Работа по защите прав семьи в условиях дошкольного образовательного учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 23:14, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Современные представления о социально-правовой защите семьи проистекают из особенностей семейной политики государства и опираются на теоретические представления о семье и ее взаимодействии с государством как в правовом, так и в социальном аспектах. В контексте рассматриваемой темы семья изучается не только как социальный институт, но также и как объект социально-правовой защиты государства. Данный подход предполагает учет процессов удовлетворения базовых потребностей семьи, связанных с ее материальным благосостоянием, охраной здоровья, получением образования, обеспечением безопасности и др

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…….3
Глава IТеоретическиеосновы. Защита прав семьи в условиях дошкольного образовательного учреждения
1.1Анализ нормативно-правовых документов о защите прав семьи за рубежом и в России…………………………………………………………………………….5
1.2 Анализ научно-методической литературы о защите прав семьи………...….12
1.3Содержание, формы, методы работы с семьей по защите их прав……….....16
Глава IIРабота по защите прав семьи в условиях дошкольного образовательного учреждении
2.1 Цели и задачи практической работы .……………...…………………………24
2.2 Программа по социальной защите прав семьи…………………………….…36
Заключение…………………….…………………………….……………………...41
Библиографический список………………..……………..………………………..45

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая (2).docx

— 205.62 Кб (Скачать файл)

Центры социальной защиты осуществляют правовую и юридическую помощь несовершеннолетним и их семьям. Контролируют криминальные семьи и лиц, которые вовлекают детей и подростков в преступления. Помогают устроиться в жизни вышедшим из заключения.   В центрах социально-педагогической поддержки дошкольников занимаются обучением и воспитанием детей по программе детских садов, осуществляют психологическую и педагогическую реабилитацию детей с отклонениями в умственном и физическом развитии. Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа, ведется психологический и педагогический контроль за процессом реабилитации.В работе с семьей социальный педагог выделяет работу с родителями. Контакт с родителями помогает эффективнее осуществлять индивидуальную реабилитационную программу, организовать патронат.   Особое внимание обращается на семьи, которые оказались в тяжелом материальном положении, учатся, работают на вредном предприятии, многодетные, нетрудоспособные, имеющие детей-инвалидов.

Таким образом,    Задача социального педагога в работе с семьей – это разрешение кризисных ситуаций. Кроме того, следует обратить внимание и на их своевременное предупреждение и нейтрализацию.   К предупреждению относится материальная помощь семьям со стороны государства в виде выплаты пособий. Предоставление льгот, социальной помощи. Социальный педагог кроме педагогических проблем, работа ссемье, решает социальные, экономические, медицинские и психологические задачи. Главная цель – мобилизовать внутренние силы семьи на преодоление кризиса. Для этого, во-первых, необходимо проанализировать проблемы. Во-вторых, следует проконсультироваться со специалистами, в-третьих, определить пути выхода из кризиса. Но любую работу с семьей социальный педагог начинает с её изучения.

Способы решения проблем семьи, описанные в курсовой работе, также являются теорией и, лишь небольшой часть, практикой. Потому что социальная педагогика в области семьи – это новое направление работы социального педагога с проблемами в обществе.  Но даже то, что совершается на сегодня в этой сфере, не маловажно и статистика показывает хорошие результаты работы. Ведь социальные педагоги прилагают все усилия, чтобы семья педагогически, психологически, социально и материально развивалась правильно и гармонично.

ГлаваIIИзучение опыта по защите прав семьи муниципального  казенного дошкольного образовательного учреждения детского сада №30 г. Еманжелинска

2.1 Цели и задачи  практической работы

Цель практической работы: познакомить родителей с нормативными документами в вопросах защиты прав семьи, содержание и формы социально-педагогической работы с семьями.

Задачи:

- охарактеризовать международные документы по защите прав семьи;

- проанализировать российское регулирование в области защиты прав семьи;

- описать международные органы в сфере защиты прав семьи

Для исследования данной темы, мною использован широкий спектр источников: учебная литература, материалы периодической печати, публикации по данному вопросу, и прежде всего документы,, в которых содержаться основные положения: законы, акты нормативно – правового характера.

Практическая работа выполнялась на базе дошкольного образовательного учреждения детского сада № 30 г. Еманжелинска.

 

 

 

 

 

 

Структура МКДОУ д/с №30

 

 

 

 

 

 

Социальный паспорт

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 30 Челябинской области г. Еманжелинска

Общие сведения об образовательном учреждении

1. Тип: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общего вида № 30

2. Вид: Общеобразовательный

3. Юридический адрес: 456580, г. Еманжелинск, Челябинская область, ул. Гагарина  8 а.

4. Контактные телефоны  8(351-38) 2-18-42

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 30 построен в 1982 году.

