для потребителя дачный домик. Примерами услуг могут служить бытовой прокат, поручение, перевозка граждан и их груза, комиссия, сбережение, страхование, предоставление финансово-кредитных услуг для удовлетворения собственных бытовых нужд граждан (предоставление кредитов, открытие и ведение счетов, проведение расчетных операций, прием и хранение ценных бумаг) и т. д. Каждый из этих договоров регулирует отдельное положение, закон, постановление, указ. Ниже, исходя из Закона, приведены общие права потребителя в этой сфере.

     Потребитель имеет право отказаться от договора о выполнении работ и оказании услуг и требовать возмещения убытков, если исполнитель своевременно не приступает к выполнению договора или выполняет работу настолько медленно, что окончить ее в определенный срок становится невозможным.

     Если  во время выполнения работ или  оказания услуг станет очевидным, что  они не будут выполнены согласно условиям договора, потребитель имеет  право назначить исполнителю соответствующий срок для устранения недостатков, а в случае невыполнения этого требования в определенный срок - расторгнуть договор и требовать возмещения убытков или поручить исправление недостатков третьему лицу за счет исполнителя. И пусть попробует не выполнить.

     Если  исполнитель отступил от условий  договора, что привело к ухудшению  выполненной работы (услуги), или  допустил иные недостатки в выполненной  работе (услуге), потребитель имеет  право по своему выбору требовать  безвозмездного устранения этих недостатков  в соответствующий срок либо возмещения расходов, понесенных им при устранении своими средствами недостатков работы, или соразмерного уменьшения вознаграждения за работу (услугу). При наличии в работах (услугах) существенных отступлений от условий договора или других существенных недостатков потребитель имеет право требовать расторжения договора и возмещения убытков.

     Если  существенные отступления от условий  договора или иные существенные недостатки были обнаружены в работе (услуге), выполненной  из материала потребителя, потребитель имеет право требовать по своему выбору или выполнения ее из однородного материала исполнителя, или расторжения договора и возмещения убытков.

     Если  исполнитель не выполняет либо ненадлежащим образом выполняет обязательство  согласно закону или договору, то он уплачивает потребителю неустойку (штраф, пеню), если она предусмотрена законодательством или договором. Уплата исполнителем неустойки (штрафа, пени), установленной в случае просрочки или иного ненадлежащего исполнения обязательства, не освобождает его от исполнения обязательства в натуре. Исполнитель не несет ответственности за недостатки в выполненных работах или оказанных услугах, если докажет, что они возникли по вине самого потребителя.

     Об  отступлениях от условий договора и  других недостатках в работе, которые не могли быть обнаружены при обычном способе ее принятия, потребитель обязан сообщить исполнителю не позднее трех суток после их обнаружения.

     Требования  заказчика, предусмотренные настоящей  статьей, подлежат удовлетворению в  случае обнаружения недостатков  в течение гарантийного либо иных сроков, установленных договором.

     Исполнитель обязан в течение месяца возместить убытки, возникшие в связи с утратой, порчей либо повреждением вещи, принятой им от потребителя для выполнения работ или оказания услуг. Исполнитель не освобождается от ответственности, если уровень его научных и технических знаний не позволил обнаружить особые свойства вещи, принятой им от потребителя для выполнения работ или оказания услуг.

     Исполнитель несет ответственность за вред, нанесенный жизни, здоровью или имуществу потребителя, который возник в связи с использованием вещей, материалов, оборудования, приборов, инструментов, приспособлений либо других средств, необходимых для выполнения им работ или оказания услуг, независимо от знания исполнителем их свойств.

Информация о работе Пути преодоления недостатков в законодательстве по защите прав потребителя