Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 20:20, курсовая работа
Актуальность темы обуславливается, прежде всего, тем, что обязательства, возникающие из азартных игр, пари и смежных с ними институтов гражданского права, являются новейшими гражданско-правовыми институтами, получившими свое правовое закрепление лишь в конце ХХ века. Здесь важно отметить, что первоначально такие обязательства как азартные игры и пари, в силу негативного отношения к ним, развивались исключительно в рамках публичного права (уголовного, административного). И только с принятием части второй Гражданского кодекса Российской Федерации им было уделено достойное внимание в рамках гражданско-правового регулирования.
ВВЕДЕНИЕ
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИГР И ПАРИ
1.1 Законодательное определение понятий «Игры» и «Пари»
1.2 Классификация игр и пари
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ (НЕКОТОРЫХ) ВИДОВ ИГР И ПАРИ
3. ОТВЕТСВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ИГРАХ И ПАРИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
До недавнего времени, рассматриваемые отношения регулировались лишь Постановлением Правительства от 25 июля 2002г. № 525 «О лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений», Федеральный Закон от 31 июля 1998г.№ 142 «О налоге на игорный бизнес»44, рядом других актов, а с 1 января 2004г. еще и специальной главой Налогового кодекса45.
В последнее время в связи с широким полулегальным распространением игорных заведений был принят ряд законов и подзаконных актов в данной сфере: Федеральный Закон от 11 ноября 2003г. № 138-ФЗ «О лотереях»46, Федеральный Закон от 29 декабря 2006г. №244- ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ», Приказ Министерства Финансов от 26.12.2006г. № 183н «Об утверждении Положения о порядке осуществления Федеральной службой по финансовому мониторингу контроля за исполнением организациями осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы».47.
К числу действующих актов, содержащих специальные нормы об азартных играх, особое место занимает Налоговый кодекс Российской Федерации, в который включена гл. 29 "Налог на игорный бизнес"48. Значение содержащихся в этом Кодексе норм состоит среди прочего и в том, что они включают легальное определение прежде всего понятия "азартной игры". Имеется в виду ст. 364 Налогового кодекса49, которая признает азартной игрой "соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками между собой либо с организатором игорного заведения (организатором тотализатора) по правилам, установленным организаторами игорного заведения (организаторами тотализатора)".
В той же статье (364) приведено и определение "пари". Под ним подразумевается "основанное на риске соглашение о выигрыше двумя или несколькими участниками между собой либо с организатором игорного заведения (организатора тотализатора), исход которого зависит от события, относительно которого неизвестно, наступит ли оно или нет".
Из приведенных определений следует, по крайней мере, то, что, во-первых, природа игр и пари является договорной и, во-вторых, то, что игры и пари представляют собой самостоятельные правовые конструкции.
Азартные игры и азартные пари - две непременных формы "игорного бизнеса", выделенного в той же статье Налогового кодекса. Под "игорным бизнесом" имеется в виду "предпринимательская деятельность, связанная с извлечением организациями или индивидуальными предпринимателями доходов в виде выигрышей и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющиеся реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг"50.
Игорный бизнес относится
к лицензируемой
Общие положения об играх и пари.
Посвященная этому ст. 1062 Гражданского Кодекса Российской Федерации51 состоит из трех норм.
Первая из них определенным образом отражает общее отрицательное отношение к играм и пари со стороны законодателя. В полном соответствии с этим предусмотрено, что требования граждан и юридических лиц, связанные с организацией игр и пари или с участием в них, "не подлежат судебной защите". Из указанного следует, что в равной степени не подлежат судебной защите требования, адресованные как проигравшему участнику или организатору о выплате выигрыша, так и участнику - о внесении платы за участие в розыгрыше.
Статья 1062, как носящая по отношению к ст. 11 Гражданского Кодекса52 исключительный характер, не подлежит распространительному толкованию. В связи с этим указанный запрет не должен распространяться на требования третьих лиц, в частности тех, кто выступал займодавцем по отношению к проигравшему, если только деньги не были предоставлены им сознательно "по игре". Последнее делает его фактическим соучастником в игре53.