Администрация:

1. Заведующий МКДОУ д/с  №30 Петрова Марина Александровна

2. Старший воспитатель  - Развозжаева Татьяна Леонидовна

Специфика ДОУ (программа, контингент детей, тип ДОУ) –

Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада. /Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон, Е. В. Соловьёва и др., научный руководитель Т. Н. Доронова. - М.: Просвещение, 2003. - 78с.

Наш дом - Южный Урал: Программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики. /Т. М. Бабунова и др. - Челябинск: Взгляд, 2005. - 239 с.

Я и моё здоровье: Практическое пособие для развития и укрепления навыков здорового образа жизни у детей от 2 до 7 лет. Программа занятий, упражнения, дидактические игры. /Т. А. Тарасова, Л.С. Власова. - М.: Школьная пресса, 2009.

Всего количество воспитанников – 140 детей

Проживающие в семье - 131 детей

Под опекой – 9

Из детского дома – нет

Из многодетных семей – 17детей

Из «неполных семей» - 28 детей

Наличие в ДОУ условий для образовательной деятельности, творческого развития – создана предметно развивающая среда, проводятся занятия по подгруппам, работают кружки, спортзал;  социальной адаптации детей – действуют договора сотрудничества библиотекой, Домом культуры; наличие органов самоуправления родителей – функционирует Совет ДОУ, родительский комитет.

Направления деятельности социального педагога в ДОУ:  работа по защите прав ребенка, работа по социальному развитию личности ребенка, профилактика негативных явлений и оказание помощи тем, кто находится в сложной ситуации,  работа по активизации воспитательного потенциала семьи,   работа с родителями, не выполняющими обязанности по отношению к детям, работа с родителями социально опасных семей, работа с социально незащищенными семьями,  работа с ближайшим окружением. работа с социальными институтами.

Взаимодействие с другими социальными общественными структурами:   комиссия по делам несовершеннолетних (КДН);  отдел по делам несовершеннолетних (ОДН); отдел опеки и попечительства Муниципалитета;  детская поликлиника; детская библиотека; школа;  дома детского творчества;  психологические центры.

Функциональные обязанности социального педагога ДОУ

— Планирование работы на выполнение Федерального закона РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и организация работы по реализации окружных программ «Социум», «Семья», «Образование и здоровье».

— Сбор и накопление информации о детях, нуждающихся в социальной защите.

— Изучение психолого-педагогических особенностей, отклонений в поведении детей, оказание своевременной помощи и поддержки.

— Сбор информации о семьях и выявление социально опасных семей.

— Работа с социально опасными семьями.

— Изучение опыта работы, связанного с охраной прав детей и воспитанием.

— Работа с воспитателями по социальной адаптации детей.

— Обсуждение на педагогических советах вопросов, связанных с социальной адаптацией детей.

— Проведение консультаций с родителями по вопросам социальной адаптации детей.

— Взаимодействие со всеми муниципальными и окружными структурами, занимающимися социальной работой с детьми.

Работа социального педагога начинается со сбора данных для социального паспорта дошкольного учреждения. Для этого ему потребуется информационная помощь администрации садика и других организаций (отдела опеки, детской поликлиники и т.д.).

Социальный паспорт  включает следующие разделы: характеристика семей по количеству детей в семье; характеристика семей по уровню дохода (на основе оценки своего дохода родителями); характеристика семей по языку общения (русскоязычные, двуязычные, плохо владеющие русским языком, не владеющие русским языком (один из родителей не владеет русским языком); характеристика семей по уровню образования (среднее, среднее специальное, неполное высшее, высшее, родители имеют ученую степень); выделение в особую группу детей, растущих с опекунами или в семьях приемных воспитателей; выделение в особую группу детей с особенностями в развитии; выделение групп детей, растущих в неполных семьях (воспитываются матерью, отцом); выделение группы детей из семей безработных;выделение группы детей из семей беженцев и вынужденных мигрантов; выделение группы детей из семей военнослужащих; выделение группы детей, родители которых находятся в местах заключения; выделение группы детей, родители которых являются студентами.

Социальный паспорт семьи

Ф.И.О. ребенка:_____________________________________________________

Дата рождения: ______________________________________________________

Ф.И.О. родителей (опекунов)___________________________________________

Мама: ______________________________________________________________

Папа: _______________________________________________________________

Дата рождения:

мама ________________________________________________________________

папа ________________________________________________________________

Статус семьи_________________________________________________________

Количество детей в семье______________________________________________

Место работы родителей_______________________________________________

Мама _______________________________________________________________

Папа________________________________________________________________

Образование родителей:

Мама _______________________________________________________________

Папа ________________________________________________________________

Домашний адрес______________________________________________________

Жилищное условие (дом,  квартира): ____________________________________

Ф.И.О. бабушки, дедушки при совместном проживании__________________________________________________________

Каждая выделенная группа связана с возникновением или существованием определенных проблем, поэтому она должна находиться в поле зрения социального педагога.

