Пути совершенствования правого регулирования реорганизации юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 10:26, курсовая работа

Краткое описание

Изучение реорганизации юридических лиц преследует цель - раскрытие всех сторон рассматриваемого института. Прежде всего нужно определить, что именно понимается под определением реорганизации, какова его сущность и правовая природа. Также, определить практическое применение института реорганизации, выявить возможные проблемы, возникающие в процессе реорганизации между участниками хозяйственных обществ, рассмотреть пути их разрешения и ликвидации пробелов законодательных норм, изучить нормативную базу, регулирующую процесс реорганизации юридических лиц. Исходя из целей, определены следующие основные задачи дипломного исследования:
анализ российского законодательства в части применения норм, регулирующих реорганизацию юридических лиц;
обобщение практического материала по проблеме реорганизации;

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная работа итог.doc

— 295.00 Кб (Скачать файл)

Учитывая, что  депутаты законодательного собрания сделали  заявление, о повышении в период с 1 марта по 1 сентября текущего года минимального размера оплаты труда с 4 615р. до 6 500р., Можно на законодательном уровне закрепить правило о том, что минимальный размер оплаты труда, расчет которого используется при исчислении штрафных санкций, должен быть увеличен, хотя бы в полтора раза. 

Таким образом, законодательно должны быть рассмотрены  и закреплены все нюансы осуществления  предпринимательской деятельности.  Чтобы не возникало подобных коллизий, необходимо своевременно и в полном объеме вести документооборот, процесс подготовки документов при реорганизации.

Очевидными  приоритетными направлениями института  реорганизации, требующими модернизации, остаются наиболее проблемные вопросы, направленные на ликвидацию недостатков  при реализации прав кредиторов и должников, при осуществлении конвертации акций, направленные на усовершенствование самой процедуры реорганизации в целом.

Гарантии, которые  подразумевает реорганизация, направлены в основном на реализацию прав кредиторов, поэтому одним из самых явных недостатков системы реорганизации является нарушение прав и интересов, закреплённых в Гражданском Кодексе. Чтобы наиболее полно отразить требуемые изменения, существует мнение о введение в действие нового законодательного проекта, включающего все изменения для всех форм реорганизации, рассматриваемых в ст. 57 ГК РФ.  

Первоначально изменения должны коснуться обязанности  кредиторов более четко и достаточно давать  характеристику требованиям, предъявляемым к определенному  юридическому лицу.  Достаточное требование подразумевает такое требование, которое дает понять кредитору, что ему выдана безотзывная гарантия такой организацией, кредитоспособность которой не вызывает сомнения

Закрепленные  законом способы защиты не являются достаточными, поскольку не всегда возможно реально оценить последствия реорганизации, влияющие на кредиторов, не всегда возможно понять кому и в каком объеме отошли обязательства по исполнению. На практике требование по уплате долговых обязательств кредиторам часто остается не реализованным. Для этого не всегда достаточно сведений о начале реорганизации, публикуемых в СМИ, кредиторов необходимо уведомлять о финансовом положении юридических лиц, участвующих в реорганизации, чтобы решение кредиторов о предъявлении требований по досрочному погашению долга было взвешенным. Права кредиторов также предусматривают требование кредиторов досрочно погасить обязательства, возникшие до опубликования информации о реорганизации. 

В обязанности  должника входит исполнить обязательство  надлежащим образом заявленное требование. При невозможности выполнения своих обязательств, вновь образовавшиеся субъекты правоотношений несут солидарную ответственность по заявленным требованиям кредиторов.

Кроме защиты кредиторов нужно помнить и о защите самого юридического лица, находящегося в процессе реорганизации, от неблагоприятного результата имущественного характера. В настоящее время этот вопрос не рассматривается, предпочтение отдается интересам кредиторов и инвесторов, представляя им возможность требования досрочного исполнения или прекращения обязательств. Чтобы избежать банкротства юридического лица, находящегося в реорганизации, предлагается подача иска в суд кредиторами, заинтересованными в исполнении обязательств. Если реорганизуемая корпорация предъявит доказательства того, что в результате исполнения процедур реорганизации не возникнет угрозы ненадлежащего исполнения обязательств, суд может отказать в удовлетворении требований по иску. Рассмотрев такое нововведение в закон, возможно отметить положительные и отрицательные стороны. Позитивно отразится на правовом регулировании реорганизации реализация прав юридического лица, среди недостатков можно выделить то, что суды начнут вводить обеспечительные меры, направленные на приостановление реорганизации.