Статья 1062 Гражданского Кодекса, однако, не содержит указания на то, что обязательство из игры и пари в виде общего правила вообще не возникает. Напротив, использованная в Гражданского Кодекса Российской Федерации формула - "требования... не подлежат судебной защите" позволяет сделать вывод, что игра и пари способны породить определенные обязательства, хотя и лишенные исковой защиты54. С указанным различием связано весьма важное последствие, относящееся к имевшему место добровольному исполнению долга. Речь идет о том, что, если обязательство признано существующим, добровольное исполнение считается надлежащим, и, следовательно, исполненное не может быть истребовано обратно. Подобная ситуация как раз и возникает непосредственно из ст. 1062 Гражданского Кодекса. Иное дело, если бы законом (кодексом) обязательство из игры и пари вообще не было признано возникающим. Тогда "добровольное исполнение" могло бы быть истребовано обратно как неосновательное обогащение. Чтобы избежать этого, кодексы разных стран, не признающие существования обязательства из игры и пари, все же сочли необходимым, как уже отмечалось, включить специальную на этот счет норму, которая не исключает возможности истребовать обратно добровольно исполненное55.
3.ОТВЕТСВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРОВЕДЕНИИ ИГР И ПАРИ
Лицам, которые в соответствии с условиями проведения лотереи, тотализатора или иных игр признаются выигравшими, должен быть выплачен организатором игр выигрыш в предусмотренных условиями проведения игр размере, форме (денежной или в натуре) и срок, а если срок в этих условиях не указан, не позднее десяти дней с момента определения результатов игр либо в иной срок, установленный законом56.
В случае неисполнения организатором игр обязанности участник, выигравший в лотерее, тотализаторе или иных играх, вправе требовать от организатора игр выплаты выигрыша, а также возмещения убытков, причиненных нарушением договора со стороны организатора.
Разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне может быть аннулировано органом управления игорной зоной в следующих случаях57:
1) ликвидация
в установленном порядке
2) несоответствие
игорного заведения
3) нарушение
организатором азартных игр
4) неоднократное
нарушение организатором
5) заявление организатора азартных игр.
Вслучае, если в течение трех лет с даты получения разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне организатор азартных игр не приступил к осуществлению деятельности по организации и проведению азартных игр в соответствующей игорной зоне, данное разрешение аннулируется.59
Организатор игры или пари, не выплативший причитающийся участнику выигрыш, обязан возместить ему причиненные этим убытки в полном объеме (т.е. включая упущенную выгоду). Кроме того, за участником сохраняется право требовать выплаты ему самого выигрыша. Разумеется, игрок не может взыскать причитающийся ему выигрыш дважды: первый раз - в виде упущенной выгоды, а второй - в качестве собственно выигрыша. Очевидно, указанное правило имеет смысл в тех случаях, когда выигрыш должен выдаваться в натуральной (товарной) форме60.
Лица, виновные в нарушении Федерального закона, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления выдает организатору лотереи предписание в случае нарушения организатором лотереи следующих условий:
1) представление организатором лотереи в указанный уполномоченный орган неполной или недостоверной информации;
2) неисполнение организатором лотереи решения указанного уполномоченного органа об устранении организатором лотереи выявленного нарушения в установленный срок.
Отзыв выданного организатору лотереи разрешения на проведение лотереи осуществляется на основании решения суда61. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления вправе обратиться в суд с заявлением об отзыве выданного организатору лотереи разрешения на проведение лотереи в случае неоднократного или грубого нарушения организатором лотереи условий, указанных в части 2 настоящей статьи, либо при выявлении следующих нарушений:
1) нецелевое
использование средств,
2) нарушение
организатором лотереи
3) невыполнение
обязательных нормативов
Одновременно
с подачей заявления в суд
федеральный орган
Действия (бездействие) и решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации, уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченного органа местного самоуправления могут быть обжалованы в суд.