В этом представлении вы найдете перечень утверждений, характеризующие различные стороны жизни ученика: его поведение, трудности обучения, особенности взаимоотношений с учителями и сверстниками.

Анкета "Взаимоотношения в семье"

Предлагаемая анкета поможет определить взаимоотношения в семье, выявить семейные конфликты и наметить пути их устранения.

1. Вы считаете взаимоотношения в вашей семье:

очень хорошими;

хорошими;

З) не очень хорошими;

плохими;

не очень плохими.

2. Считаете ли вы свою  семью дружным семейным коллективом?

1) да;

2) не совсем;

3) нет.

3. Какие семейные традиции  способствуют укреплению вашей семьи?

(перечислите эти традиции)

4. Как часто ваша семья собирается вместе?

ежедневно;

по выходным дням;

редко.

5. Что делает ваша семья, собравшись вместе?решаете сообща жизненные проблемы;занимаетесь семейно-бытовым трудом;работаете на приусадебном участке;вместе проводите досуг, смотрите телепередачи;обсуждаете вопросы учебы детей;делитесь впечатлениями о прожитом дне, о своих успехах и неудачах; каждый занимается своим делом;

8) допишите...

6. Бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты? 1) дачасто;иногда;редко;

не бывают.

7. Чем обусловлены ссоры, конфликты?

1) непониманием членами семьи друг друга;

2) нарушением этики взаимоотношений (грубость, неверность, неуважение и др.);

3) отказом участвовать  в семейных делах, заботах; разногласиями в вопросах воспитания детей;

злоупотреблением алкоголем;

другими обстоятельствами (укажите какими).

8. Нарушались ли ваши (ребенка)  гражданские  права в условиях ДОУ (как?);

9.  Обращались ли  за помощью.

Анкета для родителей «Знаешь ли ты свои права?»

Предлагаемая анкета состоит из вопросов, большинство которых носит открытый характер. Просим  серьезно и честно отнестись к заполнению анкет, т.к. ответы помогут составить правдивую картин по вопросу знания прав и реализации прав и свобод человека.

  1. Ваш пол и возраст_______________________________________________
  2. Интересует ли Вас информация, касающаяся Ваших прав, если да, то почему?________________________________________________________
  3. Получаете ли Вы информацию о  своих правах и где?___________________________________________________________________________________________________________________________
  4. Отметьте основные имеющиеся  (на Ваш взгляд) у Вас права: право на жизнь, право на свободу слова, право на свободу действий, право на личную неприкосновенность, право на образование, право на отдых, право  собственности, право на безопасность, другое_________________________________________________________
  5. Знаете ли Вы о существовании Конвенции о правах ребенка, принятой ООН?_______________________________________________________
  6. Считаете ли Вы, что Ваши права нарушаются? Если да, то какие?__________________________________________________________
  7. Если Ваши права нарушаются, то где это происходит чаще всего?__________________________________________________________
  8. Будете ли Вы настаивать на соблюдении прав человека, если при этом будет ущемлены права другого человека?______________________________________________________
  9. Кто мог бы помочь в защите Ваших прав?___________________________
  10. Как Вы считаете нужна ли специальная служба, занимающаяся консультированием и защитой прав, семьи?______________________________________________________

Иными словами, социальная защита семьи подразумевает собой меры социального характера, а именно: меры социального обеспечения, социальной помощи, психологическую, реабилитационную и другую помощь оказываемую государственными и муниципальными учреждениями, некоммерческими и благотворительными организациями.

Социально-правовая защита семьи комплекс мер социального и правового характера, обеспечивающих защиту прав семьи и каждого его члена в отдельности, направленных на полноценное функционирование данного социального института, включающих в себя меры реабилитационного, профилактического и правового характера. Данное обстоятельство с необходимостью придает социально-правовой защите семьи характер системногообразоания. Но прежде чем о последнем будет сказано, ответим на вопросы, от чего нужно защищать семью и кто ее будет защищать? Ведь семья выступает в роли объекта социально-правовой защиты. Субъектом данной защиты будет выступать тот, кто будет защищать интересы, права и свободы семьи. В данном случае, главным субъектом социально-правовой защиты выступает государство, которое призвано выражать общественные интересы. Свою непосредственную функцию государство выполняет с помощью разработки и принятия норм социально-правовой защиты, которая включает в себя: создание эффективной нормативно-правовой базы, регулирующей отношения между семьей и государством; увеличение адресности оказания социальной поддержки нуждающимся семьям, семьям с одним родителем; регулирование системы медицинского и социального обслуживания семей; разработка мер по повышению уровня жизни населения, путем усовершенствования политики занятости и политики доходов российских семей и многое другое.

Информация о работе Работа по защите прав семьи в условиях дошкольного образовательного учреждении