Помимо кредиторов, юридическое лицо, находящееся в  процессе реорганизации, равно как  и лица, созданные после, можно  защитить признания недействительности реорганизации.  В связи с этим, возможно внести изменения об уменьшении сроков исковой давности для признания недействительности процесса и только в судебном порядке.  Оснований для признания недействительности реорганизации, также и недобросовестной реорганизации, закон не устанавливает. В судебной практике тоже не содержится критериев для определения оснований.

Граница между  признанием реорганизации недействительной и признанием несостоявшейся сводится к тому, что судебный акт о недействительности не приводит к ликвидации  вновь  образовавшегося субъекта правоотношений; признание же реорганизации несостоявшейся в судебном порядке лишает участника, намеренно совершившего эту процедуру, права на участие в данной корпорации.

Отдельно можно  рассмотреть вопрос о применимости сроков, исчисляемых в процессе реорганизации  на определенном этапе. Следует выделить две позиции, каждая из которых затрагивает  интересы либо кредиторов, либо субъекта права, находящегося в процессе  реорганизации. Кредитор подает требование в срок не позднее тридцати дней с момента опубликования в СМИ информации о реорганизации. Некоторые цивилисты считают, что разумно продлить срок подачи требований до шестидесяти дней, чтобы дать кредитору время достаточно полно обосновать свое требование. Но можно предположить, что со всеми затратами времени на  обоснование своего запроса, подготовку требования, почтовые пересылки, этот срок самый приемлемый с точки зрения законности его исчисления.

Уведомление о  реорганизации юридического лица направляется в средства массовой информации в течение трех дней, без учета выходных и праздничных дней. С момента принятия решения о реорганизации, юридическое лицо обязано сообщить в государственный орган, осуществляющий регистрацию, о   начале процедуры. Для самого юридического лица может показаться, что этот срок не оправдан узкими временными границами, поскольку сама реорганизация сопровождается подготовкой большого пакета документов. И учредители, принявшие решение о реорганизации могут просрочить подачу сведений и опоздать с уведомлением. Однако на практике эти сроки весьма четко регламентируют весь процесс, не позволяют образоваться бумажной волоките.

Нормами права  определен тридцатидневный срок с даты принятия решения для уведомления кредиторов.  Последствия пропуска исчисления этого срока не указано. ГК РФ не устанавливает также жёсткие временные границы для предъявления требований кредиторами. Значит, они могут требовать досрочного прекращения обязательств на любом этапе процедуры. Следовательно, ущемлением прав кредиторов будет определение срока, в течение которого они могут обратиться с запросом о досрочном исполнении обязательств. 

Смена организационно –правовой формы при реорганизации  в форме преобразования подразумевает ликвидацию одного из участников правоотношений.  Вновь образованному субъекту права присваивается новый ИНН, ОГРН. Если прежнее предприятие вело уплату налогов по упрощенной системе, оно захочет продолжать подобную уплату налогов. Для этого налоговое законодательство предоставляет право подать заявление в течение пяти рабочих дней в соответствующий орган. Подача заявления с нарушением сроков, не представляет заявителю возможности применять УСН. Однако налоговый орган не может отказать в  использовании УСН. Ведь согласия на выбранную систему налогообложения не требуется, заявителю достаточно уведомить налоговые органы. В свою очередь налоговый орган, принимая декларацию по УСН, соглашается с системой уплаты налога.

Наконец, уведомление  кредиторов должно осуществиться в пятидневный срок со дня принятия решения о реорганизации. Эта норма права довольно молодая, ранее действующая редакция Закона о регистрации юридических лиц не содержала подобного указания.

Требует вмешательства  также процедура осуществления уведомления регистрирующих органов. Запись о внесении изменений в ЕГРЮЛ происходит на основании заявления юридического лица. Если в реорганизации участвует несколько юридических лиц, то запись вносится в отношении каждого такого лица.   В подтверждении осуществления этой процедуры юридическому лицу предоставляется свидетельство о внесении записи о внесении записи в Единый государственный реестр юридического лица, а также выписка из ЕГРЮЛ.

Для того, чтобы  выписка из ЕГРЮЛ, содержащая полный объем сведений о предприятии, была оформлена верно, данные внесены без ошибок, необходимо особенно точно заполнять заявление о предприятии, находящемся в процедуре реорганизации, причем заявление должно быть заверено нотариальным образом. А так ли обязательно ли заверять форму заявления в нотариальной конторе? Несомненно, что законодатель предписывает заверять все заявления, направляемые в регистрирующий орган, у нотариуса, потому что подпись заявителя должна быть засвидетельствована в установленном порядке. Сама процедура заверения формы заявления весьма усложняет и затягивает процесс, но не дает возможности вмешательства в дела компании лиц, не имеющих соответственных полномочий.

Рассматривая  такой вид корпоративного образования  как акционерное общество, находящееся  в процессе реорганизации,  можно прийти к выводу, что участникам этого общества сложно самим определить экономическую обоснованность курса конвертации акций.  Экспертная оценка в данном случае может быть не предусмотрена Уставом общества.  Чтобы обеспечить  законность проведения данной процедуры, целесообразно ввести норму об обязательном  проведении экспертизы, а ее отсутствие приводило бы к недействительности  решение общего собрания о реорганизации. 

Основным способом предотвращения злоупотребления своим  положением как со стороны кредитора. Так и со стороны самого юридического лица, может стать внесение изменений в действующие нормы права. Правильным будет определение диспозитивности максимальных сроков для предъявления требований,  требование по  предъявлению должником отчетности об уведомлении кредиторов в регистрирующий орган, с приложением текста сообщения.

Видимый недостаток действующих норм права о реорганизации  в том, что  для регулирования  отдельной организационно-правовой формы законодатель создает свой  особый закон. С моей точки зрения, такой подход отрицательно влияет на отношения реструктуризации корпоративных объединений.47 Правильным шагом будет создание законопроекта, регулирующего реорганизацию всех коммерческих и некоммерческих обществ.  Разработка закона велась Министерством экономического развития и торговли, в электронных ресурсах был представлен проект  Федерального закона «О реорганизации и ликвидации коммерческих организаций». Предлагаемый Министерством экономики  Проект ограничен сферой действия  в пределах коммерческих организаций. С моей точки зрения, это не совсем верное ограничение, поскольку не охваченными останутся унитарные и некоммерческие предприятия, которые тоже могут участвовать в реорганизации.

Проект Федерального закона допускал при реорганизации создание коммерческой организации  иной организационно-правовой формы в отличие от той, что участвовала в реорганизации. На данный момент такое возможно при выборе реорганизационной формы в виде преобразования. Учитывая современный уровень развития российского законодательства о юридических лицах, необходимо ограничить возможность осуществления реорганизации, сопряженной с изменением типа организации (коммерческая/некоммерческая), лишь преобразованием, исключив иные формы реорганизации.

В указанный  законопроект  следует ввести положения  необходимости экономического обоснования  реорганизации. Это обусловлено  тем, что установится порядок  реорганизации, при котором каждая участвующая компания должна будет  предоставить экономическое обоснование процедур реорганизации.  Подобное решение предусматривает защиту прав участников юридического лица.

Правопреемственные  процедуры, раскрытые в предложенном Проекте, заключают в себе изменение  процедуры утверждения разделительного  баланса и передаточного акта.  Заключаемый при утверждении разделительного баланса или передаточного акта, договор, по мнению экспертов, можно считать достаточным и полным отражением имущественного комплекса предприятий.  С моей точки зрения, исходя из норм права, договор является определением условий передачи балансовой и забалнсовой стоимости. В то время как передаточный акт и разделительный баланс может отражать полный имущественный комплекс всех участвующих учреждений. 

В процессе усиления роли технологического прогресса, информатизации всех структур управления предприятия, необходима поддержка реорганизации  основными средствами ПО. Это позволит начать процесс формирования юридического лица нового типа.  Информационно-коммуникативные навыки позволят обеспечить оптимизацию информационных потоков между всеми участниками, партнерами и контрагентами корпорации, усилят совместную деятельность внутри организации. В том числе это позволит осуществлять управление процессами  реорганизации согласованно, коллективно и с наименьшими затратами для всех участников учреждения, обеспечат разделение прав и обязанностей между сотрудниками и внутренними структурными компонентами, облегчат согласованную работу и повысят производительность труда.  

Разумным будет  более широкое внедрение различных телекоммуникативных систем, отвечающих за регулирование корпоративной деятельности, таких как осуществление конференций, совещаний.  Со стороны государственных органов уместно проводить вебинары по темам, разъясняющим основные проблемные вопросы реорганизации юридических лиц. Технологическое оснащение должно затрагивать все участки регулирования. Это позволит систематизировать информацию, хранящуюся внутри учреждения, оптимизировать ее понимание и обобщить и распространить накопившийся опыт.

Информация о работе Пути совершенствования правого регулирования реорганизации юридических лиц